Дело № 12-95/2012 06 августа 2012 года г. Болгар, РТ Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин, при секретаре Г.З. Зигангировой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Галяутдинова Р.Ш. на постановление государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, Р.Ш. Галяутдинов обратился в суд с названной выше жалобой, указывая, что он является директором МБОУ <адрес> муниципального района РТ. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. С административным наказанием он не согласен, так как предыдущая проверка была проведена ДД.ММ.ГГГГ, нарушения, выявленные в ходе проверки, начали устранять. Через два месяца во время новой проверки были выявлены совершенно другие нарушения. Инструкция по противопожарной безопасности в школе существует, однако её не успели привести в соответствие с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время данное нарушение устранено. Огнезащитная обработка чердачного помещения проводилась ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствует акт проверки огнезащитных работ. Первичные средства пожаротушения были закуплены заранее и имеют паспорта, сертификатов на них не имеется, так как в то время это не было предусмотрено. Просит названное выше постановление отменить и производство по делу прекратить. В судебном заседании заявитель Р.Ш. Галяутдинов - лицо, привлечённое к административной ответственности, названную выше жалобу поддержал полностью. В обоснование жалобы дополнил, что в ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором по пожарному надзору С.А. Шалашовым была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес> муниципального района РТ. В результате проверки были выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении него, как должностного лица, был составлен протокол об административном правонарушении. Инструкции о мерах пожарной безопасности в школе имеются, однако на момент проверки они не были приведены в соответствие с новыми Правилами, так как в конце учебного года - ДД.ММ.ГГГГ года на это не хватило времени. На данный момент необходимые изменения в инструкции внесены. На момент приобретения первичных средств пожаротушения сертификаты на них не выдавались. Качество огнезащитной обработки деревянных конструкций в здании школы было проверено в июне прошлого года. При наличии финансовых средств будут приобретены знаки пожарной безопасности и получены сертификаты на первичные средства пожаротушения, проверено качество огнезащитной обработки. <адрес> средняя школа является бюджетным учреждением, финансируется за счёт средств района, денежные средства на пожарную безопасность в бюджете школы отсутствуют. Он принимает все возможные меры для своевременного устранения выявленных нарушений. Государственный инспектор <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманов, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился. Выслушав лицо, привлечённое к административной ответственности, Р.Ш. Галяутдинова, исследовав другие материалы дела, прихожу к следующему выводу: В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Вина физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом. В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, т.е. при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения. Из объяснений лица, привлеченного к административной ответственности, Р.Ш. Галяутдинова видно, что выявленные в ходе проверки нарушения Правил противопожарного режима на момент проверки не были устранены в связи с тем, что данные Правила были утверждены лишь ДД.ММ.ГГГГ. Для внесения соответствующих изменений в инструкции о мерах пожарной безопасности и решения вопроса дополнительного финансирования времени в конце учебного года не хватило. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ помещения МБОУ «<адрес> муниципального района РТ государственным инспектором <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Демановым были выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, в связи с чем в отношении директора названной выше школы Р.Ш. Галяутдинова составлен протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Р.Ш. Галяутдинов, являясь директором МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес> муниципального района РТ, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ: - в нарушение пункта 461 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», (далее Правил от ДД.ММ.ГГГГ) в здании школы инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях школы выполнена не в соответствии с названными выше Правилами; - в нарушение пункта 4 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ в здании школы в инструкции о мерах пожарной безопасности не назначены ответственные за обеспечение пожарной безопасности в школе согласно требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», в том числе за: сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства школы; организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств; проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре); отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания; прекращение всех работ в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара; сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения личного состава; по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара; организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития; - в нарушение пункта 21 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ в здании школы не проводилась проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения (не реже 2 раз в год при отсутствии в инструкции сроков периодичности огнезащитной обработки; - в нарушение пункта 43 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ в здании школы отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие размещение ручных пожарных извещателей (кнопок включения пожарной сигнализации) и размещение пожарного оборудования (пожарного щита); - в нарушение пункта 70 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ первичные средства пожаротушения не имеют соответствующих сертификатов. При этом из объяснений Р.Ш. Галяутдинова видно, что данный закон вступил недавно, поэтому устранить данные нарушения он не успел, остальные нарушения не устранены из-за отсутствия денежных средств. Согласно постановлению государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова № от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес> муниципального района РТ Р.Ш. Галяутдинов за названные выше нарушения Правил противопожарного режима в РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному административному делу не установлено. Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки помещения МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа» <адрес> муниципального района РТ старшим инспектором ОНД по <адрес> муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Демановым в отношении директора названной выше школы был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которому в здании школы допущены названные выше нарушения Правил противопожарного режима в РФ. Постановлением государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова за названные выше нарушения Р.Ш. Галяутдинову назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения Р.Ш. Галяутдиновым требований пожарной безопасности, то есть административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, установлено, что в ходе проверки названной выше школы были выявлены лишь нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, связанные с необходимостью внесения соответствующих изменений в инструкцию о мерах пожарной безопасности, проведением проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения школы, приобретением знаков пожарной безопасности и получением сертификатов на первичные средства пожаротушения. При этом инструкция о мерах пожарной безопасности и первичные средства пожаротушения в <адрес> средней общеобразовательной школе имеются, проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения школы была проведена ДД.ММ.ГГГГ. Р.Ш. Галяутдиновым принимаются меры для устранения требований пожарной безопасности. Однако на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ (то есть по истечении двух месяцев со дня утверждения Правил противопожарного режима в РФ) времени для внесения изменений в указанную выше инструкцию, а также для решения вопроса дополнительного финансирования с целью выполнения всех требований названных выше Правил было недостаточно. МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением, финансируемым за счёт средств <адрес> муниципального района РТ. В бюджете школы на противопожарные мероприятия денежные средства заложены не были, а потому устранить нарушения, указанные в пунктах 4-6 протокола об административном правонарушении, Р.Ш. Галяутдинову не представилось возможным. Р.Ш. Галяутдиновым направлена заявка на выделение дополнительных денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина Р.Ш. Галяутдинова в нарушении Правил, выразившихся в не проведении проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения школы, в отсутствии знаков пожарной безопасности и сертификатов на первичные средства пожаротушения, не установлена. А потому данные нарушения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подлежат исключению из оспариваемого постановления. Вместе с тем, судом установлено, что на момент проверки МБОУ <адрес> средняя школа» инструкция по мерам пожарной безопасности руководителем названной выше школы не была приведена в соответствие с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное нарушение, допущенное Р.Ш. Галяутдиновым, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Однако, учитывая характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, суд приходит к убеждению, что в данном случае выявленное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а потому считает, что имеются основания для признания совершённого Р.Ш. Галяутдиновым административного правонарушения малозначительным. При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Р.Ш. Галяутдинова подлежит отмене в полном объёме, производство по делу - прекращению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1 КоАП РФ, РЕШИЛ: Жалобу Галяутдинова Р.Ш. удовлетворить. Постановление государственного инспектора Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Галяутдинова Р.Ш. отменить. Освободить Галяутдинова Р.Ш. от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья С.М. Федонин