Дело № 12-53/2012 24 мая 2012 года г. Болгар, РТ Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин, при секретаре Г.З. Зигангировой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Талиповой З.Г. на постановление главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, З.Г. Талипова обратилась в суд с названной выше жалобой, указывая, что постановлением главного инспектора по пожарному надзору от С.А. Шалашова от ДД.ММ.ГГГГ № она, как <данные изъяты>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Считает, что названное выше постановление вынесено незаконно и необоснованно. Проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях <адрес>, где она работает <данные изъяты>, была проведена ДД.ММ.ГГГГ. В ходе этой проверки были выявлены нарушения, в связи с чем в отношении неё как на должностное лицо были составлены протоколы об административных правонарушениях. Вместе с тем, на момент проверки все инструкции о соблюдении мер пожарной безопасности были вывешены, срок эксплуатации огнетушащего вещества в огнетушителях ещё не истёк. Табличка с информацией о месте хранения ключа от замка, которым закрыт люк в чердачное помещение, установлена. Кроме этого, при рассмотрении административного дела главный государственный инспектор С.А. Шалашов не учёл, что <данные изъяты> является бюджетным учреждением. Бюджетом <данные изъяты> как на ДД.ММ.ГГГГ год не было предусмотрено финансирование на пожарную безопасность. Для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты. Ввиду отсутствия денежных средств на эти цели <данные изъяты> не имеет возможности устранить все нарушения требований пожарной безопасности. В здании <данные изъяты> проводится капитальный ремонт с учётом всех требований пожарной безопасности, который до настоящего времени не завершён также в связи с отсутствием надлежащего финансирования. Она, как должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность, принимает все возможные меры для своевременного устранения выявленных нарушений. В Министерство <данные изъяты> РТ неоднократно направлялись ходатайства и заявки о выделении денежных средств. Однако до настоящего времени денежные средства так и не выделены. Свои служебные обязанности она исполняет надлежащим образом, а потому считает, что её вины в нарушении требований пожарной безопасности нет. Заявительница З.Г. Талипова - лицо, привлечённое к административной ответственности, названную выше жалобу поддержала полностью. В обоснование жалобы дополнила, что вопрос финансирования на цели пожарной безопасности решается централизованно Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ. Министерство периодически запрашивает информацию по пожарной безопасности, <данные изъяты> уведомляет Министерство об имеющихся нарушениях требований пожарной безопасности, просит выделить денежные средства, но финансирования пока нет. Срок эксплуатации огнетушащего вещества в огнетушителях истекает в этом году, на момент проверки этот срок ещё не истёк. При наличии финансирования все недостатки будут устранены. Выслушав лицо, привлечённое к административной ответственности, З.Г. Талипову, исследовав другие материалы дела, прихожу к следующему выводу: В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Вина физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом. В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системах противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения. Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Из объяснений лица, привлеченного к административной ответственности, З.Г. Талиповой видно, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности были допущены в связи с отсутствием финансирования на эти цели. Она принимает все возможные меры для устранения нарушений, однако денежных средств не хватает, в здании <данные изъяты> проводится капитальный ремонт, по завершении которого все недостатки будут устранены. Доводы З.Г. Талиповой подтверждаются бюджетными сметами, письменными обращениями и заявками, направленными в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ здания дома-интерната, гаражей, материального склада, газовой минитопочной главным государственным инспектором Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашовым были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в отношении <данные изъяты> З.Г. Талиповой составлен протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по <данные изъяты> З.Г. Талипова совершила административное правонарушение, предусмотренное частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов: - в нарушение пункта 108 Приложения № Правил пожарной безопасности в РФ, утверждённых приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ, (далее ППБ-01-03) не проведена своевременная перезарядка огнетушителей, срок эксплуатации огнетушащего вещества вышел; в помещении материального склада отсутствуют первичные средства пожаротушения - огнетушители и пожарное полотно в соответствии с обязательным приложением №; - в нарушение пункта 6 ППБ-01-03 Инструкции о соблюдении мер пожарной безопасности не вывешены на видных местах в зданиях гаражей, материального склада; - в нарушение п.6.18 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на дверях, ведущих в лестничные клетки, вестибюли, фойе, отсутствуют соответствующие автоматические доводчики для самозакрывания дверей с целью не распространения продуктов горения в случае возникновения пожара по зданию; - в нарушение пункта 44 ППБ-01-03 у люка, ведущего в чердачное помещение, закрытого на замок, не вывешена табличка с информацией о месте хранения ключа от данного замка; - в нарушение пункта 60 ППБ-01-03 в здании <данные изъяты> установлен водонагреватель на горючем столе без устройства тепловой защиты отключения электрооборудования; - в нарушение пункта 90 ППБ-01-03 на въезде на территорию <данные изъяты> у пожарного гидранта не установлены указатели с цифрами, указывающими расстояние до пожарного гидранта и направление движения плоские из светоотражающего материала или объёмные со светильником; - в нарушение пункта 57 ППБ-01-03 не проведён замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети во всех зданиях дома-интерната. При этом из объяснений З.Г. Талиповой видно, что недостатки не устранены из-за отсутствия финансовых средств. Согласно постановлению главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> З.Г. Талипова подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении названных выше требований пожарной безопасности. Каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному административному делу не установлено. Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки помещений <данные изъяты> начальником ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Шалашовым в отношении <данные изъяты> З.Г. Талиповой был составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которому на объекте <данные изъяты> допущены названные выше нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова за названные выше нарушения З.Г. Талиповой, как должностному лицу, ответственному за пожарную безопасность, назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения З.Г. Талиповой требований пожарной безопасности, то есть административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, вопрос о наличии вины З.Г. Талиповой в совершении вменяемого ей административного правонарушения в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался. При этом из объяснений З.Г. Талиповой, данных, как при составлении протокола, так и в ходе судебного заседания, видно, что нарушения требований пожарной безопасности допущены в связи с недостаточным финансированием, отсутствием в бюджете <данные изъяты> денежных средств на эти цели, что также подтверждается сметами доходов и расходов названного выше учреждения. З.Г. Талипова принимает все возможные меры для устранения выявленных недостатков, в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ направлялись ходатайства о выделении средств, требующихся для устранения выявленных нарушений, однако денежные средства выделены не были.Таким образом, установлено, что З.Г. Талипова, являясь должностным лицом, допустила нарушение требований пожарной безопасности, так как бюджетом <данные изъяты> финансирование расходов на указанные цели предусмотрено не было. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что <данные изъяты> относится к бюджетным учреждениям, прихожу к выводу о том, что факт наличия вины З.Г. Талиповой в совершении вменяемых правонарушений в данном случае достоверно не установлен. Отсутствие финансирования нельзя признать неисполнением либо ненадлежащим исполнением З.Г. Талиповой своих служебных обязанностей. Констатация в оспариваемом постановлении должностного лица только факта правонарушения, без установления причины образования этих нарушений, а также связи между действиями заявителя и наступившими последствиями является недостаточной для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 3 статьи 20.4 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении З.Г. Талиповой подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия составов правонарушений. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, РЕШИЛ: Жалобу Талиповой З.Г. удовлетворить. Постановление главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Талиповой З.Г. отменить. Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Талиповой З.Г. прекратить. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья С.М. Федонин