Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации пос. Сеймчан 28 апреля 2012 года Среднеканский районный суд Магаданской области в составе федерального судьи Чернецова А.И., при секретаре Зотовой О.С., с участием зам. прокурора Среднеканского района Гайзель О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Сеймчан, ул. Николаева,2 в помещении Среднеканского районного суда 28 апреля 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Среднеканского района о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 2, 3, 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 27.01.2012 года № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год», У С Т А Н О В И Л: Прокурор Среднеканского района обратился в суд с заявлением, указав, что администрацией муниципального образования «поселок Сеймчан» 27.01.2012 года издано постановление № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год», которое опубликовано 23.03.2012 года в газете «Новая Колыма Вести» № 12 (240). Проведенной проверкой установлено, что отдельные нормы указанного постановления противоречат требованиям жилищного законодательства. Так, согласно пункту 2 постановления установлен экономически обоснованный размер платы за жилое помещение в многоквартирных домах с календарной разбивкой на 2012 год в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения согласно приложению № 1, в том числе: собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размере платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах; нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах. Также, п. 3 постановления на территории МО «поселок Сеймчан» установлен размер платы за жилое помещение с календарной разбивкой на 2012 год согласно приложению № 2, в том числе: собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах; нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решении об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах. Считает, что указанные пункты противоречат ч.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ и содержат в себе коррупциогенный фактор, поскольку изданы за пределами компетенции органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «поселок Сеймчан». Кроме того, п. 6 постановления администрации МО «поселок Сеймчан» № 25 от 27.01.2012 года установлено, что оплата услуг, оказанных населению по вывозу твердых (жидких) бытовых отходов взимается исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения при составе семьи из трех и более человек из нормы 18 кв.м на одного члена семьи, при составе семьи из двух человек из нормы 42 кв.м. общей площади жилья, для одиноко проживающего гражданина 33 кв.м. социальной нормы общей площади жилья. Считает, что указанная норма противоречит ч.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, которым установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Просит признать пункты 2, 3, 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 27.01.2012 года № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» противоречащими требованиям ч. 2 и ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ. Обязать администрацию муниципального образования «поселок Сеймчан» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда привести пункты 2, 3, 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 27.01.2012 года № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» в соответствие с требованиями ч. 2 и ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ. Администрация муниципального образования «поселок Сеймчан» своего представителя в судебное заседание не направила, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования «поселок Сеймчан», в порядке ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании зам. прокурора Среднеканского района Гайзель О.А. на удовлетворении требований настаивала, просила суд признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 2 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» в части установления экономически обоснованного размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах с календарной разбивкой на 2012 год в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения согласно приложению №1 собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах; - п. 3 указанного постановления в части установления размера платы за жилое помещение с календарной разбивкой на 2012 год согласно приложению № 2 собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах и п. 6 постановления. Также просила суд, обязать администрацию муниципального образования «поселок Сеймчан» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда привести пункты 2, 3, 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 27.01.2012 года № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» в соответствие с требованиями ч. 2 и ч. 3 ст. 156 ЖК РФ. Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Частью 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Администрацией муниципального образования «поселок Сеймчан» 27 января 2012 года издано постановление № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год», которое 23.03.2012 года опубликовано в газете «Новая Колыма. Вести» № 12 (240). Пунктом 2 указанного постановления установлен экономически обоснованный размер платы за жилое помещение в многоквартирных домах с календарной разбивкой на 2012 год в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения согласно приложению № 1: - собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах; - собственникам, не выбравшим способ управления; - нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах. Пунктом 3 постановления установлен размер платы за жилое помещение с календарной разбивкой на 2012 год согласно приложению № 2: - собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах; - собственникам, не выбравшим способ управления; - нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах. Ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ относит к компетенции органов местного самоуправления установление размера платы: 1) за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; 2) за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Кроме того, так же, как и ч. 3 ст. 156 ЖК РФ, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ относит к компетенции органов местного самоуправления установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае, если решение по данному вопросу не принято собственниками помещений. В соответствии с п. 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 2 оспариваемого постановления в части установления экономически обоснованного размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах с календарной разбивкой на 2012 год в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения согласно приложению №1 собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах и п. 3 оспариваемого постановления в части установления размера платы за жилое помещение с календарной разбивкой на 2012 год согласно приложению № 2 собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, удовлетворению не подлежит. Ч. 3 ст. 156 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления устанавливают в том числе размер платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Таким образом, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом и независимо от того, приняли собственники на общем собрании решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирном доме или нет. При таких обстоятельствах, требование прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 2 оспариваемого постановления в части установления экономически обоснованного размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах с календарной разбивкой на 2012 год в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения согласно приложению №1 нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах и п. 3 постановления в части установления размера платы за жилое помещение с календарной разбивкой на 2012 год согласно приложению № 2 нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах, подлежит удовлетворению. Пунктом 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» установлено, что оплату за услуги, оказанные населению по вывозу твердых (жидких) бытовых отходов взимать исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения при составе семьи из трех и более человек из нормы 18 кв.м. на одного члена семьи, при составе семьи из двух человек из нормы 42 кв.м. общей площади жилья, для одиноко проживающего гражданина 33 кв.м. социальной нормы общей площади жилья. Указанная норма противоречит ч.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, которой установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Кроме того, суд исходит из того, что оплата услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ. При этом ст. 156 ЖК РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) не ставят установление размера оплаты услуг по вывозу твердых бытовых услуг в зависимость от социальной нормы общей площади занимаемого жилого помещения и состава проживающих в жилом помещении лиц. Суд приходит к выводу о том, что соответствии с действующими нормами ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (включающей и оплату за вывоз бытовых отходов) определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Таким образом, требование прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» подлежит удовлетворению. Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. П. 30 указанного Постановления предусмотрено, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". В силу конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) суд не может обязать орган, издавший нормативный правовой акт, дополнить или изменить этот акт. Суд вправе лишь по жалобе заинтересованных лиц проверить соответствие такого акта федеральному законодательству. В связи с чем, требование прокурора о возложении на администрацию в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда обязанности привести п.п. 2, 3, 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 27.01.2012 года № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» в соответствие с требованиями ч. 2 и ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, удовлетворению не подлежит. В соответствии с подпунктами 9, 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены: прокурор; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Частью 4 статьи 103 ГПК РФ установлено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Среднеканского района удовлетворить частично. Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу отдельные положения постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год»: - п. 2 постановления в части установления экономически обоснованного размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах с календарной разбивкой на 2012 год в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения согласно приложению №1 нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах; - п. 3 постановления в части установления размера платы за жилое помещение с календарной разбивкой на 2012 год согласно приложению № 2 нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирных домах, где собственники помещений не выбрали способ управления, либо выбрали способ управления, но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах; - п. 6 постановления. В удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год»: - п. 2 постановления в части установления экономически обоснованного размера платы за жилое помещение в многоквартирных домах с календарной разбивкой на 2012 год в расчете на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения согласно приложению №1 собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах; - п. 3 постановления в части установления размера платы за жилое помещение с календарной разбивкой на 2012 год согласно приложению № 2 собственникам помещений, выбравшим способ управления, но на общем собрании не принявшим решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирных домах, о возложении на администрацию муниципального образования «поселок Сеймчан» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда обязанности привести п.п. 2, 3, 6 постановления администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» от 27.01.2012 года № 25 «О размере платы за жилое помещение в многоквартирных домах в муниципальном образовании «поселок Сеймчан» на 2012 год» в соответствие с требованиями ч. 2 и ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Срок изготовления решения ДД.ММ.ГГГГ. Федеральный судья А.И. Чернецов