о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования



Дело № 2-225/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Спасск-Дальний

Приморского края 12 мая 2011 года

Федеральный судья Спасского городского суда Приморского края Большакова Е.Г.,

при секретаре Фисенко О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Спассктеплоэнерго» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования,

У С Т А Н О В И Л:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Спассктеплоэнерго» о понуждении к устранению нарушений законодательства в области природопользования.

В обоснование своих требований истец в заявлении указал, что Приморской межрайонной природоохранной, прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Спассктеплоэнерго» законодательства в сфере водных отношений, в ходе которой в деятельности данного предприятия выявлены нарушения закона.

ООО «Спассктеплоэнерго» осуществляет деятельность по эксплуатации источника централизованного водоснабжения в городе Спасск-Дальний Приморского края.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также
постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений
осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством
проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением
санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а
также при производстве, транспортировке, хранении и реализации
продукции.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В части 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.5 названных Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В соответствии с п. 1.12 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Вместе с этим установлено, что ООО «Спассктеплоэнерго» осуществляет эксплуатацию скважины и забор воды в целях питьевого водоснабжения из водозаборной скважины № 26, находящейся в городском округе Спасск-Дальний Приморского края.

Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от Дата обезличена № на требование и. о. Приморского межрайонного природоохранного прокурора № от Дата обезличена о предоставлении информации, первый пояс зоны санитарной охраны вышеназванного источника не оборудован, проект зоны санитарной охраны вышеназванного источника водоснабжения ООО «Спассктеплоэнерго» не разработан, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, что является нарушением требований вышеуказанного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

Невыполнение ООО «Спассктеплоэнерго» требований названных норм действующего законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО «Спассктеплоэнерго», эксплуатируя источник питьевого водоснабжения обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источника водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, ООО «Спассктеплоэнерго» обязано разработать и утвердить в установленном порядке проект зоны санитарной охраны на используемый подземный источник водоснабжения, тем самым обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации, требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации юридическими лицами обязанностей, возложенных на них федеральными законами, и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

На основании ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления по спорам, возникающих из экологических правоотношений.

Способ защиты указанных прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен Федеральным законом «Об охране окружающей среды», согласно ст. 76 которого споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Также в соответствии со ст. 150 ГК РФ здоровье граждан подлежит защите в судебном порядке.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Просит обязать ООО «Спассктеплоэнерго» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на водозаборную скважину №, находящуюся в городском округе Спасск-Дальний и эксплуатируемую названным обществом, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу судебного решения.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г.Спасска-Дальнего, исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Спассктеплоэнерго» Б. с исковыми требованиями не согласна и суду пояснила, что действительно в январе 2010 года скважина была передана ООО «Спасстеплоэнерго» с земельным участком. Поскольку ООО «Спассктеплоэнерго» обслуживает несколько скважин и изготовление проекта занимает около полугода, в то время разрабатывались проекты на другие скважины, поэтому проект на скважину № не был заказан из -за отсутствие денежных средств. Полагает, что финансирование утверждения проекта необходимо совместно с собственником скважины ОАО « Спасскцемент». Полагает, недостаточным 6-ти месячный срок для утверждения проекта.

Представитель соответчика ОАО « Спасскцемент» исковые требования не признал и суду пояснил, что обязанность по созданию проекта зоны должна быть возложена на юридическое лицо осуществляющего деятельность. По договору аренды скважина № передана ООО «Спассктеплоэнерго», в связи, с чем они и должны провести работу по утверждению проекта зоны санитарной охраны.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, в судебное заседание не явился, хотя о слушании дела был уведомлен надлежащим образам, о чём в деле имеется расписка. В связи, с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит, что иск заявлен обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 43 Водного кодекса РФ установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На основании абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.5 названных Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

В соответствии с п. 1.12 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от Дата обезличена № на требование и. о. Приморского межрайонного природоохранного прокурора № от Дата обезличена о предоставлении информации, первый пояс зоны санитарной охраны вышеназванного источника не оборудован, проект зоны санитарной охраны вышеназванного источника водоснабжения ООО «Спассктеплоэнерго» не разработан, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не утверждался, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдавалось, что является нарушением требований вышеуказанного законодательства.

В материалах дела имеется договор аренды № от Дата обезличена, заключенный между ОАО «Спасскцемент» (арендодатель) и ООО «Спассктеплоэнерго» (арендатор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду недвижимое имущество: скважины водозабора № со станцией второго подъема и резервуаром с водонапорной башней; скважину №, расположенные на территории ОАО «Спасскцемент» по адресу: <адрес> и в парковой зоне <адрес>.

Согласно п.1.2. Договора, скважины передаются в аренду совместно с земельным участком под зону санитарной охраны водозаборов, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевой воды. Указанные объекты принадлежат Арендодателю на праве собственности.

В силу п.4.2.1. договора, арендатор обязан содержать и обеспечивать эксплуатацию и пользование артезианских скважин в соответствии с их целевым назначением: обеспечение населения питьевой водой, обеспечение населения горячей водой, для нужд котельной и ГВС.

В силу п.4.2.1.8. договора, арендатор обязан содержать арендуемые объекты в полной исправности и соответствующем санитарном состоянии до сдачи Арендодателю.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право человека и гражданина на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Реализация этого права осуществляется через обеспечение экологического благополучия, а также организацию и обеспечение государственной санитарно-эпидемиологической безопасности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Невыполнение ООО «Спассктеплоэнерго» требований названных норм действующего законодательства нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, поскольку ООО «Спассктеплоэнерго», эксплуатируя источник питьевого водоснабжения обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источника водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Таким образом, ООО «Спассктеплоэнерго» обязано разработать и утвердить в установленном порядке проект зоны санитарной охраны на используемый подземный источник водоснабжения, тем самым обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, а также на благоприятную окружающую среду.

На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд считает, что шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, является обоснованным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Спассктеплоэнерго» разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны на водозаборную скважину №, находящуюся в городском округе Спасск-Дальний и эксплуатируемую названным обществом, а также получить в установленном законом порядке санитарно-эпидемиологическое заключение в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу судебного решения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Спасский городской суд.

Федеральный судья Е.Г. Большакова