Дело № 2-353/2010РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Спирово 22 декабря 2010 года
Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего – судьи Астахова В.А. при секретаре судебного заседания Власовой О.А.,
с участием ответчика Тимофеева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-353/2010 по иску
Тимофеева Н.А. к
Тимофееву А.Н. и Хищенко О.Н.
о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Тимофеев Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к Тимофееву А.Н. и Хищенко О.Н. о признании за ним права собственности в порядке наследования после смерти его жены Т.Н.А. на квартиру общей площадью 62,9 кв.м., имеющей кадастровый номер №........, расположенную по адресу: <адрес> В обоснование заявленных исковых требований Тимофеев Н.А. указал в исковом заявлении следующее: после смерти 10.04.2009 года его жены Т.Н.А.. осталось наследственное имущество в виде квартиры с кадастровым номером №........ (прежний кадастровый номер №........), расположенной в двухквартирном доме по адресу: <адрес> В установленный законом срок он обратился в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства и о получении свидетельства о праве на наследство на указанное недвижимое имущество. В выдаче указанного свидетельства нотариусом ему было отказано по следующей причине: согласно справке Спировского филиала ГУП "Тверское областное БТИ" от 07.06.2010 года № 331 Т.Н.А. принадлежит четырехкомнатная квартира в жилом одноэтажном доме по адресу: <адрес>, которая имеет общую площадь 62,9 кв. м, жилую площадь 43,3 кв. м., состоит из основного строения лит. А общей площадью 41,7 кв. м., а также возведенной самовольно пристройки лит. "а" общей площадью 21,2 кв. м. Квартира, площадь которой изменена без соответствующего разрешения, относится к самовольным постройкам и оснований для выдачи Тимофееву Н.А. свидетельства о праве на наследство на указанную квартиру нет. Однако конструктивных изменений в результате проведенной реконструкции указанная квартира не понесла. Указанная пристройка существовала и раньше с момента ввода в эксплуатацию жилого дома. В этой пристройке он провел отопление и утеплил ее внутри. По факту реконструкции этой пристройки ему никто претензий не предъявлял. Фактически он принял указанную квартиру в наследство после смерти жены, своевременно обратился в нотариальные органы с заявлением о принятии квартиры в наследство, продолжает проживать в квартире и пользоваться ею, но для решения вопроса о государственной регистрации права собственности на данную квартиру ему пришлось обратиться в суд с указанным иском.
Истец Тимофеев Н.А. не явившись в судебное заседание, представил заявление, в котором поддержал заявленные требования и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствия ввиду невозможности явки из-за отъезда на вахту в <адрес> (л.д.23). Указанное ходатайство истца с учетом мнения ответчика Тимофеева А.Н., удовлетворено.
Ответчик Тимофеев А.Н. признал исковые требования Тимофеева Н.А., подтвердив обстоятельства, изложенные в его исковом заявлении, уточнив, что при жизни его мать Т.Н.А. получила свидетельство о праве собственности на указанную квартиру, в котором значилось три жилых комнаты. Уже после этого, с 2006 по 2008 годы, его отец Тимофеев Н.А., проживавший совместно с матерью, перестраивал досчатую веранду квартиры: он примерно на полтора-два метра удлинил ее справа, сравняв ее правую сторону с правой стеной основного строения дома (по ширине и высоте она осталась прежней); провел в пристройку отопление и утеплил ее стены изнутри (положил между досками утеплитель). При этом капитальные стены у веранды из кирпича или бруса не делал. Внутри основного строения дома отец убрал одну перегородку в жилой комнате, расположенной ближе к выходу. Первая инвентаризация квартиры проводилась Лихославльским БТИ в 1992 году, вторая - Спировским БТИ в 2010 году. По итогам последней инвентаризации был выдан технический паспорт на квартиру, в котором уже значилось четыре жилых комнаты из-за реконструкции пристройки. При этом общая площадь дома изменилась незначительно, пристройка была реконструирована на земельном участке принадлежащем матери и с ее добровольного согласия, претензий от архитектора района, противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных компетентных гос.органов не поступало. Кроме того, ему известно, что при проведении замеров во время инвентаризации 2010 года работниками Спировского БТИ применялись более совершенные приборы, чем также вызвано расхождение с замерами от 1992 года. После смерти матери в 2009 году его отец фактически вступил в наследство на данную квартиру, он за свой счет содержит и ремонтирует ее, оплачивает коммунальные услуги. Он и его сестра Хищенко О.Н. не проживают в квартире родителей более 15 лет и отказались от своего права вступления в наследство на эту квартиру в пользу своего отца Тимофеева Н.А. Иных наследников у Т.Н.А. нет. Право собственности Тимофеева Н.А. на указанную квартиру, в том числе и на пристройку, никем не оспаривается.
Ответчик Хищенко О.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав в нем, что заявленный Тимофеевым Н.А. иск признает в полном объеме (л.д.41).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация городского поселения Спировского района Тверской области, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не прислала; глава Администрации Ш.В.В. представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в котором указал, что Администрация по заявленному иску Тимофеева А.Н. возражений не имеет (л.д.26).
Указанные ходатайства ответчика Хищенко О.Н. и третьего лица - Администрации городского поселения Спировского района Тверской области с учетом мнения ответчика Тимофеева А.Н. удовлетворены.
Свидетели М.А.К. и П.Н.К. в судебном заседании показали, что проживают неподалеку от <адрес>, где в <адрес> проживает Тимофеев Н.А. С ним и его супругой Т.Н.А. они были знакомы, иногда навещали Т.Н.А. в указанной квартире. От Т.Н.А. им известно, что данная квартира находилась в ее собственности и, что после ее смерти квартиру намеревался наследовать только ее муж Тимофеев Н.А. С 2009 года Т.Н.А. тяжело болела и 10.04.2009 года она умерла. Дети Т.Н.А. – Тимофеев А.Н. и Хищенко О.Н., как ее наследники, на эту квартиру не претендовали. Они видели, как в период с 2006 года по 2008 год Тимофеев Н.А. занимался перестройкой веранды данной квартиры. После реконструкции веранда незначительно увеличилась. Внутри веранду утеплили. Внутри указанной квартиры Тимофеев Н.А. убрал одну перегородку в жилой комнате, расположенной ближе к выходу, иных изменений строения квартиры не производил. После смерти жены Тимофеев Н.А. продолжает жить в указанной квартире, за свой счет содержит ее. Им неизвестно, чтобы кем-то оспаривалось право Тимофеева Н.А. на вступление в наследство на квартиру после смерти его жены, а также о каких-либо запрещениях по использованию квартиры со стороны государственных или муниципальных органов.
Специалист - техник-инвентаризатор Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» Т.Т.В. в судебном заседании пояснила, что в текущем году по заявлению Тимофеева Н.А. ею совместно с работниками Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» проводились инвентаризационные работы в <адрес> в <адрес>. По итогам проведенных ими замеров был составлен технический паспорт на указанную квартиру, обозреваемый в судебном заседании. Размеры квартиры, указанные в данном паспорте, в том числе: общая площадь – 62,9 кв.м., из которых в пристройке находятся: жилая комната – 10,9 кв.м., прихожая – 6,8 кв.м. и туалет – 3,5 кв.м.; жилая – 43,3 кв.м. и подсобная – 19,6 кв.м., фактически незначительно различаются с размерами этой же квартиры, указанными в плане квартиры от 06.04.1992 года: общая площадь: 41,2 кв.м., жилая – 28,7 кв.м. (без учета кухни и прихожей в основном строении и помещений в неотапливаемой веранде). Данные расхождения связаны не только с реконструкцией пристройки к квартире, указанной ответчиком Тимофеевым А.Н., но и изменением методики проведения замеров (ранее в величину общей площади квартиры не включались неотапливаемые помещения), а также с проведением более точных замеров (с помощью лазерных указателей).
Заслушав ответчика Тимофеева А.Н., свидетелей М.А.К. и П.Н.К., консультацию специалиста – техника-инвентаризатора Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» Т.Т.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно обозреваемым в судебном заседании: свидетельству о праве на наследство по закону от 10.06.2010 года, свидетельству о праве собственности от 10.06.2010 года, выданным нотариусом Спировского нотариального округа Тверской области, а также свидетельству о государственной регистрации права серии 69-АВ №063225 от 29.07.2010 года, истец Тимофеев Н.А., являясь собственником ? доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №........, площадью 1405 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, своевременно вступив в наследство после смерти своей жены Тимофеевой Н.А. на вторую половину указанного земельного участка и, тем самым приобрел право собственности на весь этот земельный участок (копии на л.д. 8,10,11).
Факт приобретения наследодателем Т.Н.А. права собственности на четырехкомнатную квартиру с кадастровым номером №........, расположенную по адресу: <адрес>, подтверждается совокупностью представленных и исследованных в судебном заседании доказательств: вышеуказанными показаниями ответчика Тимофеева А.Н., свидетелей М.А.К. и П.Н.К., а также: свидетельством о государственной регистрации права серии 69-АА №764335 от 22.12.2005 года о наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 22.12.2005 года о том, что Т.Н.А. является собственником указанной трехкомнатной квартиры с кадастровым номером №........, общей площадью 41,2 кв.м., жилой площадью 28,7 кв.м. (копия на л.д.7); свидетельством о праве на наследство по закону от 14.10.2005 года, удостоверенным нотариусом Спировского нотариального округа Тверской области, согласно которому Тимофеева Н.А. вступила в наследство оставшееся после смерти 02.03.2005 года ее матери А.Н.Г., состоящее из указанной трехкомнатной квартиры (копия на л.д.15); инвентаризационным планом данной квартиры от 06.04.1992 года, выполненным Лихославльским БТИ, согласно которому общая площадь строения квартиры с капитальными стенами составляла - 41,2 кв.м., площадь имевшейся тонкостенной пристройке – 16,4 кв.м. (без учета центрального коридора в этой пристройки, размеры которого на плане не обозначены) (копия на л.д.9); кадастровым паспортом помещения от 26.03.2010 года, выполненным Управлением Роснедвижимости по Тверской области и техническим паспортом на квартиру <адрес>, городского поселения <адрес> от 11.02.2010 года, согласно которым указанной квартире присвоен новый кадастровый номер №........; общая площадь квартиры составляет 62,9 кв.м., в том числе жилая площадь – 43,3 кв.м. и подсобная площадь – 19,6 кв.м.; при этом квартира состоит из 4-х жилых помещений (3-х в основном строении, обозначенном Лит.А и 1-ой – в пристройке под Лит.а), кухни (Лит.А), туалета и подсобного помещения (Лит.а) (копии на л.д.12-13, 31-33); справкой Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от 19.11.2010 года о наличии квартиры по адресу: <адрес>, инвентаризационная стоимость которой на 11.02.2010 года составляла 232159 руб. 06 коп. (л.д.14). При этом, в судебном заседании на основании показаний ответчика Тимофеева А.Н., свидетелей М.А.К. и П.Н.К.., консультаций специалиста - техника-инвентаризатора Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» Т.Т.В., согласующихся между собой, установлено, что несоответствие размеров общей, в том числе жилой и подсобной площадей спорной квартиры, в вышеуказанных документах вызваны, как конструктивными изменениями, произведенными истцом Тимофеевым Н.А. с учетом волеизъявления наследодателя Т.Н.А. и в ее пользу, после приобретения ею права собственности на данную квартиру, так и изменением методики, а также технических возможностей при проведении инвентаризации на 2010 год (в отличие от инвентаризации 1992 года, включение в состав общей площади квартиры площадей помещений указанной пристройки, а также получение более точных показателей при измерении помещений квартиры ввиду использования более совершенных измерительных приборов). При таких обстоятельствах, учитывая, что увеличение пространства помещений спорной квартиры, было произведено на земельном участке, находящемся в совместной собственности супругов Тимофеева Н.А. и Т.Н.А., в основном связано с изменением методики и средств технической инвентаризации, не зависящими от деятельности наследодателя и ее наследников, и в меньшей степени – от указанной реконструкции, в результате которой размеры пристройки к квартире увеличились незначительно, а также учитывая отсутствие каких-либо споров и запрещений по вопросу владения и эксплуатации квартиры, суд в порядке ст. 264 ГПК РФ считает установленным факт включения в наследственную массу после смерти Т.Н.А. оговоренной четырехкомнатной квартиры общей площадью 62,9 кв.м.
Из постановления нотариуса Спировского нотариального округа Тверской области следует, что в заявлении Тимофеева Н.А. о выдаче свидетельства о праве на наследство на имущество умершей Т.Н.А. в виде указанной квартиры отказано в связи с изменением площади квартиры без соответствующего разрешения, что свидетельствует об отнесении ее к самовольным постройкам (л.д.6).
Таким образом, по мнению суда у истца отсутствовала правовая возможность для разрешения предъявленного требования во внесудебном порядке, поэтому указанный иск заявлен им обоснованно.
Статьей 1113 ГК РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина. Факт смерти 10.04.2009 года наследодателя Т.Н.А. подтверждается представленным свидетельством о ее смерти (копия на л.д.4).
Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе и имущественные права и обязанности.
На основании вышеприведенного анализа совокупности представленных доказательств суд пришел к убеждению, что в состав наследственного имущества после смерти наследодателя Т.Н.А. входит указанная четырехкомнатная квартира с кадастровым номером 69:31:0070218:0:5/1 общей площадью 62,9 кв.м.
Статья 1142 ГК РФ предусматривает, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В судебном заседании на основании показаний ответчика Тимофеева А.Н., свидетелей М.А.К. и П.Н.К.., письменного заявления ответчицы Хищенко О.Н. (л.д.41) и обозрения: свидетельства о заключении брака между Тимофеевым Н.А. и А(Т)Н.К. (копия на л.д.5); свидетельств о рождении Тимофеева А.Н. и ФИО56 (копии на л.д.16,17), копии свидетельства о заключении брака между Хищенко П.Л. и Т. (Хищенко) О.Н. (л.д.28), достоверно установлено, что истец Тимофеев Н.А. и ответчики Тимофеев А.Н. и Хищенко О.Н. являются единственными наследниками на имущество Тимофеевой Н.А. после его смерти. Причем судом учитываются отказы ответчиков Тимофеева А.Н. и Хищенко О.Н. от вступления в указанное наследство в пользу своего отца - истца Тимофеева Н.А., наличие которых установлено в судебном заседании.
Статьей 1153 ГК РФ определены условия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства наследником. После смерти своей жены истец фактически вступил в фактическое владение ее имуществом: он нотариально оформил свое вступление в наследство на ее долю земельного участка, расположенного при спорной квартире, добросовестно, непрерывно и открыто осуществляет использование указанных земельного участка и квартиры, за свой счет несет расходы, связанные с владением и использованием данного недвижимого имущества. Данные факты нашли свое подтверждение в судебном заседании в вышеуказанных показаниях ответчика, свидетелей, при исследовании свидетельства о праве на наследство по закону от 10.06.2010 года (копия на л.д.8), свидетельства о праве собственности от 10.06.2010 года, выданного нотариусом Спировского нотариального округа Тверской области (копия на л.д.10), а также свидетельства о государственной регистрации права серии 69-АВ №063225 от 29.07.2010 года (копия на л.д.11), а также, справки нотариуса Спировского нотариального округа Тверской области от 21.07.2009 года о принятии Тимофеевым Н.А. наследства после смерти Т.Н.А., умершей 10.04.2009 года, путем подачи заявления в нотариальную контору, по поводу чего было заведено наследственное дело №101 за 2009 год (л.д.30).
Статьей 1152 ГК РФ установлено, что принятие наследником части наследства, означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось. Поэтому, принятие истцом части наследства, открывшегося после смерти его жены в виде указанной доли земельного участка, предполагает принятие им наследства этого же наследодателя в виде оговоренной квартиры.
На основании вышеизложенных обстоятельств суд считает, что Тимофеев Н.А. после смерти наследодателя Т.Н.А. фактически принял наследство, в состав которого входит указанная квартира.
Таким образом, установлен факт принятия истцом данного наследства, открывшегося после смерти его супруги.
Часть 2 ст. 218 ГК РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Поэтому, у Тимофеева Н.А. возникло право собственности на квартиру с кадастровым номером №........, общей площадью 62,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в связи с наследованием по закону после смерти владельца этого недвижимого имущества – Т.Н.А.
Таким образом, заявленные исковые требования Тимофеева Н.А. подлежат удовлетворению.
Истцом не заявлялось требование о возмещении судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Признать за Тимофеевым Н.А. право собственности, в порядке наследования после смерти его жены Т.Н.А. на квартиру с кадастровым номером №........, общей площадью 62,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Спировский районный суд в течение 10 дней с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Астахов