Решение суда по иску прокурора о понуждении МУП Жилкоммунсервис представить на утверждение лимиты на размещение отходов, образующихся от деятельности, произвести паспортизацию опасных отходов



Дело № 2-164/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«26» апреля 2011 года пос. Сеймчан

Среднеканский районный суд Магаданской области

В составе федерального судьи Калыновой А.А.,

При секретаре Воропаевой Ю.А.,

С участием старшего помощника прокурора Среднеканского района Легонькова С.Д.,

Представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия «Жилкоммунсервис» Дмитриева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2011 года в помещении Среднеканского районного суда, расположенного по адресу: ул. Николаева, д. 2, пос. Сеймчан, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района к муниципальному унитарному предприятию «Жилкоммунсервис» о понуждении разработать и представить на утверждение лимиты на размещение отходов, образующихся от деятельности, произвести паспортизацию опасных отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Среднеканского района обратился в суд с настоящим исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилкоммунсервис» (далее МУП «Жилкоммунсервис»), указав, что основными видами деятельности ответчика являются: производство, распределение и отпуск тепловой энергии; обеспечение теплом, горячим водоснабжением, сбор, очистка и распределение воды (водоснабжения) и т.п. В результате осуществления МУП «Жилкоммунсервис» своей деятельности образуются производственные отходы, при обращении с которыми должны соблюдаться особые требования.

В деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно: не разработаны паспорта отходов 1-4 класса опасности, удостоверяющих принадлежность отходов к отходу соответствующего вида и класса опасности, а также не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Полагает, что неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Просил суд обязать ответчика разработать паспорта отходов 1-4 класса опасности, удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и представить их на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области в двухмесячный срок; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и представить их на утверждение Управление Росприроднадзора по Магаданской области в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и пояснил, что основными видами деятельности ответчика являются: производство, распределение и отпуск тепловой энергии; обеспечение теплом, горячим водоснабжением, сбор, очистка и распределение воды (водоснабжения) и т.п. Технологический процесс по выработке тепловой энергии осуществляется ответчиком посредством эксплуатации котельной с. Верхний Сеймчан, обеспечивается путем сжигания в котельной каменного угля, используемого для подогрева воды в целях тепло - энергоснабжения. В результате осуществления ответчиком технологического процесса по выработке тепловой энергии в горячей воде на котельной в с. Верхний Сеймчан образуются производственные отходы в виде золошлака, оставшегося от сжигания угля, а также каменноугольной пыли, образующейся в результате хранения каменного угля на приобъектном складе котельной с. Верхний Сеймчан. Согласно классификационному каталогу отходов, пыль каменноугольная отнесена к 4 классу опасности для окружающей природной среды. В деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления.

Просит суд обязать ответчика разработать паспорта отходов 1-4 класса опасности, удостоверяющие принадлежность отхода к отходу соответствующего вида и класса опасности и представить их на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области в двухмесячный срок; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и представить их на утверждение Управление Росприроднадзора по Магаданской области в двухмесячный срок и не возражал против предоставления срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - МУП «Жилкоммунсервис» Дмитриев М.В. в судебном заседании согласился с исковым заявлением прокурора, и просил предоставить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица - не заявляющего самостоятельных требований - Управления Росприроднадзора по Магаданской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с исковым заявлением согласны, заявленные требования просили удовлетворить в полном объеме.

Суд, полагает возможным рассмотреть данный иск в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - представителя Управления Росприроднадзора по Магаданской области в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, представителя ответчика и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из Устава МУП «Жилкоммунсервис» следует, что основными видами деятельности предприятия является: производство, распределение и отпуск тепловой энергии; обеспечение теплом, горячим водоснабжением, сбором, очисткой и распределение воды (водоснабжения) и т.п.

Как установлено в судебном заседании, в результате осуществления ответчиком технологического процесса по выработке тепловой энергии в горячей воде на котельной в с. Верхний Сеймчан, образуются производственные отходы в виде золошлака, оставшегося от сжигания угля, а также каменноугольной пыли, образующейся в результате хранения каменного угля на приобъектном складе котельной с. Верхний Сеймчан.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред.29.12.2010 года) «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Под отходами производства и потребления понимаются - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред.29.12.2010 года) «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться также на основе принципа: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 26.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»(ред. от 30.12.2008)предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с паспортизацией отходов урегулированы Инструкцией по заполнению паспорта опасного отхода, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002 года № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» (далее Инструкция).

Согласно п. 1 Инструкции, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органами МПР России по соответствующему субъекту РФ.

Паспорт опасного отхода составляется на отходы 1-4 класса опасности для окружающей природной среды.

Из классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ№ 786 от 02.12.2002 года, следует, что согласно коду классификации № 31402101 11 00 4 - пыль каменноугольная отнесена к 4 классу опасности для окружения окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» проекты нормативов образования индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Отношения в сфере разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение урегулированы приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее Порядок).

В соответствии с п. 5 Порядка, нормативы образовании отходов и лимитов на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекса обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

В соответствии с п.п. 5.5.9, 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 26.07.2010) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов 1- 4 класса опасности.

Из исследованных в судебном заседании объяснения и.о. директора МУП «Жилкоммунсервис» от ДД.ММ.ГГГГ и информации Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № АШ - 11/1167, МУП «Жилкоммунсервис» не имеет паспортов отходов 1-4 класса опасности и проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

При таких обстоятельствах, требования прокурора обязать МУП «Жилкоммунсервис» разработать паспорта отходов 1-4 класса опасности, удостоверяющие принадлежность отхода к отходу соответствующего вида и класса опасности и представить их на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и представить их на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области, подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по настоящему делу, на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составили 4.000 руб.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилкоммунсервис»:

- разработать паспорта отходов 1-4 класса опасности, удостоверяющие принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и представить их на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и представить их на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилкоммунсервис» в доход муниципального образования «Среднеканский район» государственную пошлину в размере 4.000 (четырех тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение десяти дней через Среднеканский районный суд.

Федеральный судья А.А. Калынова