Прокурор района к МУЗ `Среднеканская ЦРБ` о понуждении оборудовать вход в административное здание пандусом с поручнями



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе федерального судьи Куралевской А.Б.,

При секретаре Найда В.Е.,

С участием старшего помощника прокурора Среднеканского района Легонькова С.Д., представителя муниципального учреждения здравоохранения «Среднеканская центральная районная больница» Авиловой О.А., представителя администрации муниципального образования «Среднеканский район» Кравченко Р.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сеймчан ДД.ММ.ГГГГ в здании Среднеканского районного суда, расположенного по ул. Николаева № 2, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «Среднеканская центральная районная больница» о понуждении оборудования административного здания пандусами при входе в здание и поручнями на наружных,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Среднеканского района обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению здравоохранения «Среднеканская центральная районная больница» (далее МУЗ «Среднеканская ЦРБ») указав, что проведенной проверкой в учреждении выявлены нарушения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, так вход в здание скорой помощи не имеет пандуса и наружная лестница не имеет поручней.

Указанные нарушения требований законодательства, существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Просил суд обязать МУЗ «Среднеканская ЦРБ» обеспечить беспрепятственный доступ в здание отделения скорой помощи путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружных лестницах в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и установить срок исполнения данной обязанности.

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать МУЗ «Среднеканская ЦРБ» обеспечить беспрепятственный доступ в административное здание, расположенное по ул. Южная 13 в п. Сеймчан, путем сооружения поручней пандуса наружной лестницы в соответствии с требованиями Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и установить срок исполнения данной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель МУЗ «Среднеканская ЦРБ» Авилова О.А. в судебном заседании с заявленными прокурором требованиями согласилась и пояснила, что в административном здании МУЗ «Среднеканская ЦРБ», расположенном по ул. Южная 13 в п. Сеймчан имеется вход, наружная лестница которого оснащена пандусом, однако пандус не имеет поручней. Данный недостаток будет устранен.

Представитель администрации муниципального образования «Среднеканский район» (далее МО «Среднеканский район») Кравченко Р.В. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что согласно федерального законодательства о социальной защите инвалидов, расходы на проведение мероприятий направленных на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отнесены на бюджеты всех уровней. В бюджете МО «Среднеканский район» на текущий год не предусмотрено денежных средств на данные нужды. Кроме того, действующим законодательством рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и ввести в действие региональные целевые программы по обеспечению, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что до настоящего времени сделано не было. Также федеральным законодательством установлено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, а также проектно-организационные мероприятии должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Учитывая то, что организация инвалидов была ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ по решению суда, согласовать с общественным объединением инвалидов указанные меры не представляется возможным. Выполнение законодательства о социальной защите инвалидов может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны), а выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. Согласно сведениям, предоставленным МУЗ «Среднеканская ЦРБ», диспансерное наблюдение, обследование, переосвидетельствование инвалидов производится медработниками на дому, при необходимости больные доставляются в учреждение силами и средствами самого учреждения, вход в здание оборудован пандусом, все диагностические службы расположены на первом этаже административного здания.

В связи с эти, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Аналогичные основания отказа в удовлетворении заявленных требований изложены в отзыве и дополнении к отзыву на иск прокурора.

Выслушав прокурора, представителя МУЗ «Среднеканская ЦРБ» Авилову О.А., представителя администрации МО «Среднеканский район» Кравченко Р.В. и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Из исследованной в судебном заседании проектной документации (выкипировки), предоставленной МУЗ «Среднеканская ЦРБ», административное здание, расположенное по ул. Южная 13 в п. Сеймчан, состоит из двух корпусов (двухэтажного и трехэтажного), сообщающихся между собой проходом и составляющих единый комплекс.

В соответствии с п. 10.3 Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области",к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Пунктом 10.9 Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области", объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Аналогичные требования содержатся в Ведомственных строительных нормах ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

Кроме того, пунктом 2.6.1. Ведомственных строительных норм ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» установлено, что все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

В судебном заседании установлено, что в административном здании МУЗ «Среднеканская ЦРБ» имеется вход, оборудованный пандусом, что также подтверждается проектной документацией (выкипировкой) и не отрицается сторонами.

Однако пандус не оборудован поручнем, что не соответствует требованиям п. 10.9 Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области" и п. 2.5.6 Ведомственных строительных норм ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

При таких обстоятельствах требование прокурор об обязании МУЗ «Среднеканская ЦРБ» обеспечить беспрепятственный доступ в административное здание, расположенное по ул. Южная 13 в п. Сеймчан, путем сооружения поручней пандуса наружной лестницы, подлежит удовлетворению.

Доводы представителя администрации МО «Среднеканский район» о том, что выполнение законодательства о социальной защите инвалидов может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны), а выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, судом не может быть принято во внимание, т.к. данная норма предусмотрена Сводом правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», которые согласно примечанию не распространяются на учреждения, предназначенные для стационарного пребывания больных, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения: стационары (больницы и диспансеры) различного уровня обслуживания (от сельских до республиканских), различного профиля (многопрофильные, психиатрические, кардиологические, восстановительного лечения и др.), которым является МУЗ «Среднеканская ЦРБ», здание которой расположено по ул. Южная 13 в п. Сеймчан.

Судебные расходы по настоящему делу, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составили 4.000 руб.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Среднеканская центральная районная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ в административное здание, расположенное по ул. Южная 13 в п. Сеймчан, путем сооружения поручней пандуса наружной лестницы в соответствии с требованиями Постановления администрации Магаданской области от 03.06.2010 N 307-па (ред. от 16.12.2010) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Магаданской области" и Ведомственных строительных норм ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения».

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Среднеканская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский район» в размере 4.000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Среднеканский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Срок изготовления решения суда ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья А.Б. Куралевская