о взыскании из средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья



Дело №2-314/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 мая 2011 года                                                                             г. Болгар РТ                                                                        

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи С.М. Федонина,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

с участием истицы Н.П. Аникиной, представителя третьего лица - ОАО «<данные изъяты>» Банк К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Аникиной Н.П. к Министерству труда, занятости и социальной защиты <адрес> о взыскании из средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья,

у с т а н о в и л :

Н.П. Аникина обратилась в суд с названным выше иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты>, указывая, что её мать А.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась вдовой участника Великой Отечественной войны, состояла на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Её мать А.Т.А. ДД.ММ.ГГГГ получила уведомление за о том, что имеет право на получение субсидии на приобретение жилья за счёт федерального бюджета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и вставшая на учёт по обеспечению жильём после ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день её мать обратилась в отделение банка, где открыла блокированный целевой счёт категории «<данные изъяты>», что подтверждается договором банковского (текущего) счёта от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ её мать заключила договор социальной ипотеки (договор участия гражданина в выборе собственной будущей квартиры с целью получения права её использования и паенакопления в целях получения в собственность) со специализированной организацией НО «Государственный жилищный фонд при Президенте <данные изъяты>», что подтверждается вышеуказанным договором от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ её мать выбрала адрес будущей собственной квартиры: 18 квартирный жилой дом, <адрес>А <адрес> проектной площадью выбранной квартиры <данные изъяты> кв.м., из них по нормативу <данные изъяты> кв.м., сверх норматива - <данные изъяты> кв.м. Сумма, внесенная гражданином на договор «социальной ипотеки» на момент подведения итогов конкурса, составляет <данные изъяты> рублей. В соответствии с Положением о предоставлении субсидии, а также ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ Министерство финансов РТ в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенции осуществляет перечисление средств министерству труда, занятости и социальной защиты РТ. Министерство труда в течение 7 рабочих дней после поступления субвенции перечисляет на блокированные лицевые счета в банке - получателей субсидии. Однако деньги так и не были перечислены по неизвестной им причине. ДД.ММ.ГГГГ её мать умерла. В этой связи отдел социальной защиты в <адрес> РТ исключил её из списка. Считают, что обязанность по перечислению субсидии на счёт её матери возникла у ответчика до наступления её смерти, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, а потому просит взыскать с ответчика в счёт субсидии на приобретение жилья на отдельный блокированный целевой счёт категории <данные изъяты> открытый на имя её матери А.Т.А.

В судебном заседании истица Н.П. Аникина уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика из средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья и включить права и обязанности её умершей матери, возникшие из договора социальной ипотеки, в наследственную массу по основаниям, изложенным в её исковом заявлении. В обоснование иска дополнила, что её мать А.Т.А. являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий лишь в ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда, принятого по её заявлению об оспаривании отказа в постановке на учёт. ДД.ММ.ГГГГ её мать А.Т.А. в Исполнительном комитете <данные изъяты> муниципального района РТ получила уведомление о предоставлении ей субсидии на приобретение жилья, после чего открыла в Банке отдельный целевой счёт. ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор социальной ипотеки, а ДД.ММ.ГГГГ её мать выбрала будущую собственную квартиру, подписав протокол участия. Все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, были предоставлены в территориальный орган Министерства труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты> еще при жизни А.Т.А. но денежные средства своевременно перечислены не были.

Представитель ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты> извещённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, направив отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на исковое заявление Н.П. Аникиной, ответчик исковые требования истца не признал, указывая, что конкретный срок, в течение которого Министерство обязано обеспечить поступление соответствующих денежных средств на счета уполномоченному банку для последующего зачисления на целевые лицевые счета граждан-получателей субсидий, нормативными документами не определён. В связи с изменениями, внесёнными в Федеральный закон от 12.01.1995 «О ветеранах» в рамках празднования 65-й годовщины Великой Отечественной войны, произошёл значительный рост количества ветеранов и других категорий лиц, имеющих право на получение субсидии для улучшения жилищных условий. В 2010 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 472-р от 17 апреля 2010 года на реализацию вышеуказанного закона в республику поступили финансовые средства, выделенные федеральным бюджетом <данные изъяты>, которые в мае текущего года были освоены в полном объёме. Этих средств оказалось недостаточно для обеспечения граждан денежными средствами для улучшения жилищных условий. Дополнительные средства на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны поступили в Республику только в ДД.ММ.ГГГГ. А.Т.А. была включена в общереспубликанский реестр на основании сведений исполкома <данные изъяты> муниципального района РТ с датой постановки на учёт ДД.ММ.ГГГГ. Договор социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ и предварительный протокол участия и выбора будущей квартиры от ДД.ММ.ГГГГ к договору были представлены в отдел социальной защиты МТЗ СЗ <данные изъяты> в <данные изъяты> муниципальном районе ДД.ММ.ГГГГ. Заявка отдела соцзащиты в Министерство поступила в тот же день ДД.ММ.ГГГГ. Однако на тот период времени денежные средства на данные цели в Республике отсутствовали. Денежные средства на данные цели стали поступать только в ДД.ММ.ГГГГ года, но к тому моменту, А.Т.А. умерла, не успев реализовать своё право на получение субсидии для улучшения жилищных условий. Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан, утверждённое постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 № 275, предусматривает перечисление Министерством субсидии только Банку для дальнейшего им зачисления средств на лицевой счёт получателя субсидии. Между Министерством и этими гражданами не заключено какое-либо соглашение, предусматривающее обязательство Министерства перед получателем субсидии о перечислении Министерством субсидии продавцу квартиры. Поэтому у Министерства какого-либо обязательства перед продавцом квартиры не возникает. Выделение субсидии льготной категории граждан на улучшение жилищных условий имеет целевой характер, в связи с чем, указанными средствами может распоряжаться исключительно её получатель. Предоставление субсидии на улучшение жилищных условий неразрывно связано с личностью вдовы ветерана Великой Отечественной войны, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Из пункта договора банковского (текущего) счёта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что денежные средства, поступившие на имя клиента от плательщика после смерти клиента, Банком не принимаются и на счёт не зачисляются. В случае, если такие денежные средства были ошибочно зачислены на счёт, Банк обязан списать их со счёта и возвратить плательщику. Считает, что исковые требования истицей заявлены в нарушение действующего законодательства, а потому просит в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица - ОАО <данные изъяты> Банк - К., не возражая против удовлетворения исковых требований Н.П. Аникиной, пояснила, что Банк выполняет лишь техническую работу по перечислению денежных средств с блокированного целевого счёта категории <данные изъяты> на счет продавца жилого помещения.

Представитель третьего лица - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте <данные изъяты>» на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица - Министерства финансов <данные изъяты>, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве, направленном в адрес суда, представитель третьего лица - Министерства финансов <данные изъяты> просил в удовлетворении иска отказать. Министерство финансов <данные изъяты> полагает, что поскольку данное дело связано с использованием субсидий, предоставляемых определённым категориям лиц в установленном законом порядке на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета, вопросы по их выделению и перечислению отнесены исключительно к компетенции Министерства труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты>. Вышеназванная субсидия имеет целевой характер и предусмотрена определённому кругу лиц, то есть неразрывно связана с личностью получателя субсидии, в связи с чем, согласно статье 1112 ГК <данные изъяты> она наследованию не подлежит.

Представитель третьего лица - Исполнительного комитета <данные изъяты> муниципального района РТ, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился и причин неявки не сообщил.

Выслушав истицу Н.П. Аникину, представителя третьего лица - ОАО <данные изъяты> Банк К., исследовав другие материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ "О ветеранах" № 5-ФЗ от 12.01.1995 (с последующими изменениями и дополнениями) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как следует из статьи 23.2 названного выше Закона, Российская Федерация полномочия по предоставлению мер социальной поддержки передает органам власти субъектов Российской Федерации.       

Пункты 1, 3 Постановления Кабинета Министров РТ № 275 от 7 июня 2006 года «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан» указывают, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Согласно пунктам 4, 6-11, 13 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ № 275 от 7 июня 2006 года, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводные списки). Министерство финансов Республики Татарстан в двухдневный срок после получения информации о поступлении субвенций осуществляет перечисление средств Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в течение 7 рабочих дней после поступления субвенций в порядке очередности граждан - получателей субсидий, определенной в пункте 4 настоящего Положения, в пределах поступивших средств формирует и направляет в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан списки граждан, которым выделены субсидии (далее - списки), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан: уведомляют получателя субсидии о выделении ему средств из федерального бюджета и возможности выбора квартир в жилых помещениях, строительство которых профинансировано специализированной организацией, под расписку. После получения уведомления о выделении средств на приобретение жилья получатели субсидий с паспортом обращаются в соответствующее отделение банка для открытия отдельного блокированного целевого лицевого счета. Уполномоченный банк еженедельно представляет в Министерство информацию об открытых гражданами блокированных целевых лицевых счетах. В целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты: договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина; договор купли-продажи жилого помещения либо иной договор, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий лицо из числа ветеранов, инвалидов, детей-инвалидов (получателя субсидии) жильем общей площадью не менее 18 кв. метров. В случае, если стоимость жилого помещения по договору превышает размер субсидии, недостающая сумма подлежит оплате за счет собственных средств гражданина. После получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе. В реестре должны указываться номер и дата платежного поручения и содержаться следующие данные получателя субсидии: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации, причитающаяся получателю сумма субсидии, номер текущего (банковского) счета. Уполномоченный банк после поступления денежных средств (субсидии) на счет получателя субсидии на основании письменного заявления получателя субсидии перечисляет денежные средства продавцу жилого помещения либо лицу, имеющему право требования на жилое помещение.

В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Копия решения <данные изъяты> районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что истица Аникина Н.П. А.Т.А. приходится дочерью.

Согласно свидетельству о смерти, выданному ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом <данные изъяты> муниципального района РТ, А.Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ года в пос.совхоза <данные изъяты> района РТ.

Уведомление , выданное ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом <данные изъяты> муниципального района РТ на имя А.Т.А. свидетельствует о том, что А.Т.А. имеет право на получение субсидии в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилого помещения за счет федерального бюджета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Данное уведомление было получено А.Т.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору банковского (текущего) счёта от ДД.ММ.ГГГГ и сберегательной книжки, выданной <данные изъяты> Банк, на имя А.Т.А.. ДД.ММ.ГГГГ в названном выше отделении Банка открыт отдельный блокированный целевой счёт в <данные изъяты> категории <данные изъяты>

Согласно договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому специализированной некоммерческой организацией - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте <данные изъяты>», социально-ипотечным потребительским кооперативом <данные изъяты> и А.Т.А. у А.Т.А. возникло право получить в собственность после полной оплаты жилое помещение, выбранное по Протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры».

ДД.ММ.ГГГГ НО «Государственный жилищный фонд при Президенте <адрес>», социально-ипотечным потребительским кооперативом <данные изъяты> и А.Т.А. подписан Предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры, согласно которому сторонами согласована квартира, подлежащая передаче в собственность А.Т.А. в <адрес>

Таким образом, судом установлено, что А.Т.А. являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, на основании решения <данные изъяты> районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом социальной защиты в адрес А.Т.А. направлено уведомление о предоставлении субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей. В этот же день А.Т.А. открыла в <данные изъяты> Банк отдельный блокированный целевой счет категории <данные изъяты> для целей зачисления субсидии. Таким образом, А.Т.А. при жизни из федерального бюджета была выделена субвенция для приобретения жилья, о чём свидетельствует соответствующее уведомление, направленное получателю субсидии. ДД.ММ.ГГГГ НО «Государственный жилищный фонд при Президенте <адрес>», социально-ипотечный потребительский кооператив <данные изъяты> и А.Т.А. заключили Договор социальной ипотеки , согласно которому у А.Т.А. возникло право получить в собственность после полной оплаты жилое помещение, выбранное по Протоколу участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры. ДД.ММ.ГГГГ НО «Государственный жилищный фонд при Президенте <данные изъяты>», социально-ипотечным потребительским кооперативом <данные изъяты> и А.Т.А. подписан Предварительный протокол участия и выбора будущей собственной квартиры, согласно которому сторонами согласована квартира, подлежащая передаче в собственность А.Т.А. квартира <адрес>. Как следует из содержания приведенного выше пункта 11 Положения договор, заключенный со специализированной организацией, с приложением протокола участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина по правовым последствиям приравнен к договору купли-продажи жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ А.Т.А. умерла. Судом установлено, что все документы, необходимые для перечисления полученной субсидии на счет продавца, были предоставлены в территориальный орган МТЗ СЗ <данные изъяты> еще при жизни А.Т.А.. Однако Министерство в нарушение установленного приведенным Положением срока, не произвело своевременно необходимых действий для перечисления полученных от Министерства финансов денежных средств в счет выделенной на приобретение квартиры субсидии. Обеспечение ветеранов войны субсидиями за счет Федерального Бюджета является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, свои обязательства в данном конкретном случае государство в лице Министерства Финансов <данные изъяты>, исполнило в полном объеме, однако Министерство труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты> взяв на себя несвойственные ему функции и полномочия, по существу самостоятельно решает вопрос о выделении ветерану квартиры, уже оплаченной государством и приобретенной этим ветераном. Исходя из содержания заключенного сторонами Договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ и Протокола от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что А.Т.А. при жизни реализовала свое право на получение и целевое использование выделенной государством субсидии на приобретение жилья, суд приходит к выводу, что указанная субсидия в размере <данные изъяты> рублей в порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006 N 275, должна быть взыскана с Министерства труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты> в счет оплаты по договору. Учитывая, что имущественное право А.Т.А. возникло при ее жизни, возникший спор напрямую затрагивает права истца, как ее наследника. При этом, учитывая, что имущественные права и обязанности входят в состав наследства, права и обязанности А.Т.А.., вытекающие из Договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ и Предварительного протокола участия и выбора будущей собственной квартиры к договору от ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в наследственную массу, открывшуюся после её смерти. Изложенные в отзыве ответчика и третьего лица - Министерства Финансов <данные изъяты> доводы о том, что умершая не может воспользоваться денежными средствами, подлежат отклонению, поскольку, обязанность в перечислении этих денег на счет продавца у Министерства труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты> возникла еще при жизни А.Т.А.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

     

Исковые требования Аникиной Н.П. удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты> за счет средств Федерального бюджета <данные изъяты> рублей в счет субсидии на приобретение жилого помещения на отдельный блокированный целевой счет категории <данные изъяты> , открытый на имя А.Т.А. в <данные изъяты> Банк для последующего перечисления указанной суммы без распоряжения владельца счёта на счет Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте <данные изъяты>» в счёт приобретения жилого помещения.

Включить права и обязанности А.Т.А., вытекающие из Договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ и Предварительного протокола участия и выбора будущей собственной квартиры к договору от ДД.ММ.ГГГГ в наследственную массу, открывшуюся после смерти А.Т.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд РТ через Спасский районный суд РТ.

Председательствующий

судья                                                                                              С.М. Федонин