Дело № 12-93/2012 06 августа 2012 года г. Болгар, РТ Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин, при секретаре Г.З. Зигангировой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Хасанова М.Р. на постановление главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, М.Р. Хасанов обратился в суд с названной выше жалобой, указывая, что он является директором МБОУ <адрес> общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ он подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за нарушение противопожарной безопасности. Считает наложенное на него взыскание необоснованным, поскольку в бюджете школы на ДД.ММ.ГГГГ годы средства на противопожарные мероприятия предусмотрены не были. Просит названное выше постановление отменить и производство по делу прекратить. В судебном заседании заявитель М.Р. Хасанов - лицо, привлечённое к административной ответственности, названную выше жалобу поддержал полностью. В обоснование жалобы дополнил, что в ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором по пожарному надзору С.А. Шалашовым была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МБОУ «<адрес> общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ. В результате проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в отношении него, как должностного лица, был составлен протокол об административном правонарушении. В своих объяснениях он указывал, что нарушения не были устранены из-за отсутствия финансовых средств. <адрес> средняя общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ является бюджетным учреждением, что не было учтено при вынесении постановления о назначении административного наказания. Бюджетом школы на ДД.ММ.ГГГГ годы не было предусмотрено финансирование на пожарную безопасность, нецелевое использование средств запрещается. Для устранения выявленных нарушений требуются значительные финансовые затраты. Ввиду отсутствия денежных средств на эти цели он не имел возможности устранить все нарушения требований пожарной безопасности. Он принимает все возможные меры для своевременного устранения выявленных нарушений. В целях получения денежных средств для устранения всех нарушений требований пожарной безопасности, он неоднократно обращался в отдел образования Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ, однако средства выделены не были. Считает, что в нарушении требований пожарной безопасности его вины нет. Главный государственный инспектор <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашов, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился. Выслушав лицо, привлечённое к административной ответственности, М.Р. Хасанова, исследовав другие материалы дела, прихожу к следующему выводу: В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения. Вина физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом. В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи. Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системах противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения. Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Из объяснений лица, привлеченного к административной ответственности, М.Р. Хасанова видно, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности были допущены в связи с отсутствием финансирования на эти цели. Он принимает все возможные меры для устранения нарушений, однако дополнительное финансирование выделено не было. Доводы М.Р. Хасанова подтверждаются бюджетными сметами МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ на 2012 год, письменными обращениями о выделении денежных средств в отдел образования Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ помещений МБОУ «Средне-Юрткульская средняя общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ главным государственным инспектором <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашовым были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в отношении директора названной выше школы М.Р. Хасанова составлен протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ М.Р. Хасанов, являясь директором МОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ, совершил административное правонарушение, предусмотренное частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов: - в нарушение пункта 1 статьи 62 Федерального закона № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) здания школы не обеспечены нормативным наружным водоснабжением для целей пожаротушения в виде пожарного подземного водоёма <данные изъяты> м3; - в нарушение пункта 1 статьи 59 ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в здании столовой установлены перегородки из горючей рейки, что снижает степень огнестойкости здания в целом и способствует распространению пожара по зданию; - в нарушение пункта 43 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» (далее Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) в зданиях школы, мастерской, столовой, спортзале отсутствуют знаки безопасности в соответствии с ГОСТом Р ДД.ММ.ГГГГ-200 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»; - в нарушение пункта 6 статьи 82 ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в здании газовой минитопочной и в спортзале разветвления от электрораспределительных коробок выполнены без погонажной защитной арматуры; - в нарушение п.222 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ на территории школы в скирде допускается хранение грубых кормов ближе <данные изъяты> м от строений; - в нарушение пункта 21 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствующие сроки не проводилась проверка качества состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения здания школы, мастерской в соответствии с инструкцией завода изготовителя в течение ДД.ММ.ГГГГ года; - в нарушение пункта 462 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует инструкция, в которой должны быть определены ответственные лица за проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения); лица ответственные за организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития; ответственные лица за удаление всех работников, не участвующих в тушении пожара, за пределы опасной зоны; - в нарушение статьи 151 ФЗ № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Приказа МЧС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении в Свод Правил «Системы противопожарной защиты. Установки противопожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» в здании школы отсутствует вывод сигнала срабатывания автоматической пожарной сигнализации в подразделение, ответственное за противопожарную защиту объекта, по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия обслуживающего персонала; - в нарушение пункта 70 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют соответствующие сертификаты на первичные средства пожаротушения; - в нарушение пункта 38 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ руководитель объекта не обеспечил наличие исправных электрических фонарей из расчёта <данные изъяты> фонарь на <данные изъяты> человек; - в нарушение пункта 475 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ огнетушители не имеют паспортов и порядковых номеров, нанесённых на корпус белой краской; - в нарушение Приложения № п.481 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента в здании мехмастерской, столовой и спортзале не оборудованы пожарные щиты; - в нарушение пункта 483 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ с пожарными щитами не установлены бочки с водой ёмкостью <данные изъяты> м3; - в нарушение пункта 482 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ имеющиеся пожарные щиты не укомплектованы нормативным количеством первичных средств пожаротушения согласно Приложению № Правил, а именно, огнетушителями, асбестовым полотном и совковыми лопатами; - в нарушение пункта 34 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ из помещения мастерской одна эвакуационная дверь открывается не по пути эвакуации, что препятствует быстрой и безопасной эвакуации людей при пожаре. При этом из объяснений Р.М. Хасанова видно, что данные нарушения он устранить не смог из-за финансовых затруднений. Согласно постановлению главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова № от ДД.ММ.ГГГГ директор МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ М.Р. Хасанов за названные выше нарушения обязательных требований пожарной безопасности подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному административному делу не установлено. Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки помещений МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ начальником ОНД по <адрес> муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Шалашовым в отношении директора названной выше школы был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которому в зданиях школы допущены названные выше нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова за названные выше нарушения М.Р. Хасанову назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения М.Р. Хасановым требований пожарной безопасности, то есть административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, вопрос о наличии вины М.Р. Хасанова в совершении вменяемого ему административного правонарушения в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался. При этом из объяснений М.Р. Хасанова, данных, как при составлении протокола, так и в ходе судебного заседания, видно, что нарушения требований пожарной безопасности допущены в связи с отсутствием в бюджете названной выше школы денежных средств на эти цели, что также подтверждается сметой доходов и расходов МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа имени Рашида Хасанова» <адрес> муниципального района РТ на ДД.ММ.ГГГГ год. М.Р. Хасановым в адрес отдела образования Исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ периодически направляются ходатайства о выделении средств, требующихся для устранения выявленных нарушений, однако до настоящего времени денежные средства выделены не были. М.Р. Хасанов принимает все возможные меры для устранения выявленных недостатков. Таким образом, установлено, что М.Р. Хасанов, являясь должностным лицом, допустил нарушение требований пожарной безопасности, так как бюджетом МБОУ <адрес> средняя общеобразовательная школа имени <адрес> муниципального района РТ, <данные изъяты> которого он является, финансирование расходов на указанные цели предусмотрено не было. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что <адрес> средняя общеобразовательная школа относится к бюджетным учреждениям, финансируемым за счёт средств бюджета <адрес> РТ, прихожу к выводу о том, что факт наличия вины М.Р. Хасанова в совершении вменяемого правонарушения в данном случае достоверно не установлен, поскольку отсутствие финансирования нельзя признать неисполнением либо ненадлежащим исполнением М.Р. Хасановым своих служебных обязанностей. Констатация в оспариваемом постановлении должностного лица только факта правонарушения, без установления причины образования этих нарушений, а также связи между действиями заявителя и наступившими последствиями является недостаточной для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьёй 20.4 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении М.Р. Хасанова подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава правонарушения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, РЕШИЛ: Жалобу Хасанова М.Р. удовлетворить. Постановление главного государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Шалашова № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Хасанова М.Р. отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Хасанова М.Р. прекратить. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья С.М. Федонин