отменить постановление



Дело № 12-34/2012

Р Е Ш Е Н И Е

11 мая 2012 года                                                                                  г. Болгар, РТ                                                                                                   

Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ на постановление главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,

                                                      УСТАНОВИЛ:

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ обратился в суд с названной выше жалобой, указывая, что постановлением государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ названное выше учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Данное постановление считает незаконным и необоснованным, так как на момент проверки в школе работала бригада электриков и устранены пункты 1, 2, 4, 6, 8 данного постановления. Остальные нарушения не устранены по причине того, что школа является бюджетным учреждением и средств в бюджете школы на ДД.ММ.ГГГГ год на пожарную безопасность было заложено недостаточно. Просит отменить указанное выше постановление.

Представитель заявителя - директор МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ Г.М. Борюшкина, извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.

Главный государственный инспектор Спасского района по пожарному надзору С.А. Шалашов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системах противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Из объяснений представителя лица, привлеченного к административной ответственности, Г.М. Борюшкиной, данных при составлении протоколов об административных правонарушениях, видно, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности не устранены из-за отсутствия финансовых средств, которые в смете не заложены.

Из жалобы лица, привлеченного к административной ответственности, МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ видно, что на момент проверки в школе работали электрики и часть нарушений на данный момент устранена. Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности не устранены в связи с тем, что школа является бюджетным учреждением и денежных средств, заложенных в бюджете на 2011 год, было недостаточно для устранения всех нарушений.

Доводы представителя МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ Г.М. Борюшкиной подтверждаются бюджетными сметами на 2011 год, письменным обращением в отдел образования Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ.

По результатам проверки, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, помещений МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ главным государственным инспектором Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашовым были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в отношении юридического лица составлены протоколы об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 36 Правил пожарной безопасности в РФ, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, (далее ППБ-01-03) не проведена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения и деревянной рейки, которой отделаны стены в коридорах школы на первом и втором этажах, через специализированную организацию, имеющую аккредитацию на данный вид работ;

- в нарушение пункта 27 ППБ-01-03 и <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ.2001 «Цвета сигнальные. Знаки безопасности. Разметка сигнальная» в помещениях здания школы используется недостаточное количество знаков безопасности, а именно отсутствуют знаки безопасности на огнетушители, пожарный щит, ручные пожарные извещатели, электрорубильники, медицинскую аптечку и телефон, которые должны быть выполнены в соответствии с требованиями названного выше ГОСТа;

- в нарушение п.4 ст.68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) здание школы не обеспечено нормативным количеством водоснабжения для целей наружного пожаротушения в виде двух противопожарных водоёмов объёмом воды не менее 50 м3 каждый водоём.

При этом из объяснений законного представителя юридического лица Г.М. Борюшкиной видно, что данные нарушения не устранены из-за отсутствия финансовых средств (в смете не заложены).

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 57 ППБ-01-03 на втором этаже школы у выхода на чердак и в помещении спортзала школы диэлектрические электрораспределительные коробки эксплуатируются без диэлектрических крышек в нарушение ПУЭ;

- в нарушение пункта 57 ППБ-01-03 в подвальном помещении школы и на втором этаже школы допускается соединение электропроводов осветительной сети с нарушением ПУЭ простой скруткой, без пайки, сварки, опрессовки, специальных сжимов;

- в нарушение пункта 60 ППБ-01-03 у кабинета директора и в помещении спортзала электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных заводом изготовителем.

При этом из объяснений законного представителя юридического лица Г.М. Борюшкиной видно, что данные нарушения не были устранены из-за отсутствия финансовых средств (в смете не заложены).

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 53 ППБ-01-03 под лестничным маршем на первом этаже школы устроена кладовка из горючих материалов, которая расположена на путях эвакуации людей из здания школы с первого этажа наружу;

- в нарушение пункта 34 ППБ-01-03 шлеф автоматической пожарной сигнализации в здание школы находится в неисправном состоянии, кроме того, он отключён на приемно-контрольном приборе автоматической пожарной сигнализации.

При этом из объяснений законного представителя юридического лица Г.М. Борюшкиной видно, что данные нарушения не были устранены из-за отсутствия финансовых средств (в смете не заложены).

Согласно постановлению главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ за названные выше нарушения требований пожарной безопасности подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному административному делу не установлено.

Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки помещений МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, главным государственным инспектором по Спасскому муниципальному району С.А. Шалашовым в отношении названного выше юридического лица были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которым в помещении школы допущены названные выше нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова за названные выше нарушения МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ требований пожарной безопасности, то есть административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, вопрос о наличии вины МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ в совершении вменяемых ему административных правонарушений в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался. При этом из объяснений представителя МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ Г.М. Борюшкиной, данных при составлении протоколов, видно, что нарушения требований пожарной безопасности допущены в связи с отсутствием финансовых средств в смете учреждения, что также подтверждается бюджетной сметой на ДД.ММ.ГГГГ год. Судом установлено, что МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ в адрес <данные изъяты> направляются заявки на выделение дополнительных денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, однако денежные средства выделены не были. При наличии возможности, нарушения устраняются. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ является бюджетным учреждением, финансируемым за счёт средств бюджета Спасского муниципального района РТ, прихожу к выводу, что у юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.ч. 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Факт наличия вины МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ в совершении вменяемых правонарушений в данном случае достоверно не установлен. Констатация в оспариваемом постановлении должностного лица только факта правонарушения, без установления причины образования этих нарушений, а также связи между действиями заявителя и наступившими последствиями является недостаточной для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьёй 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия составов правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова от ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ отменить.

Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никольская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

       Судья                                                                                             С.М. Федонин