отменить постановление



Дело № 12-17/2011

Р Е Ш Е Н И Е

11 мая 2011 года                                                                                  г. Болгар, РТ                                                                                                   

Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района Республики Татарстан на постановление главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору - начальника ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ обратился в суд с названной выше жалобой, указывая, что постановлением главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору Шалашова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Считает наложенное взыскание необоснованным, так как для проведения мероприятий, указанных в постановлении, денежные средства в бюджете сельского поселения не заложены. А потому просит отменить данное постановление.

Представитель Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ Е.А. Синицин названную выше жалобу поддержал полностью. В обоснование жалобы дополнил, что бюджетом Никольского сельского поселения как на ДД.ММ.ГГГГ год, так и на ДД.ММ.ГГГГ год не было предусмотрено финансирование на пожарную безопасность, что не было учтено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Ввиду отсутствия денежных средств на эти цели Исполком сельского поселения не имеет возможности устранить нарушения требований пожарной безопасности. При первой же возможности Исполнительным комитетом принимаются меры для устранения выявленных нарушений.

Выслушав представителя лица, привлечённого к административной ответственности, Е.А. Синицина, должностное лицо А.А.С., исследовав другие материалы дела, прихожу к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от <данные изъяты> до <данные изъяты> тысячи рублей; на должностных лиц - от <данные изъяты> тысячи до <данные изъяты> тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей или административное приостановление деятельности на срок до <данные изъяты> суток; на юридических лиц - от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей или административное приостановление деятельности на срок до <данные изъяты> суток.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Должностное лицо - инспектор ОНД по Спасскому муниципальному району РТ УНД ГУ МЧС РФ по РТ - А.А. Смоленцев пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка населённых пунктов исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ, о чём глава сельского поселения был уведомлён. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности. По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении в отношении Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ с участием его представителя, с учётом всех обстоятельств юридическому лицу было назначено наказание в виде штрафа. По его убеждению, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ, законно и обоснованно, поскольку для устранения некоторых из выявленных нарушений финансовых затрат не требуется.

Согласно, протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в сельских клубах <адрес>, сельском доме культуры <адрес>, административном здании и населённых пунктах Исполкома <адрес> сельского поселения, в нарушение п.16 ППБ-01-03 в административном здании, зданий сельских клубов <адрес> и <адрес> план-схема эвакуации людей в случае пожара не соответствует ГОСТу Р и не согласована с руководителем государственной противопожарной службы, с работниками административного здания, сельских клубов и сельского дома культуры не проводятся противопожарные инструктажи и занятия по пожарно-техническому минимуму, не отработан порядок действий работников клубов и их посетителей в случае возникновения пожара согласно планам-схемам эвакуации людей и материальных ценностей; в населённых пунктах <адрес> не все водонапорные башни оборудованы пожарными рукавами и стволами в нарушение в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес> отсутствует специализированная система оповещения людей при пожаре в нарушение в <адрес>, <адрес> около естественных водоёмов отсутствуют твёрдые площадки размером <данные изъяты> для забора воды пожарной техникой в случае пожара; отсутствует приказ (инструкция) об установлении в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес> противопожарного режима: не определён порядок и сроки прохождения противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму, не определён порядок осмотра и закрытия помещений по окончанию рабочего дня, не определены и не оборудованы места для курения, не определён порядок отключения электрооборудования по окончанию рабочего дня и в случае пожара <данные изъяты> в нарушение <данные изъяты> в населённых пунктах - <адрес> по направлению движения к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, не установлены соответствующие указатели из специального светоотражающего материала (или объёмные со светильниками) с нанесёнными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточников; административное здание, сельский клуб <адрес>, сельский клуб <адрес>, сельский дом культуры <адрес> не обеспечены нормативным количеством воды для целей пожаротушения, а именно, двумя пожарными водоёмами по <данные изъяты> каждый ( в нарушение не организовано проведение противопожарной пропаганды и обучение в населения в населённых пунктах - <адрес>; не установлен порядок оповещения людей при пожаре и не назначено ответственное за это лицо <данные изъяты>; в нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в административном здании отсутствует второй эвакуационный выход для эвакуации людей при пожаре; в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес> отсутствует нормативное количество первичных средств пожаротушения - не хватает огнетушителей, нет асбестовых полотен <данные изъяты> в нарушение <данные изъяты> в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес> инструкции о соблюдении мер по пожарной безопасности выполнены с нарушением приложения ; в населённых пунктах - <адрес> отсутствуют специальные системы оповещения людей о пожаре <данные изъяты> в нарушение <данные изъяты> для населённых пунктов - <адрес> не приобретены пожарные переносные мотопомпы; на территории <адрес> сельского поселения отсутствует пожарная охрана, обеспечивающая время прибытия первого пожарного подразделения за <данные изъяты> минут <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ); в нарушение <данные изъяты> административное здание не оборудовано молнезащитой от первичных разрядов молнии; в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес> не проводился замер сопротивления изоляции электропроводов силовой и осветительной сети (<данные изъяты> в нарушение <данные изъяты> в <адрес> на границе лесного массива примыкающего к границе зданий и сооружений населённого пункта отсутствует противопожарная полоса шириной <данные изъяты> метра с целью преграждения огня со стороны лесного массива и наоборот; в административном здании установлены горючие перегородки и нарушено объёмно-планировочное решение по зданию, предусмотренное проектом, тем самым снижается степень огнестойкости по зданию <данные изъяты> в нарушение ГОСТ «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная» в здании администрации отсутствуют знаки безопасности; за каждой пожарной мотопомпой и приспособленной к пожаротушению техникой не закреплены мотористы (водители), прошедшие специальную подготовку для работы <данные изъяты> в нарушение <данные изъяты> Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в селе <адрес> не предусмотрено противопожарное расстояние от лесного массива не менее <данные изъяты> метров до границ индивидуальной одно-двухэтажной застройки. При этом из объяснений представителя юридического лица Е.А. Синицина видно, что данные нарушения не устранены из-за отсутствия финансовых средств.

Согласно постановлению главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Правил пожарной безопасности в РФ Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил «Системы противопожарной защиты «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», Требования пожарной безопасности , Системы противопожарной защиты «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», Норм и правил проектирования , Системы противопожарной защиты «Источники наружного противопожарного водоснабжения», Требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009, Правил устройства электрооборудования (ПУЭ), «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная», «Схемы фотоиллюминисцентные, эвакуационные», «Инструкция по молнезащите зданий и сооружений» ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ мин. в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес>, населённых пунктах Исполнительного комитета <адрес> сельского поселения Спасского муниципального района РТ, а именно, в нарушениях, указанных в названном выше протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному административному делу не установлено.

Из объяснений представителя Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ Е.А. Синицина видно, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности были допущены в связи с отсутствием финансирования на эти цели. По этой причине Исполнительный комитет не имеет возможности соблюдать все требования пожарной безопасности. В ДД.ММ.ГГГГ году за счёт средств местного бюджета Исполнительным комитетом была приобретена мотопомпа стоимостью <данные изъяты> руб.

Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки объектов Исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ (административного здания, сельского клуба <адрес>, сельского клуба <адрес>, сельского дома культуры <адрес>, <адрес>) начальником ОНД по <адрес> муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Шалашовым в отношении Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которому в административном здании, сельском клубе <адрес>, сельском клубе <адрес>, сельском доме культуры <адрес>, в населённых пунктах Исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ - <адрес>, <адрес> допущены нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова за названные выше нарушения Исполнительный комитет Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. При этом главный государственный инспектор <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору, рассматривая административное дело, не дал оценку доводам представителя юридического лица, не установил имелась ли у юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Кроме этого, санкция части предусматривает альтернативное административное наказание. Назначая юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи <данные изъяты>, главный государственный инспектор <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору не учёл предусмотренные статьёй4.1 КоАП РФ обстоятельства. В нарушение ст.29.10 КоАП РФ в названном выше постановлении принятое по делу решение ничем не мотивировано, не дана оценка представленным по делу доказательствам, а потому рассмотрение дела нельзя признать всесторонним и объективным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что допущенные нарушения процессуальных требований административного законодательства являются существенными, прихожу к убеждению, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ, вынесенное главным государственным инспектором Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору, подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 ч. 1 п. 4, 30.9 ч.1 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору - начальника ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Шалашова от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Исполнительного комитета Никольского сельского поселения Спасского муниципального района РТ отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Исполнительного комитета Никольского сельского поселения <адрес> муниципального района РТ возвратить главному государственному инспектору <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору - начальнику ОНД по Спасскому муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Шалашову на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

       Судья                                                                                             С.М. Федонин