о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-48/2011РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Спирово 03 июня 2011 года

Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего – судьи Астахова В.А. при секретаре судебного заседания Смородиной Н.И.,

с участием представителя истца Спиридоновой А.Н. - Воронцова В.Н.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования городское поселение поселок Спирово Спировского района Тверской области - Федотовой М.В., представителя Межведомственной комиссии при администрации Спировского района Тверской области М.Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 48/2011 по иску Спиридоновой А.С. о признании действий администрации муниципального образования городское поселение поселок Спирово Спировского района Тверской области об отказе в предоставлении жилого помещения незаконными и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Спиридонова А.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области о признании действий администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области об отказе в предоставлении жилого помещения незаконными и обязании администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение или выдать субсидию на приобретение жилья, компенсации морального вреда в размере 15000 рублей, взыскании с ответчика в ее пользу в счет возмещения расходов по оплате услуг ее представителя в размере 3000 рублей и в счет возмещения судебных расходов в виде оплаты за оформление доверенности в размере 1300 рублей (л.д.1-3).

Представитель истицы Спиридоновой А.Н. - Воронцов В.Н. (по доверенности – л.д.20) в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования Спиридоновой А.С.: просил признать действия администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области об отказе в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Спиридонову А.С. незаконными и обязать администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области принять Спиридонову А.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 19 марта 2010 года; взыскать с администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области в пользу Спиридоновой А.С. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей и в счет возмещения судебных расходов в виде оплаты за оформление доверенности в размере 1300 рублей, а также взыскать с администрации муниципального образования городское поселение поселок Спирово Спировского района Тверской области в счет компенсации морального вреда 15000 рублей (л.д.132). В обоснование заявленных исковых требований представитель истца Воронцов В.Н. пояснил, что 26 января 2010 года его доверительница обратилась с заявлением к главе администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области о предоставлении ей, как участнику Великой Отечественной войны, и вдове инвалида Великой Отечественной войны С.Н.А., умершего в 2003 году, благоустроенного жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку нуждалась в улучшении жилищных условий. Уведомлением от 14 апреля 2010 года администрация муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области истице отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 24 февраля 2011 года его доверительница снова обратилась в администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по тем же основаниям, но ей вновь было отказано в этом. В письме от 14 марта 2011 года глава администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово сообщил истице, что в принятии на учет, как нуждающейся в жилом помещении, ей отказано в связи с тем, что частный дом, в котором она постоянно проживала с мужем, и проживает по настоящее время, заключением Межведомственной комиссии Спировского района от 19.03.2010 года был признан пригодным для проживания. Однако, дом, в котором истица проживает в настоящее время был построен ее мужем в 1954 году, в доме только печное отопление, никаких удобств в доме нет. Необходим капитальный ремонт дома. В соответствии с принятым законодательством ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены благоустроенным жильем, то есть имеющим центральное отопление, водоснабжение и канализацию. Указом Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов» и Федеральным законом РФ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, то есть предоставление им благоустроенного комфортабельного жилого помещения. Поэтому, в предоставлении благоустроенного жилого помещения его доверительнице, являющейся участником Великой Отечественной войны, было отказано незаконно и необоснованно. В связи с указанными незаконными действиями ответчика истица Спиридонова А.С. понесла физические и нравственные страдания, которые она оценивает в 15000 рублей.

Представитель ответчика администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области - Федотова М.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования признала частично и пояснила, что администрация муниципального образования городское поселение п.Спирово признает иск Спиридоновой А.С. в части признания действий администрации об отказе в постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности постановки истицы на такой учет, поскольку на сегодняшний день имеется заключение Межведомственной комиссии Спировского района от 23.05.2011 года, которым ее жилой дом признан непригодным для проживания. Однако, с требованиями истицы и ее представителя о постановке Спиридоновой А.С. на учёт, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, именно с 19.03.2010 года и о компенсации морального вреда в каком-либо размере она не согласна, поскольку Спиридоновой А.С. пропущен трехмесячный срок обжалования действий администрации, установленный ГПК РФ, с момента подачи ею заявления о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении от 27.02.2010 года и получения ею уведомления администрации об отказе в постановке на такой учет от 14.04.2010 года, в соответствии с требованиями Положения о порядке ведения органами местного самоуправления городского поселения Спировского района Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Спировского района Тверской области от 08.04.2008 года №120, а также ввиду того, что постановка истицы на данный учет задним числом не позволит Департаменту социальной защиты населения Тверской области, осуществляющему субсидирование приобретения жилья для очередников в поселениях, произвести надлежащее выделение субсидии на улучшение жилищных условий для Спиридоновой А.С. Она считает, что истице Спиридоновой А.С., как нуждающейся в улучшении жилищных условий, согласно указанному Положению, для постановки на указанный учет необходимо в жилищную комиссию администрации вновь подать заявление о принятии на учет с приложенным пакетом документов. Поскольку, обжалуемый истицей отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, был основан на имевшемся тогда заключении Межведомственной комиссии Спировского района от 19.03.2010 года, соответствующем требованиям ст.51 ЖК РФ и вышеуказанного Положения, и в результате этого отказа Спиридоновой А.С. не были причинены какие-либо убытки, то оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда не имеется. Поэтому в указанной части представитель ответчика просил в заявленном иске отказать; исковые требования Спиридоновой А.С. о возмещении расходов на услуги представителя и судебных расходов по оплате оформления доверенности на своего представителя, оставила на усмотрение суда.

Третье лицо - департамент социальной защиты населения Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил; ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в отсутствие своего представителя. Указанное ходатайство с учетом мнения остальных участников судебного заседания, удовлетворено.

Из отзывов представителя третьего лица - заместителя начальника департамента социальной защиты населения Тверской области В.Л.М. на исковое заявление Спиридоновой А.С. следует, соответственно, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Статьей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, перечень которых является исчерпывающим. Принятие граждан на учет по обеспечению жильем не входит в компетенцию органов социальной защиты населения Тверской области (л.д. 26– 27, 119).

Представитель Межведомственной комиссии при администрации Спировского района, привлеченной к участию в дела в порядке ст.47 ГПК РФ, М.Д.С., полномочия которого подтверждены постановлением главы администрации Спировского района Тверской области «О межведомственной комиссии для оценки соответствия установленным требованиям жилых помещений, расположенных на территории Спировского района» от 08 февраля 2010 года №68-п, в качестве заключения по настоящему делу полностью поддержал вышеуказанную позицию представителя ответчика Федотовой М.В. по основаниям, изложенным ею, и пояснил, что первое обследование дома №........ <адрес>, в котором проживает Спиридонова А.С., проводилось 19.03.2010 года и по его итогам были составлены акт обследования помещения и заключение №24 Межведомственной комиссии при администрации Спировского района, согласно которым данный дом был признан пригодным для проживания. Повторное обследование этого же дома проводилось 23.05.2011 года и Межведомственной комиссией при администрации Спировского района было вынесено новое заключение №63 от 23.05.2011 года, которым дом истицы был признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и, соответственно, непригодным для постоянного проживания. Указанные расхождения в этих заключениях комиссии связаны с тем, что первоначально имелись рекомендации жилищной инспекции Тверской области и компетентных должностных лиц администрации Тверской области, в силу которых непригодными для проживания жилыми помещениями могли признаваться те, в которых имелся значительный износ несущих конструкций, без учета отсутствия в жилых помещениях надлежащих коммуникаций (газового или центрального отопления, водо- и газопровода, канализации). Поскольку позже участились случаи обжалования, в том числе со стороны ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, отказов комиссий в постановке на учет на улучшение жилищных условий, вынесенных по указанным основаниям, с учетом последних выступлений в СМИ вышеруководящих органов РФ, в том числе и из Министерства Регионального Развития, где четко разъясняется, что в случае отсутствия водопровода, канализации, газоснабжения, дом считается непригодным для проживания, особенно если в данном доме проживают граждане – ветераны Великой Отечественной войны, то и изменились критерии оценок состояния жилых помещений – Межведомственной комиссией стали более тщательно осматриваться помещения на предмет их ветхости и учитывается отсутствие в них благоустройств.

Свидетель Федорова Т.Г. в судебном заседании пояснила, что ей известно о том, что Спиридонова А.С. обращалась в администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области с заявлением об улучшении жилищных условий. Она, являясь членом Межведомственной комиссии при администрации Спировского района, возила Спиридонову А.С. на медицинское обследование и лично была у нее дома в январе – феврале 2010 года. В доме Спиридоновой А.С. нет воды, канализации и газа; ветхий ли дом, она не обратила внимания. Несмотря на то, что дом Спиридоновой А.С. неблагоустроен, она не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку имелось заключением Межведомственной комиссии Спировского района от 19 марта 2010 года дом, которым дом был признан пригодным для постоянного проживания.

Свидетель Спиридонова Л.Н. в судебном заседании показала, что она приходится истице Спиридоновой А.С. снохой, проживает отдельно от нее. При этом она пояснила, что дом по <адрес>, в котором проживает истица, одноквартирный. Жилье это ветхое, в доме холодно, отопление печное, подпол с дырками и поэтому истице приходится спать в валенках и фуфайке. Дому требуется капитальный ремонт. Вместе с истицей в доме проживает сын истицы, которому 60 лет. В 2010 году она обратилась с заявлением в администрацию городского поселения п. Спирово за улучшением жилищных условий для истицы. Ей было рекомендовано собрать пакет документов и подождать заключения межведомственной комиссии. При осмотре дома она лично не присутствовала. Позднее им пришло уведомление администрации городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области об отказе в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Затем они обратились в Спировский отдел социальной защиты населения с заявлением о выделении денежных средств на ремонт дома и проведения газового отопления, однако им сказали, что на ремонт дома подлежат выделению только 8000 рублей. Ей известны случаи, когда участники Великой Отечественной войны, поживающие в <адрес> и имеющие жилищные условия схожие с условиями истицы, обеспечивались жильем за счет средств органа местного самоуправления.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции РФ гарантировано право граждан на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Глава 25 ГПК РФ определяет производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ.

Признанными по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан. К таковым относятся: малоимущие и иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, признанные по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Из изложенного следует, что ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, а также полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из удостоверения, выданного отделом социальной защиты населения Спировского района Тверской области 25 апреля 2003 года и справки, выданной МСЭК № 2 на имя Спиридоной А.С. видно, что истица является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы вследствие общего заболевания (л.д. 4,6).

Из справки № 47 от 14 октября 1983 года, выданной Спировским районным военным комиссариатом Калининской области, видно, что Спиридонова А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, служила в качестве вольнонаемной в Советской армии с 15 января 1942 года по 15 октября 1942 года (л.д. 5).

Из справки, выданной отделом по Лихославльскому и Спировскому районам Военного комиссариата Тверской области 07 апреля 2011 года, следует, что Спиридонова А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проходила службу в Вооруженных силах с июня 1941 года по август 1943 года в составе 112-го отдельного батальона аэродромного обслуживания, который входил в состав действующей армии (л.д. 31).

В суде установлено, что истица является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями сторон, удостоверением серии I-А №........, выданного отделом социальной защиты населения Спировского района Тверской области 12 августа 1991 года на имя С.Н.А. (л.д.69) и свидетельством о смерти С.Н.А. (л.д.70.)

Согласно договору от 16 апреля № 22 Спиридонову Н.А. (мужу истицы) предоставлялся в бессрочное пользование земельный участок по адресу: <адрес>, под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности (л.д.121-122).

Согласно экспликации жилого дома №........ по <адрес> общеполезная площадь дома составляет 19,1 кв.м., в том числе жилая площадь - 11,6 кв.м. (л.д. 123).

Согласно сообщению государственного регистратора Вышневолоцкого отдела Управления Федеральной регистрационной службы от 28 февраля 2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 120).

Из справки администрации муниципального образования п.Спирово Спировского района Тверской области № 438 от 03 июня 2011 года следует, что Спиридонова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации муниципального образования п.Спирово Спировского района Тверской области когда-либо не состояла и по настоящее время не состоит (л.д. 152).

Таким образом, истица не имеет в собственности никаких жилых помещений, и не является нанимателем таковых по договорам социального найма.

Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Из материалов дела, видно, что 26 января 2010 года Спиридонова А.С. обратилась в администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области с заявлением о разрешении вопроса о предоставлении ей благоустроенного жилья (л.д.7).

01 апреля 2010 года администрацией муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области истице сообщено, что по вопросу постановки на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вынесено на заседание жилищной комиссии от 31.03.2010 года, но принятие решения отложено в связи с отсутствием заключения межведомственной комиссии, созданной администрацией Спировского района, и в целях проверки соответствия жилого помещения пригодным для проживания и выявления оснований, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Решение по данному вопросу будет принято после предоставления акта межведомственной комиссией (л.д. 8).

Из выписки из протокола четвертого заседания жилищной комиссии при администрации муниципального образования городского поселения п.Спирово от 13 апреля 2010 года, постановления администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области от 13 апреля 2010 года № 16-п и уведомления администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области от 14 апреля 2010 года № 289, следует, что согласно решению жилищной комиссии от 13 апреля 2010 года № 4 Спиридоновой А.С., ветерану – участнику Великой Отечественной войны, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании ст. 53 и подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ. Отказ мотивирован тем, что представленные истицей документы, не подтверждают право соответствующего гражданина состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 9, 34-38).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

В соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из заключения № 24 от 19 марта 2010 года о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, следует, что Межведомственная жилищная комиссия при администрации Спировского района, утвержденная постановлением главы администрации Спировского района от 08.02.2010 года № 68 - п, в составе председателя М.Д.С., заместителя председателя комиссии Ш.В.В., секретаря комиссии Ф.В.И., членов комиссии и приглашенного собственника помещения Спиридоновой А.С. по результатам рассмотренных документов, по заявлению и при участии собственника жилого дома (помещения) по адресу: <адрес> и на основании акта Межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования от 19 марта 2010 года № 24 приняла заключение о соответствии жилого помещения д.10 по ул. Интернациональной, п. Спирово Тверской области, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для постоянного проживания (л.д. 34,35,36, 72,73).

Поскольку из материалов дела видно, что 13 апреля 2010 года администрацией муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области принято постановление об отказе в принятии на учет Спиридоновой А.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и 14 апреля 2010 года заявительница Спиридонова А.С. уведомлена об отказе в принятии ее на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, то учитывая положения ч.1 ст. 256 ГПК РФ суд считает, что истицей был пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления. Ходатайство о восстановлении указанного пропущенного процессуального срока стороной истицы не заявлялось. При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования Спиридоновой А.С. в части возложения на администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 19 марта 2010 года, то есть с даты вынесения заключения Межведомственной комиссии при администрации Спировского района Тверской области о признании, занимаемого ее жилого помещения пригодным для постоянного проживания, удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела видно, что истица обращалась также и в другие учреждения с просьбами об улучшения ей, как участнику Великой Отечественной войны, жилищных условий (л.д. 10-16, 58-61).

Судом установлено, что 24 февраля 2011 года истица повторно обратилась в администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области с заявлением о разрешении вопроса о предоставлении ей благоустроенного жилья, приложив к нему требуемый пакет документов (л.д. 17, 137 -151). Поскольку в ходе судебного разбирательства по делу, поводом к возбуждению которого послужило своевременное и надлежащим образом оформленное обжалование (в порядке ст.256, 131, 132 ГПК РФ) истицей Спиридоновой А.С. действий ответчика, связанные с отказом в улучшении жилищных условий, последовавшим на ее повторное заявление от 24 февраля 2011 года, представитель ответчика – администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области Федотова М.В. исковые требования Спиридоной А.С. в части постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий признала, то при таких обстоятельствах суд считает целесообразным принять признание иска представителем ответчика – администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области - Федотовой М.В., поскольку находит исковые требования Спиридоновой А.С. в данной части подлежащими удовлетворению, так как для этого имеются достаточные основания: по указанному заявлению Спиридоновой А.С. от 24 февраля 2011 года имеется заключение Межведомственной комиссии при администрации Спировского района, составленное 23 мая 2011 года о непригодности для проживания занимаемого ею жилья; представитель ответчика иск в указанной части признал добровольно и данное признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц; сторонам разъяснены и понятны процессуальные последствия признания иска ответчиком; возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд не может согласиться с позицией стороны истицы о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 19 марта 2010 года по основаниям необоснованности.

По мнению суда исковые требования Спиридоновой А.С. в части признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению в части постановки ее на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 24 февраля 2011 года, то есть с момента подачи ею заявления в комиссию администрации городского поселения п.Спирово Спировского района Тверской области.

Вместе с тем, рассматриваемые исковые требования в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, по мнению суда, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

При этом ссылку стороны истца на положения п.1 ст. 16 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», суд считает несостоятельной, поскольку данная норма права связывает возможность требования возмещения морального вреда исключительно в случае его возникновения реальных убытков заявителя, причиненных в результате незаконного отказа органа местного самоуправления, а доказательств причинения таких убытков истице суду не представлено.

Согласно ст. 151, 1099 ГК РФ, если гражданину причинены нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину личные нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

Требования данной нормы, безусловно, распространяются на те случаи, когда нравственные страдания причинены в связи с нарушением именно неимущественных прав.

В обоснование своих доводов о причинении морального вреда сторона истицы ссылается на нравственные и физические страдания, вызванные действиями ответчика.

В силу ч.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Истицей в судебном заседании не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении ей со стороны ответчика физических и нравственных страданий.

В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, поскольку обстоятельств, которые в соответствии с законом являются основанием к возмещению, причиненного морального вреда, не установлено.

Оплата истицей Спиридоновой А.С. услуг своему представителю Воронцову В.Н. в размере 3000 руб. за представление ее интересов в настоящем судебном заседании подтверждается представленной распиской представителя истца Воронцова В.Н. от 27.03.2011 года (л.д.19).

Разрешая заявленное требование о возмещении судебных расходов суд, руководствуясь положениями ст.100 ГПК РФ о праве суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, в разумных пределах, ввиду того, что это является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым – на реализацию требования ч.3 ст.17 Конституции РФ (осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свобод других лиц), учитывая, что Воронцов В.Н. в качестве представителя истца Спиридоновой А.С. принимал участие в судебном заседании, проводившемся в течение 4-х дней, оказывал доверителю юридическую помощь в форме представления интересов в Спировском районном суде по настоящему делу, в составлении документов правового характера, что усматривается из протоколов судебных заседаний, суд считает возможным удовлетворить данные требования истицы в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С учетом того, что основные исковые требования Спиридоновой А.С. подлежат удовлетворению, то с ответчика – администрации муниципального образования городского поселения п.Спирово Спировского района Тверской области в её пользу подлежат взысканию неразрывно связанные с этими требованиями и являющиеся производными от них расходы на оформление у нотариуса Спировского нотариального округа Тверской области Р.Т.А. доверенности на имя представителя истицы Воронцова В.Н. от 22 февраля 2011 года в размере 1300 руб. (л.д.20).

В силу подп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года №374-ФЗ) ответчик, являющийся органом местного самоуправления, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Спиридоновой А.С. к администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области о признании незаконными действия администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области об отказе в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области принять Спиридонову А.С. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со дня подачи ею заявления, то есть с 24 февраля 2011 года.

Взыскать с администрации муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области в пользу Спиридоновой А.С. в счет возмещения расходов по оплате услуг ее представителя в размере 3000 рублей и в счет возмещения судебных расходов в виде оплаты за оформление доверенности в размере 1300 рублей.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Освободить администрацию муниципального образования городское поселение п.Спирово Спировского района Тверской области от взыскания государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Спировский районный суд в течение 10 дней с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Астахов