отменить постановление



Дело № 12-49/2012

Р Е Ш Е Н И Е

17 мая 2012 года                                                                                 г. Болгар, РТ                                                                                                   

Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Хасаповой Ф.А. на постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Ф.А. Хасапова обратилась в суд с названной выше жалобой, указывая, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она, как <данные изъяты> <данные изъяты> подвергнута административному взысканию в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. Она не согласна с назначенным ей наказанием, поскольку в бюджете школы денежные средства на эти цели не предусмотрены. Она неоднократно обращалась в отдел образования с заявками для устранения нарушений. Просит названное выше постановление отменить и производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявительница Ф.А. Хасапова - лицо, привлечённое к административной ответственности, жалобу поддержала, просила постановление государственного инспектора по пожарному надзору А.А. Смоленцева от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы дополнила, что она, как <данные изъяты>, привлечена к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, ей назначен штраф в размере <данные изъяты> рублей. Считает постановление о привлечении её к ответственности незаконным, так как <данные изъяты> является бюджетным учреждением. В смете денежные средства на устранение нарушений по пожарной безопасности не предусмотрены, нецелевое использование денежных средств не допускается. Она, как <данные изъяты>, неоднократно обращалась в отдел образования с целью выделения дополнительных денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности. Однако денежные средства выделены не были. При первой же возможности проводится работа по устранению нарушений. Считает, что её вины в выявленных нарушениях нет, поскольку она принимает все зависящие от неё меры для устранения нарушений.

Выслушав Ф.А. Хасапову, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системах противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Из объяснений лица, привлеченного к административной ответственности, Ф.А. Хасаповой видно, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности были допущены в связи с отсутствием финансирования на эти цели. Она неоднократно обращалась в отдел образования с просьбой о выделении дополнительных средств для устранения нарушений, однако в удовлетворении её ходатайств ей было отказано.

Доводы Ф.А. Хасаповой подтверждаются бюджетными сметами <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы, письменными обращениями в отдел образования Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ о выделении денежных средств для выполнения противопожарных мероприятий.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ помещений <адрес> муниципального района РТ инспектором ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ А.А. Смоленцевым были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в отношении <данные изъяты> названной выше школы Ф.А. Хасаповой составлены протоколы об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Ф.А. Хасапова, являясь директором <данные изъяты>, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 6 Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ-01-03) инструкция по пожарной безопасности разработана не в полном объёме согласно обязательному приложению . Не указан порядок осмотра помещений перед окончанием рабочего дня, полностью не расписан порядок эвакуации людей при пожаре, не определён порядок содержания территории (очистка подъездов к источникам водоснабжения в зимнее время);

- в нарушение пункта 36 ППБ-01-03 в здании школы не проводилась проверка качества состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений, через организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности;

- в нарушение пункта 23 ППБ-01-03 несвоевременно проводится очистка подъездных путей к зданию школы для подъезда пожарной техники в случае возникновения пожара;

- в нарушение пункта 27 ППБ-01-03 в здании школы не установлены соответствующие знаки безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ Р ДД.ММ.ГГГГ.2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»;

- в нарушение пункта 14 ППБ-01-03 отсутствует приказ (инструкция) об установлении правил пользования открытым огнём, порядка проезда автотранспорта по территории школы, порядка проведения временных пожароопасных работ;

- в нарушение пункта 15 распорядительным документом в школе не определён порядок обесточивания здания школы в конце рабочего дня, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, не определён порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму и не назначено ответственное лицо за их проведение;

- в нарушение пункта 3 ППБ-01-03 и пункта 4.20 СП4.13130.2009 между помещением школы и детского сада установлена горючая дверь;

- в нарушение пункта 3 ППБ-01-03 и п.5.2 таб.2 СП 8.13130.2009 здание школы не обеспечено наружным водоснабжением для целей пожаротушения в случае пожара.

При этом из объяснений Ф.А. Хасаповой видно, что нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Ф.А. Хасапова, являясь <данные изъяты>, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 60 ППБ-01-03 в здании школы в кабинете физики электролампочки осветительной сети не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными заводом изготовителем;

- в нарушение пункта 108 ППБ-01-03 в кабинете физики и химии отсутствуют огнетушители и песок для целей пожаротушения;

- в нарушение пункта 60 ППБ-01-03 в кабинете информатики электророзетки установлены на горючем основании - на деревянных партах.

При этом из объяснений Ф.А. Хасаповой видно, что нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Ф.А. Хасапова, являясь директором <данные изъяты>, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 53 ППБ-01-03 в лестничных клетках <данные изъяты> этажей школы в дверях вместо армированного стекла установлено горючее оргстекло; на выходе из спортзала в коридоре установлен деревянный шкаф, что препятствует быстрой и безопасной эвакуации людей в случае пожара;

- в нарушение пункта 52 ППБ-01-03 на запасном выходе с первого этажа выходная дверь свободно не открывается, поскольку заблокирована вновь установленной дверью; эвакуационная металлическая дверь со второго этажа на первый через помещение детского сада открывается таким образом, что препятствует свободной и быстрой эвакуации в случае пожара;

- в нарушение пункта 3 ППБ-01-03 и п.4.20 СП4.13130.2009 между помещением школы и детского сада установлена горючая дверь.

При этом из объяснений Ф.А. Хасаповой видно, что нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств.

Согласно постановлению государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору А.А. Смоленцева от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> муниципального района РТ Ф.А. Хасапова за названные выше нарушения Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из этого же постановления видно, что Ф.А. Хасапова допустила нарушения Правил пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ. Кроме этого, согласно постановлению при рассмотрении административного дела должностным лицом административного органа было установлено, что Ф.А. Хасапова нарушила пункт 34 ППБ-01-03 (не заключён договор со специализированной организацией на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; в помещении спортзала не исправен шлейф , не работает один датчик). Данное нарушение не было отражено в названных выше протоколах об административном правонарушении.

Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки здания <адрес> РТ государственным инспектором - инспектором ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ А.А. Смоленцевым в отношении <данные изъяты> названной выше школы Ф.А. Хасаповой были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которым в здании школы допущены названные выше нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору А.А. Смоленцева за названные выше нарушения Ф.А. Хасаповой назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения Ф.А. Хасаповой требований пожарной безопасности, то есть административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, вопрос о наличии вины Ф.А. Хасаповой в совершении вменяемого ей административного правонарушения в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался. При этом из объяснений Ф.А. Хасаповой, данных ею в судебном заседании, видно, что нарушения требований пожарной безопасности допущены в связи с недостаточным финансированием, отсутствием в бюджете школы денежных средств на эти цели, что также подтверждается сметами доходов и расходов <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы. Ф.А. Хасапова принимает все возможные меры для устранения выявленных недостатков. Ф.А. Хасаповой периодически направлялись заявки о выделении средств, требующихся для устранения выявленных нарушений, однако денежные средства выделены не были.Таким образом, установлено, что Ф.А. Хасапова, являясь должностным лицом, допустила нарушение требований пожарной безопасности, так как бюджетом <адрес> района РТ финансирование расходов на указанные цели предусмотрено не было. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что <адрес> района РТ относится к бюджетным учреждениям, финансируемым за счёт средств бюджета <адрес> РТ, прихожу к выводу о том, что факт наличия вины Ф.А. Хасаповой в совершении вменяемого правонарушения в данном случае достоверно не установлен, поскольку отсутствие финансирования нельзя признать неисполнением либо ненадлежащим исполнением Ф.А. Хасаповой своих служебных обязанностей. Констатация в оспариваемом постановлении должностного лица только факта правонарушения, без установления причины образования этих нарушений, а также связи между действиями заявителя и наступившими последствиями является недостаточной для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьёй 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Ф.А. Хасаповой подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия составов правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Хасаповой Ф.А. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору А.А. Смоленцева от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Хасаповой Ф.А. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Хасаповой Ф.А. прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

       Судья                                                                                             С.М. Федонин