Дело о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма



Дело № 2-210/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2011 года г.Болгар РТ

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи С.М. Федонина,

с участием истцов Н.В. Золовой, Т.А. Золовой, представителя ответчика - Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ - В.А. Трифоновой,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золовой Н.В., Золовой Т.А. к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района РТ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

Н.В. Золова, Т.А. Золова обратились в суд с названным выше иском к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района РТ, указывая, что квартира <адрес>, которую они занимают на основании договора найма, ещё в ДД.ММ.ГГГГ году требовала капитального ремонта, о чём свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный комиссией в составе начальника ЖЭУ С.Е.А., представителя Болгарского городского исполнительного комитета В.А. Трифоновой. Указанная квартира находится в муниципальной собственности. Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключением № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., признана ветхой. В акте обследования жилого помещения отражено, что здание деревянное, срок эксплуатации более <данные изъяты> лет, капитальный ремонт не проводился. В результате длительной эксплуатации нижние венцы сруба, подоконные подушки, рамы, полы сгнили, фундамент имеет трещины и частично разрушен. Кровля имеет течь, в результате чего потолочные перекрытия пришли в негодность, установлены подпорки. Из-за аварийного состояния квартиры, в которой печь разрушена, потолок держится на подпорках, они с осени 2010 года вынуждены проживать у знакомых. Истица Золова Н.В. обращалась в Болгарский городской исполнительный комитет с заявлением о переселении, предоставлении благоустроенного жилого помещения, однако в удовлетворении её заявления ей было отказано, поскольку <адрес> находится в частной собственности и заявление от собственника о признании данного жилого помещения аварийным не поступало. С данным ответом они не согласны, считают его необоснованным, поскольку разрешение жилищных прав нанимателя по Жилищному кодексу РФ ни как не зависит от действия или бездействия соседа собственника жилого помещения. Просят обязать ответчика предоставить им по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению в черте <адрес>.

В ходе судебного заседания истцы Н.В. Золова и Т.А. Золова поддержали свои исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом в обоснование иска дополнили, что в <адрес> они проживают с ДД.ММ.ГГГГ года, при этом ремонт квартиры осуществляли всегда самостоятельно. В настоящее время предоставленная им по договору социального найма квартира непригодна для проживания, они не имеют возможности произвести её капитальный ремонт. Квартира была признана ветхой, делать капитальный ремонт горисполком отказывается. В силу своих возможностей они делали внутри квартиры ремонт, ремонтировали печки, но оказалось всё безрезультатным, так как квартира рушится, в ней жить опасно.

Представитель ответчика - Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ - Трифонова В.А. исковые требования Золовых не признала, пояснив, что Золовы проживают в двухквартирном доме по <адрес>. Данный дом аварийным не признан, поскольку от жителей <адрес>, находящейся в частной собственности, такое заявление не поступало. Было проведено обследование квартиры, в которой проживают Золовы, в результате которого эта квартира, находящаяся в муниципальной собственности, была признана ветхой, нуждающейся в капитальном ремонте, износ составляет примерно <данные изъяты>. Однако капитальный ремонт квартиры произведён не был в связи с отсутствием денежных средств. Считает, что квартира Золовых пригодна для проживания, лишь требует ремонта. При этом, по её убеждению, наниматель квартиры и члены его семьи также должны следить за состоянием жилого помещения. Отдельная квартира не может быть признана аварийной. Для признания <адрес> аварийным необходимо, чтобы собственник второй квартиры тоже обратился с такой просьбой. В настоящее время строительство нового жилищного фонда не ведётся, денежные средства на приобретение жилых помещений также отсутствуют, в связи с чем предоставить Золовым другое жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным.

Выслушав стороны, исследовав другие материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч.ч.1, 3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 50 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение предоставляется общей площадью на одного человека не менее нормы, установленной органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте.

В соответствии с п.3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

На основании п.3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Правилами пунктов 5,10 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены в том числе: предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 52, п. 3 ст. 57 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Как следует из пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (в редакции от 02.08.2007) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Как следует из пунктов 49, 50 названного выше Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 2 ранее действовавшего Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 552, жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом состоянии, признавались непригодными для проживания.

Копии паспортов истцов Н.В. Золовой и Т.А. Золовой подтверждают, что они зарегистрированы по месту жительства в <адрес>.

Акт от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что жилой <адрес> введён в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, стены деревянные, кровля металлическая, отопление печное, требует капитального ремонта.

Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ обследования помещения - <адрес> межведомственной комиссией, назначенной постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ, здание жилого <адрес> деревянное, срок его эксплуатации более <данные изъяты> лет, капитальный ремонт не проводился. В результате длительной эксплуатации нижние венцы сруба подоконные подушки, рамы, полы сгнили, фундаменты имеют трещины и частично разрушены, кровля имеет течь, в результате чего потолочные перекрытия пришли в негодность, установлены подпорки.

Заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ за № свидетельствует о том, что межведомственная комиссия квартиру <адрес> признала ветхой.

Согласно сообщению руководителя Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №, направленному на имя Н.В. Золовой, для включения жилого <адрес> в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда необходимо весь дом признать аварийным. Квартира № в этом доме находится в муниципальной собственности и на основании заключения межведомственной комиссии Спасского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № признана ветхой. Квартира № находится в частной собственности, и заявлений о признании данного помещения аварийным не поступало. Оснований для включения <адрес> в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда нет.

Таким образом, судом установлено, что истицы Н.В. Золова и Т.А. Золова проживают в квартире <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения. Названная выше квартира является муниципальной собственностью. В силу физического износа заключением межведомственной комиссии Спасского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, предоставленная истцам, признана ветхой, непригодной для постоянного проживания. Однако до настоящего времени другое жилое помещение Золовым не предоставлено. При этом суд приходит к убеждению, что другое жилое помещение истцам должно быть предоставлено наймодателем, поскольку именно наймодатель обязан проводить капитальный ремонт дома и содержать его в состоянии, отвечающем установленным требованиям. А потому исковые требования Золовой Н.В., Золовой Т.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района РТ предоставить Золовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Золовой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, на условиях договора социального найма жилое помещение в черте <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому ими жилому помещению, отвечающее установленным требованиям.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме в кассационном порядке в Верховный Суд РТ, через Спасский районный суд РТ.

Председательствующий судья С.М. Федонин