Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении п. Спирово 25 апреля 2012 года Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего – судьи Астахова В.А., с участием представителя Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области Савушкиной Ю.Ю. и должностного лица, в отношении которого вынесено опротестованное постановление по делу об административном правонарушении – председателя СПК «Агротехкомплекс» Грачева Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного налогового инспектора Межрайонной ИФНС № 3 по Тверской области Фоминой Н.С. на постановление мирового судьи судебного участка Спировского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - Грачева Ю.Н., председателя <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, у с т а н о в и л: ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Спировского района Тверской области (далее по тексту – мировой судья), вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении Грачева Ю.Н.. На указанное постановление 09 апреля 2012 года, в установленный срок, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении – государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС № 3 по Тверской области Фоминой Н.С., подана жалоба, в которой ей ставится вопрос об отмене постановления, ссылаясь на нарушение норм материального права при вынесении постановления, и о вынесении постановления о наложении административного наказания в отношении <данные изъяты>, Грачева Ю.Н., являющегося должностным лицом, за нарушение подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Указанная жалоба мотивирована следующим. На основании ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011 года) «О бухгалтерском учете» организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки. В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В соответствии с п. 2 ст. 15 указанного закона организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала. Срок представления бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2011 года - не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом пп.7 п. 6.1 НК РФ). Фактически бухгалтерская отчетность (баланс предприятия Форма №1 и отчёт о прибылях и убытках Форма №2) за 9 месяцев 2011 года представлена <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ лично. В соответствии с п.1 ст.6, п.3 ст. 17 указанного закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а также ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. Согласно ст. 18 указанного закона руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К административной ответственности за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля может быть привлечено и должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации). Под должностным лицом, которое может быть привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций также несут административную ответственность как должностные лица. На основании вышеизложенного к административной ответственности привлекаются, в первую очередь, руководители юридического лица, так как бухгалтерская документация в конечном итоге проверяется и подписывается руководителем. Следовательно, ответственность возлагается на последнего, как на лицо, осуществляющее общее руководство за деятельностью предприятия. Грачев Ю.Н., являясь <данные изъяты>, в момент подписания бухгалтерской отчетности знал о нарушении сроков ее представления. Поэтому, Грачев Ю.Н., являясь должностным лицом и выполняя организационно-распорядительные функции, совершил административное правонарушение по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок бухгалтерской отчетности (баланс предприятия Форма №1 и отчет о прибылях и убытках Форма №2) за 9 месяцев 2011 года, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 34 от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в деле. Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Тверской области Савушкина Ю.Ю. (по представленной доверенности) поддержала указанную жалобу, указав, что руководители организаций несут полную ответственность за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности и, соответственно, Грачев Ю.Н., как такое ответственное должностное лицо <данные изъяты>, подлежит привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Должностное лицо, в отношении которого вынесено опротестованное постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, - <данные изъяты> Грачев Ю.Н., каких-либо возражений на указанную жалобу не заявил, пояснив, что несвоевременность предоставления указанной бухгалтерской отчетности в налоговый орган связана со сбоем компьютерной программы. В суде первой инстанции он возражал против своего привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, так как полагал, что именно главный бухгалтер их <данные изъяты> - М.Н.А., несет ответственность за несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности. Однако, согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ним <данные изъяты> эта обязанность была возложена персонально на него, как <данные изъяты>. С М.Н.А. был заключен только договор о полной материальной ответственности, в котором данная обязанность не прописана. Иных договоров <данные изъяты> с М.Н.А. не заключало, отдельной инструкции о должностных обязанностях главного бухгалтера или бухгалтера в отношении нее не составлялось. Выслушав в судебном заседании объяснения участников процесса, проверив представленные суду материалы, суд приходит к следующему. Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность граждан и должностных лиц за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 15.6 КоАП РФ. На основании обозрения выписок из приказов <данные изъяты> соответственно установлено: №7 от ДД.ММ.ГГГГ – Грачев Ю.Н. назначен на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и сроком на три года; №........ от ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты> М.Н.А. переведена на должность главного бухгалтера с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу об административном правонарушении № 34 от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Грачев Ю.Н. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, т.е. непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ в состав бухгалтерской отчетности входит: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; г) аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; д) пояснительная записка. Из трудового договора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, (п. 2.3 раздела «Основные функции, полномочия и ответственность председателя»), с которым Грачев Ю.Н. был ознакомлен на момент его заключения, <данные изъяты> данного <данные изъяты> обязан своевременно предоставлять в установленном порядке статистические, бухгалтерские и иные отчеты. Договором с работником о полной индивидуальной материальной ответственности №2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного <данные изъяты> со своим работником - <данные изъяты> М.Н.А., не усматривается обязанность своевременного предоставления документов бухгалтерского учета в налоговый орган. Иных локальных трудовых актов, сведетельствующих о возложении оговоренной обязанности исключительно на главного бухгалтера (бухгалтера) <данные изъяты> суду не предоставлено. Статьей 26.1 КоАП РФ установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. В частности в силу пунктов 3 и 6 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в том числе в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – отсутствие состава административного правонарушения. Установление надлежащего субъекта административного правонарушения является одним из определяющих при решении вопроса о наличии юридического состава исследуемого административного правонарушения. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ, может быть должностное лицо, которое подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано с неисполнением своих служебных обязанностей (которые закреплены в нормативном акте либо в служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п.) либо с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. По мнению суда, в данном случае при разрешении вопроса о разграничении компетенции руководителя и главного бухгалтера <данные изъяты> (составе должностных обязанностей каждого из них) мировой судья должен был руководствоваться положениями п.2 ст.7 вышеуказанного Федерального закона, предусматривающего ответственность руководителя за надлежащую организацию бухгалтерского учета и главного бухгалтера – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, в аспекте положения подп. «в» п.23 раздела IV Положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. №59 «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономическом исполнении материальных, трудовых и финансовых ресурсов», действующего в указанной части по настоящее время, согласно которому главный бухгалтер наравне с руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения, несет ответственность за нарушение сроков представления месячных, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов соответствующим органам. Анализ указанных норм права с учетом требований п.5 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ свидетельствует о наличии у компетентного налогового органа полномочий по определению надлежащего субъекта административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. В соответствии с п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что по указанному делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – Грачева Ю.Н., <данные изъяты>, не были исследованы все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, а именно не установлены обстоятельства характерные для объективной стороны административного правонарушения, чем существенно нарушены процессуальные требования п.3 и п.6 ст.26.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление мирового судьи, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в отношении Грачева Ю.Н. не может быть признано законным и обоснованным. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление мирового судьи подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку в силу ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел установлен в один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, заявленная жалоба должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – государственного налогового инспектора Межрайонной ИФНС № 3 по Тверской области Фоминой Н.С. подлежит удовлетворению в части отмены постановления мирового судьи судебного участка Спировского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ; в остальной части – подлежит оставлению без рассмотрения. На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Жалобу государственного налогового инспектора Межрайонной ИФНС № 3 по Тверской области Фоминой Н.С. удовлетворить частично: постановление мирового судьи судебного участка Спировского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица - Грачева Ю.Н., <данные изъяты> отменить, дело направить на новое рассмотрение; в остальной части – жалобу оставить без рассмотрения. Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке надзора в Тверском областном суде. Председательствующий В.А.Астахов