о признании права собственности не недвижимое имущество в порядке наследования



Дело №2-9/2011РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Спирово 10 февраля 2011 года

Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего – судьи Астахова В.А. при секретаре судебного заседания Власовой О.А.,

с участием истицы Максимовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9/2011 по иску

Максимовой Л.А. к

Максимову В.А.

о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

Максимова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Максимову В.А. о признании за ней права собственности в порядке наследования после смерти ее отца М.А.И. и ее матери М.П.М., на 2/3 доли в праве общей собственности квартиры общей площадью 39,0 кв.м., кадастровый номер №........, расположенной по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истица Максимова Л.А. поддержала заявленные требования и в их обоснование показала, что 08.08.2005 год умер ее отец М.А.И., проживавший по день своей смерти по адресу: <адрес>. 18.01.2010 года умерла ее мать И.П.М. проживавшая по этому же адресу. На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 09.04.1997 года ей и ее родителям в порядке приватизации от ЗАО «Техногаз-АМК» перешли в собственность по 1/3 доли в праве общей собственности указанной квартиры. Поэтому, после смерти ее родителей осталось наследственное имущество в виде 2/3 долей в праве общей собственности указанной квартиры. Ее брат Максимов В.А. отказался от вступления в указанное наследство в ее пользу. Иных претендентов на право собственности в отношении этого наследства нет. В июле 2010 года она обратилась в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства после смерти родителей и получении свидетельства о праве на наследство. Однако, в выдаче указанного свидетельства нотариус ей отказал по причине того, что в указанном договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан имя ее матери было записано, как «П.», а по паспорту и по свидетельству о смерти имя матери значится - «П.». Кроме того, отчество ее матери в этом договоре было записано, как «М.»; в ее свидетельстве о рождении и материалах БТИ на указанную квартиру ее мать также была записана, как «П.М.», тогда, как по паспорту и свидетельству о смерти мать значится, как «П.М.». По ее мнению указанные ошибки в договоре, в свидетельстве о ее рождении и материалах БТИ были допущены, соответственно, работниками ЗАО «Техногаз-АМК», Матвеевского сельского поселения <адрес> и Спировского БТИ по невнимательности, поскольку при жизни ее матери местные жители называли ее П. (это имя выговаривалось проще, чем П.), а документы, удостоверяющие ее личность при составлении данных договора, свидетельства о рождении и материалов БТИ не истребовались. Исправить в настоящее время указанную ошибку в договоре невозможно ввиду смерти матери и ликвидации ЗАО «Техногаз-АМК». Указанные обстоятельства и послужили основанием для ее обращения в суд с настоящим иском. После смерти своих родителей она фактически вступила во владение указанной квартирой. Она постоянно проживает в этой квартире и пользуется ею, зарегистрирована в квартире, за свой счет производит оплату коммунальных услуг и текущие ремонты, следит за сохранностью квартиры. Споров по поводу ее пользования и фактического владения данной квартирой, нет.

Ответчик Максимов В.А. не явившись в судебное заседание, представил письменное заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие и указал о своем полном признании указанного иска Максимовой Л.А., а также прислал телеграмму, в которой поттвердил отсутствие у него претензий по указанному наследству.

Свидетели Б.Н.И. и К.Т.В. показали, что проживают в <адрес>. Им известно, что в <адрес> в <адрес> постоянно проживали и были зарегистрированы супруги М.А.И. и М.П.М. со своей дочерью Максимовой Л.А. и сыном Максимовым В.А. Более 20 лет назад Максимов В.А. женился и выехал на постоянное место жительства в <адрес>. В 90-х годах Максимова Л.А. со своими родителями приобрела право собственности на указанную квартиру по договору с ЗАО «Техногаз-АМК». Более 10 лет назад указанное предприятие прекратило свою деятельность. Сначала умер отец Максимовой Л.А., после чего истица Максимова Л.А. продолжала постоянно проживать в указанной квартире, фактически самостоятельно содержала ее, поскольку ее мать – М.П.М. к тому времени была парализована, нуждалась в постоянном уходе, который ей оказывала Максимова Л.А. В 2010 году умерла мать Максимовой Л.А. После этого истица Максимова Л.А. осталась одна проживать в указанной квартире, за свой счет содержит ее и ремонтирует, оплачивает коммунальные платежи. Им неизвестно, чтобы кто-то оспаривал право фактического владения и пользования истицей указанной квартирой. При жизни мать истицы в простонародье называли П.М., хотя по паспорту ее имя и отчество были записаны, как П.М. (ранее паспорт им показывала истица).

Заслушав истицу, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 09.04.1997 года Закрытое акционерное общество «Техногаз-АМК» передало в собственность М.А.И., М.П.М. и Максимовой Л.А. квартиру общей площадью 35,50 кв.м., жилой площадью 22,69 кв.м. по адресу: <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в Краснознаменском сельском округе Спировского района Тверской области 09.07.1997 года за регистрационным номером 12.

Из свидетельства о рождении (повторного), выданного 19.11.2010 года Матвеевским с/с Спировского района Калининской области следует, что родителями Максимовой Л.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, являются М.А.И. и М.П.М..

Согласно справке Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от 13.12.2010 года, квартира №........ в жилом доме №........ по <адрес> <адрес>, общей площадью 39,0 кв.м., зарегистрирована в материалах БТИ за кадастровым номером №........ на праве совместной собственности за М.А.И., М.П.М. и Максимовой Л.А. (на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 09.04.1997 года, зарегистрированного в Краснознаменском сельском Совете Калининской области 09.07.1997 года); сведений о наличии или отсутствии запрещения или ареста данной квартиры, а также - обременения или ограничения в отношения нее, не имеется.

В ходе судебного разбирательства на основании показаний истицы Максимовой Л.А. и свидетелей Б.Н.И. и К.Т.В., а также при обозрении: копии паспорта №........, выданного на имя М.П.М. 16.09.2002 года ОВД Спировского района Тверской области; свидетельства о смерти на имя М.П.М., умершей 18.01.2010 года, выданного Отделом записи актов гражданского состояния администрации Спировского района Тверской области 28.01.2010 года; справки Администрации Краснознаменского сельского поселения от 21.12.2010 года о проживании и регистрации М.П.М. по день своей смерти 18.01.2010 года по адресу: <адрес>; копии заявления о выдаче (замене) паспорта формы 1П, поданного 17.09.2002 года М.П.М. в Спировский ОВД Тверской области; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования №........ от 07.09.2001 года на имя М.П.М.; трудовой книжки на имя М.П.М. установлен факт ошибочного написания: в договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 09 апреля 1997 года, заключенном между Закрытым акционерным обществом «Техногаз-АМК» и М.А.И., зарегистрированном в Краснознаменском сельском округе 09 июля 1997 года за регистрационным номером 12; в материалах Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ», касающихся квартиры №........ в жилом доме №........ по <адрес> <адрес>; в свидетельстве о рождении (повторном), выданном 19.11.2010 года Матвеевским с/с Спировского района Калининской области на имя Максимовой Л.А., вместо: «М.П.М.» - «М.П.М.».

При таких обстоятельствах в порядке ст. 264 ГПК РФ в ходе разбирательства дела судом установлен факт принадлежности сведений, содержащихся в указанных: договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан, в материалах Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» и в свидетельстве о рождении Максимовой Л.А., соответственно, наследодателю М.П.М..

Частями 1 и 4 ст.256 ГК РФ установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Правила определения долей супругов в общем имуществе при его разделе и порядок такого раздела устанавливается законодательством о браке и семье.

В соответствии с ч.1 ст.39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

С учетом указанных положений закона, суд считает, что наследодатели М.А.И. и М.П.А. приобрели право собственности, каждый на 1/3 доли в праве общей собственности указанной спорной квартиры. Данный факт нашел свое подтверждение при обозрении в судебном заседании вышеуказанных договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 09.04.1997 года и справки Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от 13.12.2010 года, а также следующих материалов дела: выписки из постановления №4 от 05.04.2000 года Администрации Краснознаменского сельского округа Спировского района Тверской области «Об упорядочении адресного хозяйства в населенных пунктах Краснознаменского сельского округа», согласно которому квартире, расположенной в доме №........ по <адрес> и значащейся за Максимовой Л.А. присвоен номер «1»; справки Администрации Краснознаменского сельского поселения Спировского района Тверской области от 05.11.2009 года о перенумерации дома №........ по <адрес>, в дом №........; справки Спировского филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от 21.12.2010 года о наличии квартиры по адресу: <адрес>, инвентаризационная стоимость которой на 2010 год составляла 133111 руб. 51 коп.

Согласно уведомлениям государственного регистратора Вышневолоцкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 16.07.2010 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также, отсутствуют сведения о правах отдельного лица – М.П.М., на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

Из постановления нотариуса Спировского нотариального округа Тверской области от 06.07.2010 года следует, что в заявлении Максимова Л.А. о выдаче свидетельства о праве на наследство на имущество умершей М.П.А. отказано ввиду различий в написании имени и отчества наследодателя М.П.А. в свидетельстве о ее смерти и в свидетельстве о рождении заявителя Максимовой Л.А.

Таким образом, по мнению суда у истицы отсутствовала правовая возможность для разрешения предъявленного требования во внесудебном порядке, поэтому указанный иск заявлен ею обоснованно.

Статьей 1113 ГК РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина. Факт смерти наследодателей, соответственно, М.А.И. – 08.08.2005 года, и М.П.А. – 18.01.2010 года, подтверждается представленными свидетельствами о их смерти.

Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе и имущественные права и обязанности.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального Закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникших после введения в действие указанного Закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие этого Федерального закона. Наследодатели М.А.И. и М.П.А. не провели государственную регистрацию права на указанные доли спорной квартиры. Тем не менее, они фактически приобрели право собственности на данное недвижимое имущество до вступления в силу указанного Закона, а значит, данное право является юридически действительным.

Таким образом, в состав наследственного имущества после смерти наследодателей М.А.И. и М.П.М. входит 2/3 доли указанной квартиры.

Статья 1142 ГК РФ предусматривает, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В судебном заседании на основании показаний истицы Максимовой Л.А., свидетелей Б.Н.И. и К.Т.В. обозрения: заявления и телеграммы ответчика Максимова В.А.; свидетельства о рождении Максимовой Л.А. (истицы) и Максимова В.А. (ответчика) достоверно установлено, что истица Максимова Л.А. и ответчик Максимов В.А. являются единственными наследниками на имущество, оставшееся после смерти их родителей М.А.И. и М.П.М. Причем судом учитывается отказ ответчика Максимова В.А. от вступления в указанное наследство в пользу истицы Максимовой Л.А.

Статьей 1153 ГК РФ определены условия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства наследником. После смерти своих родителей истица вступила во владение их долями спорной квартиры. Она постоянно проживает в этой квартире, зарегистрирована в ней, принимает меры по ее содержанию и ремонту, несет за свой счет расходы по оплате коммунальных платежей, что нашло свое подтверждение на судебном разбирательстве в вышеуказанных показаниях истицы, свидетелей, а также при обозрении: справки Администрации Краснознаменского сельского поселения Спировского района Тверской области от 21.12.2010 года, согласно которой на момент смерти своих родителей истица Максимова Л.А. была зарегистрирована и проживала в одной квартире с ними по адресу: <адрес>; справки нотариуса Спировского нотариального округа Тверской области от 06.07.2010 года о принятии Максимовой Л.А. наследства после смерти М.П.М., умершей 18.01.2010 года, путем подачи заявления в нотариальную контору, в связи с чем, было заведено наследственное дело №119 за 2010 год.

На основании вышеизложенных обстоятельств суд считает, что Максимова Л.А. после смерти наследодателей М.А.И. и М.П.М. фактически приняла наследство, в состав которого входит 2/3 доли в праве общей собственности указанной квартиры.

Таким образом, установлен факт принятия истицей данного наследства, открывшегося после смерти ее родителей.

Часть 2 ст. 218 ГК РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Поэтому у Максимовой Л.А. после смерти ее родителей возникло право собственности на указанные доли в праве общей собственности оговоренной квартиры в порядке наследования по закону.

Таким образом, заявленные исковые требования Максимовой Л.А. подлежат удовлетворению.

Истица отказался от возмещения судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать за Максимовой Л.А. право собственности в порядке наследования после смерти ее отца М.А.И. и матери М.П.М. на 2/3 доли в праве общей собственности квартиры с кадастровым номером №........, общей площадью 39,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Спировский районный суд в течение 10 дней с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Астахов