о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования



Дело №2-59/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Спирово 27 апреля 2012 года

Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего – судьи Астахова В.А. при секретаре судебного заседания Власовой О.А.,

с участием ответчиц Арсеньевой Н.Н. и Ильиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-59/2012 по иску

Ильиной З.Е. к

Арсеньевой Н.Н. и Ильиной В.Н.

о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

Ильина З.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к Арсеньевой Н.Н. и Ильиной В.Н. о признании за ней права собственности в порядке наследования после смерти ее мужа И.Н.П. на жилой бревенчатый дом, расположенный по адресу: <адрес>

Заявленные исковые требования Ильина З.Е. мотивировала следующим: после смерти 15.04.2007 года ее мужа – И.Н.П., осталось наледственное имущество в виде указанного дома и расположенного при нем земельного участка площадью 5000 кв.м. Ее заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении указанного недвижимого имущества, нотариусом было удовлетворено частично – ей было выдано свидетельство в отношении указанного земельного участка, а свой отказ в выдаче свидетельства в отношении дома, нотариус мотивировал отсутствием у ее мужа правоустанавливающего документа на дом. Однако, истица полагает, что поскольку ее муж фактически получил данный дом в наследство от своих родителей, прожив в этом доме более 15 лет, пользовался им, как своим собственным, то он приобрел на него право собственности в порядке приобретательной давности и данный дом вошел в состав его наследственного имущества. Указанные обстоятельства послужили основанием для ее обращения в суд.

Истица Ильина З.Е., не явившись в судебное заседание, представила заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие и поддержала заявленные исковые требования. Указанное ходатайство истицы с учетом мнения ответчиц удовлетворено.

Ответчики Арсеньева Н.Н. и Ильина В.Н. в судебном заседании признали вышеуказанные исковые требования Ильиной З.Е., подтвердили обстоятельства изложенные ею в исковом заявлении и дополнительно показали, что они являются дочерьми истицы Ильиной З.Е. и наследодателя И.Н.П. Иных наследников первой очереди на указанное имущество не имеется. В 30-х годах прошлого века указанный дом был построен родителями их отца, которые не оформляли на него никаких документов. Отец И.Н.П. погиб во время войны, а его мать в 1989 году. После смерти своей матери И.Н.П. со своей супругой – истицей Ильиной З.Е. стал проживать в родительском доме, содержал и ремонтировал его за свой счет, оформил свидетельство на право собственности на земельный участок при этом доме. Однако своих наследственных прав на этот дом И.Н.П. у нотариуса не регистрировал. После его смерти 15.04.2007 года истица фактически вступила в наследство на данный дом, она за свой счет несет расходы по его содержанию и ремонту, оплачивает услуги за электроэнергию, своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти своего мужа, получила свидетельства о праве на наследство в отношении: денежных вкладов в Сбербанке, компенсации на ритуальные услуги в ОАО «Росгосстрах» и земельного участка при указанном доме, принадлежащих ее покойному мужу. Они (ответчицы) отказываются от вступления в указанное наследство в пользу своей матери – истицы Ильиной З.Е. и просят об удовлетворении заявленного ею иска.

Заслушав ответчиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 234 ГК РФ установлено, что лицо-гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобредшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

По мнению суда, наследодатель И.Н.П. приобрел право собственности на жилой бревенчатый дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приобретательной давности, поскольку добросовестно, открыто и непрерывно владел им длительное время – с 1998 года, то есть более 15 лет. Данный факт нашел свое подтверждение на судебном разбирательстве в вышеуказанных показаниях ответчиков Арсеньевой Н.Н. и Ильиной В.Н., при обозрении выписок из похозяйственных книг по <адрес> за 1986-1990, 1991-1996, 1997-2001 годы, и по <адрес> за 2002-2007 годы согласно которым собственником указанного личного хозяйства, в составе которого значились: дом (1933 года постройки), двор, баня, сарай и земельный участок площадью 0,50 га., значился И.Н.П. по день своей смерти – 15.04.2007 года, а также - в следующих материалах наследственного дела №88/2007 на имущество И.Н.П., умершего 15.04.2007 года, заведенного нотариусом Спировской нотариального округа Нотариальной палаты Тверской области: справке администрации Выдропужского сельского поселения Спировского района о регистрации и проживании И.Н.П. по день своей смерти совместно с Ильиной З.Е. в указанном доме; архивной копии свидетельства №166 на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 24.04.1992 года, о передаче Заболотским сельсоветом в собственность И.Н.П. земельного участка в <адрес> площадью 0.50 га.; архивной справке о наличии постановления главы администрации Заболотского сельского округа Спировского района №2 от 10.01.2000 года, согласно которому домовладению И.Н.П. в <адрес> был присвоен номер «№........»; справке обособленного подразделения пгт.Спирово «Тверское областное БТИ» от 15.02.2012 года о наличии сведений о принадлежности указанного дома (без регистрации права) И.Н.П.

Согласно уведомлениям государственного регистратора Вышневолоцкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 20.06.2011 года, соответственно, приложенному к иску и имеющимся в материалах вышеуказанного наследственного дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, а также, отсутствуют сведения о правах отдельного лица – И.Н.П., на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

Из постановления нотариуса Спировского нотариального округа Нотариальной палаты Тверской области Р.Т.А. от 29.02.2012 года следует, что в заявлении Ильиной З.Е. о выдаче свидетельства о праве на наследство на имущество покойного И.Н.П. в виде спорного дома отказано ввиду непредставления бесспорных доказательств (правоустанавливающих документов) принадлежности наследодателю указанного дома в представленных документах.

Таким образом, по мнению суда у истицы отсутствовала правовая возможность для разрешения предъявленного требования во внесудебном порядке, поэтому указанный иск заявлен ею обоснованно.

Статьей 1113 ГК РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина. Факт смерти 15.04.2007 года наследодателя И.Н.П. подтверждается представленным свидетельством о его смерти.

Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе и имущественные права и обязанности.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального Закона №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникших после введения в действие указанного Закона ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект, возникших до введения в действие этого Федерального закона. Наследодатель И.Н.П. не провел государственную регистрацию права на вышеуказанный дом. Тем не менее, он фактически приобрел право собственности на данный объект недвижимого имущества до вступления в силу указанного Закона, а значит, данное право является юридически действительным.

Таким образом, в состав наследственного имущества после смерти наследодателя И.Н.П. входит оговоренный жилой дом.

Статья 1142 ГК РФ предусматривает, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. В судебном заседании на основании показаний ответчиц и обозрения: свидетельства о браке И.Н.П. (наследодателя) и Ж. (Ильиной) З.Е. (истицы), свидетельств о рождении И.Н.Н. и Ильиной В.Н. (ответчиц); справки о заключении брака между А.В.А. и И. (Арсеньевой) Н.Н. (ответчицей), достоверно установлено, что истица Ильина З.Е. и ее дочери - ответчицы Арсеньева Н.Н. и Ильина В.Н. являются единственными наследниками первой очереди на имущество И.Н.П. после его смерти. Причем суд принимает во внимание, заявленные в судебном заседании, отказы ответчиц Арсеньевой Н.Н. и Ильиной В.Н. от вступления в указанное наследство в пользу истицы Ильиной З.Е.

Статьей 1153 ГК РФ определены условия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства наследником. После смерти своего мужа истица вступила во владение его домом и земельным участком в <адрес>. Она принимает меры по сохранению указанного недвижимого имущества, зарегистрирована в указанном доме и постоянно проживает в нем, возделывает на земельном участке при доме огород, несет за свой счет расходы по содержанию и ремонту дому, в установленный законом срок вступила в оговоренное наследство путем обращения к нотариусу с соответствующим заявлением, что подтверждено в ходе судебного разбирательства показаниями ответчиц и при исследовании материалов вышеуказанного наследственного дела.

Статьей 1152 ГК РФ установлено, что принятие наследником части наследства, означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось. Поэтому, вступление в 2007 году Ильиной З.Е. в наследство, открывшееся после смерти ее мужа И.Н.П. и состоящее из: денежных средств на счетах в Сбербанке, компенсации на ритуальные услуги в ОАО «Росгосстрах» и земельного участка площадью 5000 кв.м. в <адрес>, что подтверждается исследованными материалами вышеуказанного наследственного дела, предполагает принятие ею наследства этого же наследодателя в виде спорного жилого дома.

На основании вышеизложенных обстоятельств суд считает, что Ильина З.Е. после смерти наследодателя И.Н.П. фактически приняла наследство, в состав которого входит указанный жилой бревенчатый дом.

Таким образом, установлен факт принятия истицей данного наследства, открывшегося после смерти ее мужа.

Часть 2 ст. 218 ГК РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Поэтому, у Ильиной З.Е. возникло право собственности на жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, в связи с наследованием по закону после смерти владельца этого недвижимого имущества И.Н.П., приходящегося ей законным супругом.

Таким образом, заявленные исковые требования Ильиной З.Е. подлежат удовлетворению.

Истица не настаивала на возмещении судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Ильиной З.Е. право собственности, в порядке наследования после смерти ее мужа И.Н.П., на жилой бревенчатый дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области в течение месяца с исчислением указанного срока со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Астахов