отменить постановление



Дело № 12-59/2012

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2012 года                                                                                  г. Болгар, РТ                                                                                                   

Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Волевой И.А. на постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,

                                                      УСТАНОВИЛ:

И.А. Волева обратилась в суд с названной выше жалобой, указывая, что постановлением государственного инспектора Спасского муниципального района РТ С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ она привлечена к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ. Ей назначен административный штраф в размере <данные изъяты> рублей. Считает названное выше постановление незаконным, так как <данные изъяты>» является бюджетным учреждением, в сметах ДД.ММ.ГГГГ и текущего года финансовые средства на устранение нарушений не предусмотрены, нецелевое использование бюджетных средств не допускается. Она, как <данные изъяты> школы, неоднократно обращалась в отдел образования с просьбами о выделении денег на приобретение и установку ёмкостей для наружного противопожарного водоёма, проведения проверки качества огнезащитной обработки, приобретения достаточного количества доводчиков <данные изъяты> доводчиков было приобретено), на её обучение, в чём ей тоже было отказано из-за недостатка средств. В подразделении, ответственном за противопожарную защиту школы (<адрес>), нет соответствующего пульта для принятия сигнала из школы. На два огнетушителя из <данные изъяты>, у которых срок действия огнетушащего состава истёк, в этом году было обещано выделение средств. Выполнить пожарный пирс нет никакой возможности, потому что русло основной реки находится на расстоянии более чем <данные изъяты> м, оно обмелело и заросло травой. Просит указанное выше постановление отменить и производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявительница И.А. Волева - лицо, привлечённое к административной ответственности, жалобу поддержала, просила постановление государственного инспектора по пожарному надзору С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в её жалобе. Считает, что её вины в выявленных нарушениях нет, поскольку она принимает все зависящие от неё меры для устранения нарушений.

Выслушав И.А. Волеву, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системах противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Из объяснений лица, привлеченного к административной ответственности, И.А. Волевой видно, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности были допущены в связи с отсутствием финансирования на эти цели. Она неоднократно обращалась в отдел образования с просьбой о выделении дополнительных средств для устранения нарушений, однако безрезультатно.

Доводы И.А. Волевой подтверждаются бюджетными сметами <адрес> муниципального района РТ на 2011 и 2012 годы, письменными обращениями в отдел образования Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ.

По результатам проверки помещений <адрес> муниципального района РТ, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Демановым были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в отношении директора названного выше учреждения И.А. Волевой было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ И.А. Волева, являясь директором <адрес> муниципального района РТ, совершила административное правонарушение, предусмотренное частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 36 Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ-01-03) в здании школы не проведена в установленные сроки проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения;

- в нарушение пункта 53 ППБ-01-03 в здании школы на путях эвакуации на <данные изъяты> этаже в фойе и на <данные изъяты> этаже установлены горючие деревянные перегородки;

- в нарушение п.53 ППБ-01-03 в здании школы на дверях, установленных на путях эвакуации, установлены простые стёкла вместо армированных;

- в нарушение пункта 3 ППБ-01-03 и п.7.17 СНиП 21-01-97 в здании школы на <данные изъяты> этаже на <данные изъяты> эвакуационных дверях, выходящих на лестничную клетку и фойе, не установлены специальные доводчики для предотвращения распространения опасных факторов в случае пожара;

- в нарушение пункта 3 ППБ-01-03, пункта 5.2 табл.2 СП 8 131.30.2009 прим<данные изъяты> здание школы не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения на случай пожара в любое время года;

- в нарушение пункта 15 ППБ-01-03 ответственные лица за пожарную безопасность в здании школы не прошли дополнительное обучение по программе пожарно-технического минимума, через организацию имеющую лицензию на данный вид деятельности;

- в нарушение п.3 ППБ-01-03, п.4.4.1 СП 9 13130.2009 в здании школы эксплуатируются огнетушители, у которых срок действия огнетушащего состава истёк;

- в нарушение п.3 ППБ-01-03, п.14.4 СП 5.13130.2009 в здании школы не осуществлён вывод сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта, по возможному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи.

При этом из объяснений И.А. Волевой видно, что данные нарушения не устранены из-за отсутствия материальных средств.

Согласно постановлению государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> муниципального района РТ И.А. Волева за названные выше нарушения Правил пожарной безопасности в РФ подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. При этом каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному делу не установлено.

Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки <данные изъяты>» <адрес> РТ старшим государственным инспектором ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Демановым в отношении директора названного выше учреждения И.А. Волевой был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которому в здании школы <адрес> допущены названные выше нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова за названные выше нарушения И.А. Волевой назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения И.А. Волевой требований пожарной безопасности, то есть административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, вопрос о наличии вины И.А. Волевой в совершении вменяемого ей административного правонарушения в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался. При этом из объяснений И.А. Волевой, данных ею при составлении протокола, а также в судебном заседании, видно, что нарушения требований пожарной безопасности допущены в связи с недостаточным финансированием, отсутствием в бюджете школы денежных средств на эти цели, что также подтверждается сметами доходов и расходов <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ годы. И.А. Волева принимает все возможные меры для устранения выявленных недостатков. И.А. Волева периодически направляет заявки о выделении средств, требующихся для устранения выявленных нарушений, однако денежные средства выделены не были.Таким образом, установлено, что И.А. Волева, являясь должностным лицом, допустила нарушение требований пожарной безопасности, так как бюджетом <адрес> муниципального района РТ, <данные изъяты> которого она является, финансирование расходов на указанные цели предусмотрено не было. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что <адрес> <данные изъяты> относится к бюджетным учреждениям, финансируемым за счёт средств бюджета <адрес> РТ, прихожу к выводу о том, что факт наличия вины И.А. Волевой в совершении вменяемых правонарушений в данном случае достоверно не установлен. Отсутствие финансирования нельзя признать неисполнением либо ненадлежащим исполнением И.А. Волевой своих служебных обязанностей. Констатация в оспариваемом постановлении должностного лица только факта правонарушения, без установления причины образования этих нарушений, а также связи между действиями заявителя и наступившими последствиями является недостаточной для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьёй 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении И.А. Волевой подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия составов правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Волевой И.А. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Волевой И.А. отменить.

Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Волевой И.А. прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

       Судья                                                                                             С.М. Федонин