Об оспаривании в части решения должностного лица



Дело № 2 - 103\2011РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июня 2011 года п.Спирово

Спировский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Бабенко Т.В.

при секретаре Харченко О.Н.

с участием представителей заявителей Гордеевой Т.Е., Патрунина Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -103 по жалобе Крошкиной З.А., Евстафьевой Т.А., Кольцовой Л.A., Манцевой Г.В. на решение должностного лица - ведущего инженера Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тверской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

В суд поступила жалоба Крошкиной З.А., Евстафьевой Т.А., Кольцовой Л.A. и Манцевой Г.В. на решение должностного лица - ведущего инженера Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тверской области Селезневой Н.С. о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ г. №........ в части отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании представители заявителей Гордеева Т.Е. и Патрунин Н.А. пояснили, что при проверке документов, представленных в ФГУ «ЗКП» по Тверской области для постановки на государственный кадастровый учет 4 земельных участков, принадлежащих на праве собственности Крошкиной З.А., Евстафьевой Т.А., Кольцовой Л.A., Манцевой Г.В., выделенных в установленном порядке из земель сельхозназначения СПК «было выявлено, что в межевом плане: в содержании четыре раза приведены разделы «Чертеж земельных участков и их частей» и «Акт согласования местоположения границы земельного участка»; неверно приведена нумерация граф таблицы реквизита 1 раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях"; неверно приведено наименование графы 4 реквизита 1 раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", также из-за отсутствия установленных границ исходного земельного участка №........ в соответствии с требованиями земельного законодательства. С учетом указанных замечаний приведены в соответствие межевые планы, но представители заявителей пояснили, что на них необоснованно и незаконно возлагается обязанность проведения кадастровых работ в отношении исходного земельного участка, что не предусмотрено никаким законом, поэтому они просят данное решение отменить и обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области осуществить действия по проведению государственного кадастрового учёта по их заявлению.

Представитель ФГУ «ЗКП» Чекменев В. Н. с жалобой не согласен, считает, что решение ФГУ «ЗКП» по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №........ об отказе в осуществлении кадастрового учета вынесено законно, а доводы, указанные заявителем, незаконны и необоснованны, пояснив в обоснование своей позиции, что действительно ДД.ММ.ГГГГ г. Гордеевой Т.Е. было представлено заявление №........ о постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков, образованных из состава единого землепользования с кадастровым номером №........, путем выдела в счет долей в праве общей собственности. Статьей 22 Закона «О… кадастре» определен перечень необходимых для кадастрового учета документов, в том числе для постановки на учет земельного участка необходимо предоставление межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). Пунктом 12 ст. 38 Закона «О… кадастре» установлено, что форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В результате проверки документов, представленных заявителями на государственный кадастровый учет, были выявлены основания для отказа в государственном кадастровом учете вышеуказанного земельного участка при постановке на кадастровый учет, в том числе – границы исходного земельного участка с кадастровым номером №........ не установлены в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ч.7 ст.38 Закона « О кадастре» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Данное обстоятельство явилось основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета на основании п.3 ч.2 ст.27 Закона «О кадастре» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями. Изложенные заявителям требования о предоставлении перечня документов являлись законными и основанными на нормах действующего законодательства, т.к. требования к форме и содержанию межевого плана являются обязательными, процедура постановки участка на кадастровый учет установлена законом и обязательна для всех граждан.

Выслушав представителей заявителя и ФГУ «ЗКП», допросив специалиста Гордеева Ю.С., изучив представленные документы, суд пришел к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В статье 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ также установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В силу положений ст.1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» (далее – «О кадастре») государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе… Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе осуществляется кадастровый учет земельных участков и других объектов недвижимости.

Федеральный закон «О кадастре» предполагает возможность принятия регистрирующим органом двух решений при наличии недостатков в оформлении представленных документов: приостановление осуществления кадастрового учета и отказ в осуществлении кадастрового учета. При этом в случае не представления необходимых для кадастрового учета документов (п.4 ч.2 ст.26) принимается решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, а в случае представления документов, которые по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона – об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Исходя из требований, предъявляемых к составу и содержании документов, представляемых для кадастрового учета, установленных ст.22 Федерального закона № 331-ФЗ от 24.07.2007 года « О кадастре», «Порядком ведения государственного кадастра недвижимости», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20.02.2008 г., Письма Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 18.04.2008 г. № ВК/1835 «Об организации приема документов», и анализа исследованных в судебном заседании первичных документов, представлявшихся для государственного кадастрового учета, суд считает, что выявленные в представленных документах недостатки не являются основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учета в соответствии с п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ, т.е. оспариваемое решение не является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства.

Порядок проведения согласительных процедур при разрешении споров о местоположении выделяемого земельного участка (утв. постановлением Администрации Тверской области от 23 августа 2006 г. N 212-па, с изменениями от 24 марта 2009 г.), который разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", законом Тверской области от 09.04.2008 N 49-ЗО "О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области" и устанавливает правила проведения согласительных процедур, используемых участниками долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - участники долевой собственности) при разрешении споров о местоположении земельного участка, выделяемого в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельная доля).

Судом установлено, что заявители являются собственниками долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №........ (исходный земельный участок), расположенный по адресу: <адрес> площадью 12300000 кв.м. Доли принадлежат заявителям на праве собственности, что подтверждается Свидетельствами о праве собственности на землю: серии <данные изъяты> №........ – Манцевой Г.В., серии <данные изъяты> №........ – Кольцовой Л.А., серии <данные изъяты> №........ – Евстафтевой Т.А., серии <данные изъяты> №........ – Крошкиной З.А., выданными ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-31).

Заявителями было принято решение о выделении своих земельных участков в натуре, в связи с чем они в сентябре <данные изъяты> года подали объявление в газету «Тверские ведомости» о назначении собрания участников общей долевой собственности с указанием его даты и места проведения, но собрание не состоялось в связи с неявкой участников, поэтому в ноябре <данные изъяты> года они вторично подали объявление в газету «Тверские ведомости» о назначении собрания участников общей долевой собственности с указанием его даты и места проведения, но собрание снова не состоялось в связи с неявкой участников общей долевой собственности (л.д.38-47).

Через месяц после опубликования указанного объявления заявители, как участники общей долевой собственности на землю, заказали проведение кадастровых работ по выделу принадлежащих им на праве собственности земельных участков, работы проводились ООО «<данные изъяты>», были подготовлены межевые планы, выделяемые земельные участки соответствуют требованиям ст. 4 и ст. 13 Закона РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании ч. 2 ст. 20 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» заявители, как собственники объектов недвижимости, были вправе обратиться с заявлениями о постановке на учет выделенных земельных участков.

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ года в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области уполномоченным лицом заявителей - Гордеевой Т.Е. было представлено заявление №........ о постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков, образованных из состава единого землепользования с кадастровым номером №........, путем выдела в счет долей в праве общей собственности. ДД.ММ.ГГГГ года было вынесено решение №........ об отказе в осуществлении кадастрового учета (л.д.67), предложено исправить ряд ошибок и недоработок в межевых планах.

После приведения межевых планов в соответствие с указанными ранее требованиями ДД.ММ.ГГГГ г. в орган кадастрового учета уполномоченным лицом Гордеевой Т.Е. было снова представлено заявление №........ о постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков, образованных из состава единого землепользования с кадастровым номером №........, путем выдела в счет долей в праве общей собственности. ДД.ММ.ГГГГ года было вынесено решение №........ об отказе в осуществлении кадастрового учета (л.д.48), предложено исправить ряд ошибок и недоработок в межевых планах, в том числе в данном решении указано, что в нарушение требований земельного законодательства не установлены границы исходного земельного участка с кадастровым номером №........, что послужило основанием для обращения заявителей в суд. В обоснование своих требований и возражений представители заявителей пояснили, что на них необоснованно и незаконно возлагается обязанность проведения кадастровых работ в отношении исходного земельного участка.

Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 11.5 ЗК РФ предусматривает возможность выдела земельного участка, находящегося в долевой собственности, когда образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" : ст.13 устанавливает, что участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований ст.4 настоящего Федерального закона. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.

Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка. Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю.При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с п.3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.Данные возражения должны быть обоснованными. Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна предоставить суду доказательства наличия тех обстоятельств, на которых она основывает свои требования или возражения.

Давая оценку установленным судом обстоятельствам и пояснениям участвующих в деле лиц, проанализировав основания отказа в постановке земельных участков, принадлежащих заявителям на праве собственности, на кадастровый учет, указанные ФГУ «ЗКП» по Тверской области в решении от ДД.ММ.ГГГГ г., суд считает, что первые 4 указанные в решении основания являются формальными и малозначительными и не влияют на возможность осуществления кадастрового учета земельных участков, в настоящее время согласно пояснениям представителей заявителей они исправлены. Заявителями полностью соблюдена установленная вышеуказанными Законами РФ процедура осуществления выдела земельных участков. Возложение на них обязанности по проведению кадастровых работ по определению границ исходного земельного участка с кадастровым номером №........ какими-либо действующими законами не предусмотрено. При этом суд отмечает, что в первом отказе о постановке выделяемых земельных участков на кадастровый учет ( решение от ДД.ММ.ГГГГ года) такого основания для отказа не было указано, а практика постановки выделяемых земельных участков на кадастровый учет из земель сельхозназначения в Спировском районе показывает, что ранее в подобных ситуациях отказа ФГУ «ЗКП» по Тверской области не было, хотя исходные земельные участки не имеют установленных границ ( земли сельхозназначения СПК «<данные изъяты>», СПК «<данные изъяты>», СПК «<данные изъяты>»), на какие-либо изменения в законодательстве представитель ФГУ «ЗКП» по Тверской области не указал.

Также суд считает имеющим значение тот факт, что Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" был принят 24.07.2002 N101-ФЗ, он установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, однако, исходный земельный участок с кадастровым номером №........ был предоставлен в собственность МП «<данные изъяты>» постановлением Главы администрации Спировского района от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства о праве собственности на землю были выданы заявителям в <данные изъяты> году, в кадастровой выписке об исходном земельном участке отмечено, что граница земельного участка не установлена, но он внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, возложение на заявителей, как участников общей долевой собственности, обязанности по приведению в соответствие с требованиями законодательства исходного земельного участка является незаконным.

Согласно статье 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка в соответствии с ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» рассматриваются в суде. В настоящее время каких-либо споров в отношении выделяемых земельных участков или нарушения законных прав и интересов других лиц не установлено.

Принимая во внимание, что обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий, бездействий органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения, отсутствие ссылки на конкретный закон в обоснование своих возражений со стороны органа, решение которого оспаривается, суд считает, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о необоснованности отказа в постановке земельных участков на кадастровый учет, который препятствует заявителям в осуществлении их полномочий, как законных обладателей вещного права на данные земельные участки, обжалуемое решение, устанавливая препятствие в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, не дает возможности собственникам распорядится принадлежащим им имуществом по своему усмотрению.

Руководствуясь ст. 194, 198 -199,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение должностного лица - ведущего инженера Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тверской области Селезневой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ г. №........ в части отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» из-за отсутствия установленных границ исходного земельного участка №........ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Обязать ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Тверской области осуществить действия по проведению государственного кадастрового учёта по заявлению №........ о постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков, образованных из состава единого землепользования с кадастровым номером №........, путем выдела в счет долей в праве общей собственности в установленный Федеральным Законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» срок.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд через Спировский районный суд.

Председательствующий Т.В. Бабенко