Об отмене постановления должностного лица сельского поселения



Дело № 2-160\2011РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 августа 2011 года п. Спирово

Спировский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судья Бабенко Т.В.

при секретаре Харченко О.Н.

с участием заявителя Сергеева А.П.представителя заявителя адвоката Спировского филиала ТОКА Патрунина Н.А.,главы администрации Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области Комаровой Л.Г., представителя Царевой К.В.,

и.о. начальника ТОСЗН по Спировскому району Семеновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 160 по жалобе Сергеева А.П. на решение должностного лица о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ :

ДД.ММ.ГГГГ в Спировский районный суд Тверской области поступила жалоба Сергеева А.П. на решение должностного лица – постановление главы администрации Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области Комаровой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №........ «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», которым нарушены его законные права.

В судебном заседании заявитель Сергеев А.П., <данные изъяты> года рождения, и его представитель – адвокат Патрунин Н.А. жалобу поддержали и пояснили, что Сергеев А.П. постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Как участник и инвалид Великой Отечественной войны он обратился в администрацию Пеньковского сельского поселения с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий, т.к. он одиноко проживает в ветхом доме. Его дом был обследован межведомственной комиссией администрации Спировского района и актом от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания. На этом основании Сергеев А.П. постановлением главы администрации Пеньковского сельского поселения Комаровой Л.Г. №........ от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Однако, постановлением главы администрации Пеньковского сельского поселения Комаровой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №........ Сергеев А.П. был снят с учета по причине того, что в администрации стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ он подарил указанный дом и земельный участок своему сыну Сергееву В.А., и этот факт сочли намеренным ухудшением Сергеевым А.П. своих жилищных условий. Поскольку от того, что он подарил свой дом, в котором постоянно проживает, сыну, т.к. по возрасту и состоянию здоровья не имеет возможности его содержать и обслуживать, его нуждаемость в улучшении жилищных условий не изменилась, т.к. соответствующим актом установлено, что Сергеев А.П., инвалид 2 группы ВОВ, проживает в доме, не пригодном для проживания, при этом не имеет значения, кому принадлежит этот дом, т.е. он нуждается в улучшении жилищных условий по ст.51 ч.1 п.п. 3 ЖК РФ, поэтому его действия нельзя расценить, как намеренное ухудшение своих жилищных условий. В связи с изложенным заявитель и его представитель считают обжалуемое постановление незаконным и просят суд отменить его.

Должностное лицо – глава администрации Пеньковского сельского поселения Комарова Л.Г. с доводами заявителя не согласилась и пояснила, что Сергеев А.П. обратился в администрацию по месту жительства с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий, как инвалид ВОВ. Им был представлен пакет необходимых документов, при этом из документов следовало, что Сергеев А.П. является собственником дома №........ в <адрес>, в котором зарегистрирован и проживает, поэтому все решения по заявлению Сергеева А.П. принимались, исходя из этого факта : его дом был признан непригодным для проживания, и ее постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Сергеев А.П. был поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, сведения о нем были направлены в ТОСЗН по Спировскому району для дальнейшего решения вопроса. При повторной проверке документов Сергеева А.П. выяснилось, что еще в ноябре <данные изъяты> года, т.е. до обращения в администрацию, он подарил свой дом сыну. Данные действия Сергеева А.П. в соответствии со ст. 53 ЖК РФ являются намеренным ухудшением Сергеевым А.П. своих жилищных условий, поэтому постановлением от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета, т.к. не имелось оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий с учетом требований ст.51, 53, 56 ЖК РФ, поскольку не прошло 5 лет со дня дарения им дома.

Представитель ТОСЗН по Спировскому району – и.о. заведующего ТОСЗН Семенова Т.В. с заявлением Сергеева А.П. также не согласилась и пояснила, что считает действия главы администрации соответствующими требованиям закона: Сергеев А.П. обоснованно снят с учета, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, поскольку своими действиями намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив дом сыну и скрыв этот факт при постановке на учет.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, суд пришел к следующему :

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

При рассмотрении настоящего дела суд выяснил, имеет ли должностное лицо, действия которого оспариваются, полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актам, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Оценивая действия должностного лица - главы администрации Пеньковского сельского поселения Комаровой Л.Г. суд установил, что она действовала в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства:

Закон Тверской области от 27 сентября 2005 г. N 112-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее-Закон№112-ЗО) (с изменениями от 17 июля 2007 г., 24 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г.) в соответствии с ЖК РФ устанавливает единый порядок ведения органами местного самоуправления Тверской области (далее - органы местного самоуправления) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и направлен на реализацию гражданами конституционного права на жилище.

Согласно ст.1 Закона №112-ЗО принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в целях последующего предоставления им в установленном порядке по договорам социального найма жилого помещения, осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.6 Закона № 112-ЗО на основании заявления о постановке на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий гражданина и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт по форме, установленной Администрацией Тверской области.

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ Сергеев А.П., имеющий удостоверение инвалида 2 группы Великой Отечественной войны, обратился в администрацию Пеньковского сельского поселения с заявлением о постановке его на учет, как участника ВОВ, для улучшения жилищных условий, т.к. проживал в ветхом доме (л.д. 27).

Дом №........ в <адрес>, в котором был зарегистрирован и постоянно проживал Сергеев А.П., был обследован межведомственной комиссией администрации Спировского района (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ) и актом от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания (л.д.7-11). Давая оценку тому факту, что Сергеев А.П. временно выезжал в <адрес> к сыну, у которого был зарегистрирован по месту проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд принимает во внимание, что в указанный период времени он не приобрел права на другое жилое помещение, являясь собственником дома №........ в <адрес> (л.д. 35-37).

Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов" постановлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".

Статьей 15 ФЗ "О ветеранах" в качестве меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а-ж» и «и» п.п.1 п.1 ст.2 настоящего Федерального закона, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального Закона.

При этом ст.23.3 Федерального Закона "О ветеранах" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,15,17-19, 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно постановлению главы администрации Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области Комаровой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №........ Сергеев А.П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 5). При этом суд обращает внимание на основные факты, которые установлены эти Постановлением и имеют значение для разрешения настоящего дела: Сергеев А.П. поставлен на учет, как зарегистрированный и проживающий в доме №........ в <адрес>, участник Великой Отечественной войны, жилье которого признано непригодным (заключение Межведомственной комиссии №........ от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст.9 Закона № 112-ЗО граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об исключении из отдельного списка должны содержать основания снятия с такого учета (исключения из указанного списка) с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ЖК РФ.

Согласно ст.9 ч.2 Закона № 112-ЗО решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (исключении из списков) выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в установленном законодательством порядке.

Постановлением главы администрации Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области Комаровой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №........ «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» Сергеев А.П. снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 4). Основанием для снятия его с учета явилось то обстоятельство, что согласно сведениям из ЕГРП на день решения вопроса о постановке Сергеева А.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он не являлся собственником дома, в котором проживал, т.к. в ноябре <данные изъяты> года подарил его сыну. Это обстоятельство жилищная комиссия расценила, как намеренное ухудшение Сергеевым А.П. своих жилищных условий, в связи с чем глава администрации вынесла обжалуемое постановление, приведя в обоснование своего решения обстоятельства, предусмотренные ст.51,53,56 ЖК РФ.

Давая оценку этим обстоятельствам, суд исходит из следующего:

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и др.

Как следует из материалов дела и не опровергают участвующие в деле лица, Сергеев А.П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с ч.1 п.п.3 ст.51 ЖК РФ, поскольку дом, в котором он проживает, компетентной комиссией признан непригодным для проживания по степени ветхости. Указанное обстоятельство (состояние дома) закон не связывает со статусом проживающего в нем лица – собственника либо нанимателя жилого помещения, основной критерий в данном случае – состояние жилого помещения, поэтому его отчуждение собственником не влияет на то, будет ли это жилье признано ветхим.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В связи с этим требованием закона суд возложил на должностное лицо – главу администрации Пеньковского сельского поселения Комарову Л.Г. доказать намеренность действий Сергеева А.П. по ухудшению своих жилищных условий и причинную связь между его действиями и изменением его статуса для постановки его на учет, поскольку ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь, т.к. косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суду каких-либо обоснований позиции должностного лица, как и представителя ТОСЗН по Спировскому району, не представлено, причинная связь между действиями Сергеева А.П. по дарению дома и изменением его статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий не установлена.

Давая оценку тому факту, что Сергеев А.П. до обращения в органы местного самоуправления совершил действия, которые формально являются ухудшением жилищных условий, т.к. он лишился права собственности на жилье, суд расценивает это, как действия, совершенные не для постановки на учет для обеспечения его жильем, а в рамках свободы реализации своих прав собственника, поэтому такие действия не могут расцениваться, как намеренное ухудшение жилищных условий, следовательно, ст.53 ЖК РФ в данном случае не применима. При этом суд принимает во внимание, что согласно представленным материалам обратными договорами дарения в настоящее время Сергееву А.П. в собственность возвращен дом и земельный участок (л.д.13-14).

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то они подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета независимо от своего статуса – собственника или нанимателя. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, постановление «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» в отношении Сергеева А.П. принято при отсутствии предусмотренных законом оснований, чем нарушены законные права и интересы заявителя Сергеева А.П., поэтому его жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.194,198-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Жалобу Сергеева А.П. удовлетворить:

постановление главы администрации Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области Комаровой Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ №........ «О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий» в отношении Сергеева А.П. признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд в кассационном порядке.

Председательствующий Т.В. Бабенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200