о привлечении лица к административной ответственности



Дело № 5-1/2011ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п. Спирово 28 января 2011 года

Спировский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Хильченко Л.И. с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Сулайманова О.Э., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8. ч.1 КоАП РФ, в отношении Сулайманова О.Э., гражданина <данные изъяты>, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты> по адресу: <адрес>, ранее привлекавшегося к административной ответственности по ст. 18.8. ч. 1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Сулайманов О.Э. совершил нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ гражданин <данные изъяты> Сулайманов О.Э. временно прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок его пребывания как иностранного гражданина на территории Российской Федерации не должен превышать 90 суток. По прибытии в <адрес> Сулайманов О.Э. был зарегистрирован по адресу: <адрес> поставлен на миграционный учет по месту пребывания. Срок его временного пребывания в Российской Федерации был определен до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Сулайманов О.Э. должен был выехать из Российской Федерации, поскольку срок временного пребывания в Российской Федерации ему не продлевался. Однако Сулайманов О.Э. уклонился от выезда из Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он нарушает режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, так как по истечении срока временного пребывания в Российской Федерации он не выехал из Российской Федерации и в настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации, тем самым Сулайманов О.Э. нарушает требования п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении Сулайманов О.Э. виновным себя признал и показал, что ДД.ММ.ГГГГ он на законных основаниях временно въехал в Россию и мог проживать в России по ДД.ММ.ГГГГ, но по истечении указанного срока он не выехал из России, так как сначала у него не было денег, потом у него родился сын от гражданского брака с гражданкой России С.К.Н. Ребенок является гражданином РФ и находится у него на иждивении. Он не отрицает, что он обязан был выехать из Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, и что срок временного пребывания ему не продлевался. Он обязуется в кратчайший срок оформить надлежащие документы с целью узаконить свое проживание на территории России, а в случае невозможности оформления документов обязуется выехать в республику Узбекистан в добровольном порядке.

Свидетели С.К.Н. и С.Н.Н. в судебном заседании показали, что Сулайманов О.Э. проживает в <адрес> с семьей, работает неофициально, у него на иждивении находится малолетний сын, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, которого он очень любит. В настоящее время Сулайманов О.Э. собирается оформить надлежащие документы с целью узаконить свое проживание на территории России.

Инспектор ТП УФМС России по Тверской области в Спировском районе К.С.Н. показала, что Сулайманов О.Э. является <данные изъяты>. Он прибыл в Россию ДД.ММ.ГГГГ временно на срок девяносто суток. Сулайманов О.Э. был поставлен на миграционный учет до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Срок временного пребывания ему не продлевался, и он должен был выехать из России ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Сулайманов О.Э. уклоняется от выезда из Российской Федерации, мотивируя это тем, что у него в России родился ребенок от гражданского брака с гражданкой России С.К.Н.

Заслушав объяснения Сулайманова О.Э., выслушав показания свидетелей С.К.Н., С.Н.Н.., показания инспектора ТП УФМС России по Тверской области в Спировском районе К.С.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан.

Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что гражданин <данные изъяты> Сулайманов О.Э. прибыл ДД.ММ.ГГГГ на территорию Российской Федерации на законных основаниях по национальному паспорту №........ в порядке, не требующем получения визы.

Следовательно, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» он мог находиться на территории Российской Федерации временно, сроком на девяносто суток, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что срок временного пребывания Сулайманова О.Э. в Российской Федерации не продлевался.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Сулайманов О.Э. пребывает (проживает) на территории Российской Федерации без законных на то оснований, что свидетельствует об его уклонении от выезда из Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями самого Сулайманова О.Э., данными в судебном заседании, показаниями инспектора ТП УФМС России по Тверской области в Спировском районе К.С.Н., а также собранными по делу письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25 января 2011 года № 6, справкой, выданной начальником ТП УФМС России по Тверской области в Спировском районе К.Л.А. от 28 января 2011 года.

Оценивая доказательства в совокупности с другими материалами дела, суд считает, что Сулайманов О.Э. допустил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания и, соответственно, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.8. КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных кодексом.

Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации, и он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данной норме корреспондирует ст. 18.8. ч. 1 КоАП РФ, устанавливающая административное наказание за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

При назначении наказания суд учитывает, что санкция ч. 1 ст. 18.8. КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

При этом суд учитывает ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям.

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом и какие необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к ней).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч. 1 ст. 18.8. КоАП РФ, выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

При назначении наказания суд учитывает, что на территории Российской Федерации Сулайманов О.Э. проживает в гражданском браке с гражданкой Российской Федерации Смирновой К.Н., от брака с которой ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын С.Ф.О., который является гражданином Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, представленным в судебном заседании Сулаймановым О.Э. При этом судом принимается во внимание Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года и вступившая в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Пунктом 1 ст. 8 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

В ст. 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.

В связи с этим Европейским Судом по правам человека неоднократно отмечалось, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут «бремя ответственности» за несовершенное правонарушение.

Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Частью 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Суд считает, что, по смыслу вышеуказанных норм, в том числе положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости выдворения Сулайманова О.Э. с территории Российской Федерации, исходя из интересов национальной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Суду не представлено каких-либо данных, подтверждающих необходимость применения к Сулайманову О.Э. такой дополнительной меры ответственности, как выдворение, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках данного административного судопроизводства.

При этом суд считает, что имеющееся в материалах дела постановление старшего следователя СО при ОВД по Спировскому району от 20 января 2011 года о возбуждении уголовного дела в отношении Сулайманова О.Э. по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты>, свидетельствует только о том, что следователь в порядке ст. 149 УПК РФ приступает к производству предварительного следствия по делу, возбужденному в отношении Сулайманова О.Э., и поэтому суд считает, что данное обстоятельство не подтверждает крайнюю социальную необходимость на выдворение Сулайманова О.Э. из Российской Федерации.

Кроме того, суд считает, что наличие указанного постановления следователя также подтверждает тот факт, что Сулайманов О.Э. не может быть выдворен из Российской Федерации, пока не будет установлена его виновность или невиновность в совершении преступления, в котором он подозревается.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность нарушителя, суд признал, наличие на его иждивении малолетнего ребенка, нуждающегося в нем, принятие им мер к устранению сложившейся противоправной ситуации.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность нарушителя, суд признал, повторное совершение Сулаймановым О.Э. однородного административного правонарушения, поскольку он ранее – ДД.ММ.ГГГГ привлекался к административной ответственности по ст. 18.8 ч.1 КоАП РФ, и уже подвергался административному наказанию, по которому не истек одногодичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Из характеризующих данных по месту проживания следует, что Сулайманов О.Э. в злоупотреблении спиртных напитков не замечен, жалоб со стороны соседей и администрации <адрес> на него не имеется.

На основании вышеизложенного и учитывая характер совершенного административного правонарушения, все обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, суд пришел к выводу, о возможности назначения Сулайманову О.Э. административного наказания в виде штрафа в пределах санкции, инкриминируемой ему статьи КоАП РФ, и без применения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 29.11, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л:

Признать Сулайманова О.Э. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.8. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Спировский районный суд Тверской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При неуплате административного штрафа в срок, сумма штрафа будет взыскана в принудительном порядке.

Судья Л.И.Хильченко