отменить постановление.



Дело № 12-94/2012

Р Е Ш Е Н И Е

06 августа 2012 года                                                                       г. Болгар, РТ                                                                                                   

Судья Спасского районного суда РТ С.М. Федонин,

при секретаре Г.З. Зигангировой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Хайбуллиной Л.А. на постановление государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Л.А. Хайбуллина обратилась в суд с названной выше жалобой, указывая, что она является директором МБДОУ «Детский сад <адрес> муниципального района РТ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным старшим инспектором ОНД по <адрес> муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Демановым, она привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ей назначен штраф в размере <данные изъяты> рублей. Считает названное выше постановление незаконным, поскольку МБДОУ «Детский сад <адрес>» является бюджетным учреждением, в смете которого денежные средства на устранение нарушений правил пожарной безопасности не предусмотрены, нецелевое использование денежных средств не допускается. Заявка в ОО <адрес> о выделении дополнительных денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности подана и находится у начальника ОО <адрес>. В своей деятельности до настоящего времени они использовали Инструкцию пожарной безопасности в учреждении ИОТ 001-2003 и выполняли все требования данной инструкции. С правилами противопожарного режима в РФ, утверждёнными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, она ознакомлена не была. Считает, что её вины в выявленных нарушениях нет. Просит названное выше постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель Л.А. Хайбуллина - лицо, привлечённое к административной ответственности, названную выше жалобу поддержала полностью. В обоснование жалобы дополнила, что в ДД.ММ.ГГГГ года государственным инспектором по пожарному надзору С.А. Демановым была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МБДОУ «Детский сад <адрес> муниципального района РТ. В результате проверки были выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении неё, как должностного лица, был составлен протокол об административном правонарушении. Инструкции о мерах пожарной безопасности в детском саду имеются, каких-либо замечаний по этому поводу ранее не было. На момент проверки в ДД.ММ.ГГГГ инструкции не были приведены в соответствие с новыми Правилами, так как она не была своевременно ознакомлена с новыми Правилами. На данный момент необходимые изменения в инструкции внесены. На момент приобретения первичных средств пожаротушения сертификаты на них не выдавались. При наличии финансовых средств будут приобретены знаки пожарной безопасности и получены сертификаты на первичные средства пожаротушения, а также изготовлены паспорта на огнетушители. Детский сад является бюджетным учреждением, финансируется за счёт средств района, денежные средства на пожарную безопасность в бюджете детского сада отсутствуют. Она принимает все возможные меры для своевременного устранения выявленных нарушений.

Государственный инспектор <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманов, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился.

Выслушав лицо, привлечённое к административной ответственности, Л.А. Хайбуллину, исследовав другие материалы дела, прихожу к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьёй 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина физического лица в форме умысла или неосторожности в силу требований статьи 2.2 КоАП РФ должна быть установлена и доказана административным органом.

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ состав административного правонарушения образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" определяет нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение таких требований. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст.37 названного выше Федерального закона «О пожарной безопасности» должностные лица обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, т.е. при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Из объяснений лица, привлеченного к административной ответственности, Л.А. Хайбуллиной видно, что выявленные в ходе проверки нарушения Правил противопожарного режима на момент проверки не были устранены в связи с тем, что данные Правила были утверждены лишь ДД.ММ.ГГГГ. Для внесения соответствующих изменений в инструкции о мерах пожарной безопасности и решения вопроса дополнительного финансирования необходимо время.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ помещения МБДОУ «Детский сад <адрес> муниципального района РТ государственным инспектором Спасского муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Демановым были выявлены нарушения Правил противопожарного режима в РФ, в связи с чем в отношении директора названного выше детского сада Л.А. Хайбуллиной составлен протокол об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Л.А. Хайбуллина, являясь <данные изъяты> МБДОУ «Детский сад <адрес> муниципального района РТ, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ часов:

- в нарушение пункта 461 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», (далее Правил от ДД.ММ.ГГГГ) в здании детского сада инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях детского сада выполнена не в соответствии с названными выше Правилами;

- в нарушение пункта 4 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ в здании детского сада в инструкции о мерах пожарной безопасности не назначены ответственные за обеспечение пожарной безопасности в детском саду согласно требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», в том числе за: сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства детского сада; организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств; проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре); отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания; обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара; сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения личного состава; по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара; организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития;

- в нарушение пункта 43 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ в здании детского сада отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие размещение ручных пожарных извещателей (кнопок включения пожарной сигнализации) и размещение пожарного оборудования (пожарного щита);

- в нарушение пункта 70 названных выше Правил от ДД.ММ.ГГГГ первичные средства пожаротушения не имеют соответствующих сертификатов;

- в нарушение п.475 Правил от ДД.ММ.ГГГГ в здании детского сада на каждый огнетушитель отсутствует паспорт и порядковый номер, нанесённый на корпус белой краской.

При этом из объяснений Л.А. Хайбуллиной видно, что нарушения не устранены в связи с недостаточным финансированием.

Согласно постановлению государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ директор МБДОУ «Детский сад <адрес> муниципального района РТ Л.А. Хайбуллина за названные выше нарушения Правил противопожарного режима в РФ подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Каких-либо смягчающих и отягчающих обстоятельств по данному административному делу не установлено.

Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки помещения МБДОУ «Детский сад <адрес> муниципального района РТ старшим инспектором ОНД по <адрес> муниципальному району УНД ГУ МЧС РФ по РТ С.А. Демановым в отношении директора названного выше детского сада был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, согласно которому в здании детского сада допущены названные выше нарушения Правил противопожарного режима в РФ. Постановлением государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова за названные выше нарушения Л.А. Хайбуллиной назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Факт нарушения Л.А. Хайбуллиной требований пожарной безопасности, то есть административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, установлен и подтверждается материалами дела. Вместе с тем, установлено, что в ходе проверки названного выше детского сада были выявлены лишь нарушения Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, связанные с необходимостью внесения соответствующих изменений в инструкцию о мерах пожарной безопасности, приобретением знаков пожарной безопасности, получением сертификатов на первичные средства пожаротушения, составлением паспорта на каждый огнетушитель и нанесением на них порядковых номеров. При этом инструкция о мерах пожарной безопасности и первичные средства пожаротушения в МБДОУ «Детский сад <адрес>» имеются. Л.А. Хайбуллиной принимаются меры для соблюдения требований пожарной безопасности. Однако на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ (то есть по истечении <данные изъяты> месяцев со дня утверждения Правил противопожарного режима в РФ) времени для внесения изменений в указанную выше инструкцию, а также для решения вопроса дополнительного финансирования с целью выполнения всех требований названных выше Правил было недостаточно, в том числе в связи с тем, что Л.А. Хайбуллина поздно узнала об утверждении данных Правил. МБДОУ «Детский сад <адрес>» является бюджетным учреждением, финансируемым за счёт средств <адрес> муниципального района РТ. В бюджете детского сада на противопожарные мероприятия денежные средства заложены не были, а потому устранить нарушения, указанные в пунктах 4-6 протокола об административном правонарушении, Л.А. Хайбуллиной не представилось возможным. Л.А. Хайбуллиной направлена заявка на выделение дополнительных денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина Л.А. Хайбуллиной в нарушении Правил, выразившихся в отсутствии знаков пожарной безопасности, сертификатов на первичные средства пожаротушения и паспортов на каждый огнетушитель, не установлена. А потому данные нарушения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подлежат исключению из обжалуемого постановления.

Вместе с тем, судом установлено, что на момент проверки МБДОУ «Детский сад <адрес> инструкция по мерам пожарной безопасности руководителем названного выше детского сада не была приведена в соответствие с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Данное нарушение, допущенное Л.А. Хайбуллиной, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Однако, учитывая характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, суд приходит к убеждению, что в данном случае выявленное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а потому считает, что имеются основания для признания совершённого Л.А. Хайбуллиной административного правонарушения малозначительным.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Л.А. Хайбуллиной подлежит отмене в полном объёме, производство по делу - прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 ч.1 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу Хайбуллиной Л.А. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора <адрес> муниципального района РТ по пожарному надзору С.А. Деманова от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Хайбуллиной Л.А. отменить.

Освободить Хайбуллину Л.А. от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                      С.М. Федонин