отменить постановление



Дело № 12-50/2012

Р Е Ш Е Н И Е

17 мая 2012 года                                                                             г. Болгар, РТ                                                                                                   

Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ахмадуллиной З.М. на постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,

                                                      УСТАНОВИЛ:

З.М. Ахмадуллина обратилась в суд с названной выше жалобой, указывая, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Спасского района по пожарному надзору С.А. Деманова ей как <данные изъяты> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>, назначено административное наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> рублей. С названным выше постановлением она не согласна, поскольку ею были приняты все возможные меры по выполнению предписания ОНД по <адрес> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Ко дню контрольной проверки ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> пунктов предписания от ДД.ММ.ГГГГ было выполнено <данные изъяты> пунктов. Остальные пункты вышеуказанного предписания не были выполнены в срок по причине отсутствия финансовой возможности. В период с ДД.ММ.ГГГГ на мероприятия по противопожарной безопасности и в области ГО были затрачены денежные средства в размере: техническое обслуживание <данные изъяты>, приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего действия - <данные изъяты>, приобретение медицинских средств - <данные изъяты>. В настоящее время выполнен пункт <данные изъяты> предписания от ДД.ММ.ГГГГ - установлен указатель из светоотражающего покрытия по направлению к пожарным гидрантам и пункт <данные изъяты> - остеклены окна на чердаке в здании интерната. Также составлен договор на огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения здания интерната с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Этот вид работ требует затрат на сумму <данные изъяты> рублей, которые заложены в смету на <данные изъяты> год. Таким же образом в ближайшие сроки будет заключён договор на проведение замера сопротивления изоляции электропроводов силовой и осветительной сети, что потребует затрат в размере <данные изъяты> рублей. На исполнение пункта <данные изъяты> предписания от ДД.ММ.ГГГГ - осуществить в зданиях <данные изъяты> вывод сигналов о срабатывании АПС в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта потребуются затраты порядка <данные изъяты> рублей. Денежные средства в таком размере в сметах на <данные изъяты> не предусмотрены. При наличии средств в смете на <данные изъяты> год этот вид работ будет произведён. Просит отменить названное выше постановление ввиду отсутствия её вины.

В судебном заседании заявительница З.М. Ахмадуллина - лицо, привлечённое к административной ответственности, жалобу поддержала, просила постановление государственного инспектора по пожарному надзору С.А. Деманова отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы дополнила, что <данные изъяты> которого она является, относится к бюджетным учреждениям. Она как руководитель принимает все меры для соблюдения правил пожарной безопасности и устранения выявленных нарушений. Финансирование на эти цели является недостаточным, выделенные денежные средства расходуются строго по назначению. При первой же возможности проводится работа по устранению нарушений. Считает, что её вины в выявленных нарушениях нет, поскольку она принимает все зависящие от неё меры для устранения нарушений.

Выслушав З.М. Ахмадуллину, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Из объяснений лица, привлеченного к административной ответственности, З.М. Ахмадуллиной видно, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности были допущены в связи с отсутствием денежных средств на эти цели. По возможности работа по устранению нарушений ведётся, ею были заключены соответствующие договоры, но денежные средства пока не выделены.

Доводы З.М. Ахмадуллиной подтверждаются бюджетными сметами <адрес> муниципального района РТ на ДД.ММ.ГГГГ, копиями договоров поставки, счетами-фактурами.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ помещений <адрес> муниципального района РТ государственным инспектором Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Демановым были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в отношении <данные изъяты> названной выше <данные изъяты> З.М. Ахмадуллиной составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ З.М. Ахмадуллина, являясь <данные изъяты> <адрес> муниципального района РТ, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 36 Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ-01-03) в здании интерната в установленные сроки не проведена проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения;

- в нарушение пункта 90 ППБ- 01-03 у здания интерната и по направлению движения к пожарным гидрантам не установлены соответствующие указатели из светоотражающих покрытий или объёмные со светильником, на которых должны быть нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

- в нарушение пункта 3 ППБ-01-03 и п.14.4 СП 5.13130.2009 в здании школы-интерната не осуществлён вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта, по возможному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи;

- в нарушение пункта 36 ППБ=01-03 в здании интерната не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения через организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности, так как срок действия предыдущей обработки истёк в ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение пункта 57 ППБ-01-03 в здании школы и интерната не проводился замер сопротивления изоляции электропроводов силовой и осветительной сети через организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности, так как срок действия предыдущего замера истёк в ДД.ММ.ГГГГ;

- в нарушение пункта 44 ППБ-01-03 в здании интерната окна на чердаке не остеклены.

При этом из объяснений З.М. Ахмадуллиной видно, что нарушения не устранены по причине отсутствия денежных средств.

Согласно постановлению государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> муниципального района РТ З.М. Ахмадуллина за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в названных выше нарушениях Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. При этом каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному делу не установлено.

Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки здания <данные изъяты> РТ государственным инспектором - старшим инспектором ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Демановым в отношении <данные изъяты> <адрес> муниципального района РТ З.М. Ахмадуллиной был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которому в здании <данные изъяты> допущены названные выше нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова за названные выше нарушения З.М. Ахмадуллиной назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения З.М. Ахмадуллиной требований пожарной безопасности, то есть административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, вопрос о наличии вины З.М. Ахмадуллиной в совершении вменяемого ей административного правонарушения в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался. При этом из объяснений З.М. Ахмадуллиной, данных ею как при составлении протокола об административном правонарушении, так и в судебном заседании, видно, что нарушения требований пожарной безопасности допущены в связи с недостаточным финансированием, отсутствием денежных средств на эти цели, что также подтверждается сметами доходов и расходов <адрес> муниципального района РТ на ДД.ММ.ГГГГ годы. З.М. Ахмадуллина принимает все возможные меры для устранения выявленных недостатков, что подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании. Таким образом, установлено, что З.М. Ахмадуллина, являясь должностным лицом, допустила нарушение требований пожарной безопасности, в связи с недостаточным финансирование на эти цели. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что <данные изъяты> относится к бюджетным учреждениям, финансируемым за счёт средств бюджета <адрес> РТ, прихожу к выводу о том, что факт наличия вины З.М. Ахмадуллиной в совершении вменяемого правонарушения в данном случае достоверно не установлен, поскольку отсутствие финансирования нельзя признать неисполнением либо ненадлежащим исполнением З.М. Ахмадуллиной своих служебных обязанностей. Констатация в оспариваемом постановлении должностного лица только факта правонарушения, без установления причины образования этих нарушений, а также связи между действиями заявителя и наступившими последствиями является недостаточной для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении З.М. Ахмадуллиной подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия составов правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Ахмадуллиной З.М. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ахмадуллиной З.М. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Ахмадуллиной З.М. прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

       Судья                                                                                             С.М. Федонин

Копия верна