РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[...] [Дата обезличена] года
[Информация обезличена] районный суд [...] в составе:
председательствующего - судьи Федуловой О.В.,
при секретаре Кошелеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Губаревой [Информация обезличена] об оспаривании действий должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Губарева Н.В. обратилась в [Информация обезличена] районный суд [Информация обезличена] области с заявлением об оспаривании действий должностного лица, мотивируя свои требования тем, что [Дата обезличена] [Дата обезличена] она обратилась в ГУ-УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области по вопросу о порядке уплаты взносов в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», положения которого вступили в законную силу с 01 января 2010 года, при этом в отношении нее был составлен акт №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] [Дата обезличена] об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, рассмотрение которого было назначено на 10 часов [Дата обезличена] [Дата обезличена] в здании Управления ПФР по [Информация обезличена] району.
[Дата обезличена] по результатам рассмотрения указанного акта, в отсутствие заявителя Губаревой Н.В., начальником учреждения Лавровой И.Н. было принято решение №[Информация обезличена] о привлечении ее к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно за совершение правонарушения, предусмотренного [Информация обезличена] Федерального закона от 15.12.2001 года №167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», за нарушение установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ более чем на [Информация обезличена] дней, в виде штрафа в сумме [Информация обезличена] рублей. Данное решение, направленное заказным письмом, было получено Губаревой Н.В. [Дата обезличена]
[Дата обезличена] заявитель вновь получила заказное письмо с решением №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] о наложении на нее штрафа в сумме [Информация обезличена] рублей, а также требованием об уплате штрафа в срок до [Дата обезличена], оба документа за подписью начальника учреждения Лавровой И.Н. При каких обстоятельствах было принято это решение и на каком основании предъявлено требование, заявителю неизвестно, так как согласно [Информация обезличена] вышеуказанного Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ, требование об уплате штрафа направляется лицу после вступившего в законную силу решения, т.е. по истечении 10-ти дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующего решение.
Вместе с тем, с указанными решениями и требованиями Губарева Н.В. не согласна, считает действия по привлечению ее к ответственности и наложению штрафа необоснованными и незаконными.
Заявитель является пенсионером органов прокуратуры и получает пенсию за выслугу лет, назначенную ей с [Дата обезличена], пожизненно, в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Но, решив продолжить юридическую деятельность, после сдачи экзаменов, была зарегистрирована в реестре адвокатов и [Дата обезличена] получила удостоверение адвоката №[Информация обезличена]. После принятия решения об учреждении ею адвокатского кабинета с целью осуществления индивидуальной адвокатской деятельности, она приступила к своим обязанностям, при этом работниками адвокатской Палаты [Информация обезличена] области ей было лишь разъяснено о необходимости встать на учет только в налоговом органе, а в связи с тем, что она является пенсионером органов прокуратуры, в Пенсионный фонд ей никаких отчислений делать не надо. О том, что в любом случае ей необходимо было встать на учет, сказано не было, поэтому никакого умысла на уклонение от постановки на учет в органах Пенсионного фонда у нее никогда не было, тем более, что никаких последствий вредного характера в результате этого не наступило, никакого ущерба государственным интересам не причинено.
Кроме того, в ст.45 Федерального закона от 27.07.2009 года №212-ФЗ указано, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, должностных лиц относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании изложенного, заявитель Губарева Н.В. просит признать незаконными действия начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой [Информация обезличена] по привлечению к ответственности и наложении на Губареву [Информация обезличена] штрафа; обязать начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лаврову [Информация обезличена] отменить оба решения №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] о привлечении Губаревой [Информация обезличена] к ответственности и наложении штрафа в сумме [Информация обезличена] рублей.
В судебном заседании заявитель Губарева Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в заявлении, просила суд их удовлетворить, уточнив также, что просит признать незаконными решений начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой [Информация обезличена] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В судебное заседание лицо, чьи действия оспариваются - начальник ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лаврова И.Н. не явилась, надлежащим образом была извещена о месте и времени слушания дела, об отложении судебного разбирательства либо рассмотрении дела в ее отсутствие не ходатайствовала, возражений по существу заявленных требований не представила.
В судебном заседании представитель лица, чьи действия оспариваются - начальника ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. - Романов С.А. полагал, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, так как решение от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении заявителя к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вынесено начальником ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. правомерно, поскольку адвокатом Губаревой Н.В. были нарушены сроки регистрации в пенсионном органе в качестве страхователя, о чем был составлен соответствующий акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и впоследующем вынесено указанное решение. Что касается решения начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой [Информация обезличена] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, первично поступившего в адрес заявителя, то оно было направлено пенсионным органом ошибочно, в данном решении имеется ссылка на федеральный закон от 24.07.2009г. за №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», которая неправомерна в данном случае по отношению к Губаревой Н.В., в связи с чем, в адрес заявителя вторично было направлено решение о привлечении ее к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с указанием норм налогового кодекса, при этом первое решение начальником Лавровой И.Н. не отменялось. Требование об уплате штрафных санкций за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области было направлено в адрес заявителя наряду с решением от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении заявителя к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на основании временных методических рекомендаций по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, утвержденных постановлением Правления ПФР от [Дата обезличена] №[Информация обезличена].
Суд, выслушав пояснения заявителя Губаревой Н.В., представителя лица, чьи действия оспариваются - начальника ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. - Романова С.А., исследовав материалы дела, полагает, что требования Губаревой Н.В. о признании незаконными решений начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой [Информация обезличена] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. за №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Судом установлено, что согласно удостоверения №[Информация обезличена], выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по [Информация обезличена] области от [Дата обезличена] Губарева Н.В. является адвокатом, зарегистрированным в реестре адвокатов [Информация обезличена] области за №[Информация обезличена] и поставлена в качестве адвоката на учет в налоговом органе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена].
[Дата обезличена] в отношении Губаревой [Информация обезличена] специалистом - экспертом отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности ГУ - Управления ПФР по [Информация обезличена] району был составлен акт №[Информация обезличена] об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, а именно нарушении страхователем - адвокатом Губаревой Н.В. установленного ст.[Информация обезличена] Федерального закона от 15.12.2001 года №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» срока регистрации в ПФР более чем на [Информация обезличена] дней, что подтверждается указанным актом от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена].
[Дата обезличена] при рассмотрении акта №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отсутствие Губаревой Н.В., надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения указанного акта, начальником ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н., имеющей необходимые полномочия, было принято решение №[Информация обезличена] о привлечении адвоката Губаревой Н.В. к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно, нарушение сроков регистрации адвокатов в пенсионном органе по месту их жительства на основании предоставляемого в срок не позднее [Информация обезличена] дней со дня выдачи удостоверения адвоката, более чем на [Информация обезличена] дней, сославшись при этом также на федеральный закон от 24.07.2009г. за №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Указанное решение впоследствии начальником ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. не отменялось.
Также [Дата обезличена] при рассмотрении акта №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отсутствие Губаревой Н.В., надлежаще извещенной о месте и времени рассмотрения указанного акта, начальником ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н., имеющей необходимые полномочия, было принято решение №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» а именно, нарушение сроков регистрации в пенсионном органе адвокатов по месту их жительства на основании предоставляемого в срок не позднее [Информация обезличена] дней со дня выдачи удостоверения адвоката, более чем на [Информация обезличена] дней, сославшись при этом также на ст.139 НК РФ.
Кроме того, начальником ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. [Дата обезличена] на имя заявителя было оформлено требование об уплате штрафных санкций за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], согласно которого Губаревой Н.В. в срок до [Дата обезличена] необходимо уплатить сумму штрафных санкций в размере [Информация обезличена] рублей.
Данные факты подтверждается решением от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] (исх.[Информация обезличена] от [Дата обезличена].) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, решением от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] (исх.[Информация обезличена] от [Дата обезличена].) о привлечении лица к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», требованием об уплате штрафных санкций за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] приказом заместителя управляющего отделением по [Информация обезличена] области Пенсионного фонда Российской Федерации от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о принятии Лавровой И.Н. на должность начальника Управления Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области, положением о ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] а также пояснениями заявителя Губаревой Н.В. и представителя лица, чьи действия оспариваются - начальника ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. - Романова С.А., не доверять которым у суда оснований не имеется.
[Дата обезличена] заявителем Губаревой Н.В. заказной корреспонденцией в свой адрес было получено решение начальника ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. в отношении нее от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] (исх.[Информация обезличена] от [Дата обезличена].) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается конвертом с входящим штампом от [Дата обезличена] а также пояснениями заявителя Губаревой Н.В. и не оспаривается представителем Романовым С.А.
[Дата обезличена] заявителем Губаревой Н.В. заказной корреспонденцией в свой адрес было получено решение начальника ГУ - УПФ РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой И.Н. в отношении нее от [Дата обезличена] за [Информация обезличена] (исх.[Информация обезличена] от [Дата обезличена].) о привлечении лица к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также требование об уплате штрафных санкций за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], что подтверждается конвертом с входящим штампом от [Дата обезличена] а также пояснениями заявителя Губаревой Н.В. и не оспаривается представителем Романовым С.А.
В установленный законом срок Губарева Надежда Владимировна обратилась в суд с обжалованием решений начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой [Информация обезличена] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», адвокаты являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со [Информация обезличена] Федерального закона от 15.12.2001 года №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика:
адвокатов по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее [Информация обезличена] дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.
На основании ч.1 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 года №167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», нарушение страхователем установленного статьей [Информация обезличена] настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, -влечет взыскание штрафа в размере [Информация обезличена] рублей. Нарушение страхователем установленного статьей [Информация обезличена] настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на [Информация обезличена] дней - влечет взыскание штрафа в размере [Информация обезличена] тысяч рублей.
Заявитель Губарева Н.В. с [Дата обезличена] является военным пенсионером и пожизненно получателем пенсии за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом РФ от [Дата обезличена] №[Информация обезличена] «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», что подтверждается пенсионным удостоверением №[Информация обезличена], выданным прокуратурой [Информация обезличена] области [Дата обезличена] справкой прокуратуры [Информация обезличена] области от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена]
В силу определения от [Дата обезличена] [Информация обезличена] по запросам мирового судьи судебного участка N[Информация обезличена] города [Информация обезличена] и мирового судьи судебного участка N[Информация обезличена] [Информация обезличена] района города [Информация обезличена] о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан ФИО8 и ФИО7 на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 названного Федерального закона, определения Конституционного Суда РФ от [Дата обезличена] №[Информация обезличена] «По запросу [Информация обезличена] районного суда г.[Информация обезличена] о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», - отнесение к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, индивидуальных предпринимателей и адвокатов и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии.
Вместе с тем, предусматривая участие в обязательном пенсионном страховании индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которым уже выплачивается пенсия по государственному пенсионному обеспечению, и устанавливая обязанность этих лиц уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, законодатель должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
Распространение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязательного пенсионного страхования призвано, таким образом, гарантировать им возможность приобретения права на получение трудовой пенсии, осуществление выбора пенсии. Между тем уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа в большинстве случаев не позволяет обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем их военную пенсию. Тем самым установление обязанности индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях заведомо не предполагается.
Индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляя в силу предписаний подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, не могут рассчитывать и на какую-нибудь прибавку к своей военной пенсии с учетом сумм, накопленных на их индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату таким лицам, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют необходимый страховой стаж, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой части трудовой пенсии, - право на ее получение может быть реализовано лишь лицами, имеющими право на одновременное получение двух пенсий. В то же время индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, следовательно, уплата страховых взносов, в том числе фиксированного платежа, позволяет им увеличить размер получаемой пенсии. Тем самым индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляющие уплату страховых взносов наравне с индивидуальными предпринимателями и адвокатами, получающими трудовую пенсию, поставлены по сравнению с ними в худшее положение.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им помимо пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации индивидуальными предпринимателями и адвокатами - военными пенсионерами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Регистрация адвокатов в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется именно в качестве страхователей, т.е. лиц, обязанных уплачивать за себя страховые взносы. Следовательно, требование о регистрации в данном качестве относится к адвокатам, которые должны осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и целью регистрации является обеспечение включения указанной категории граждан в систему обязательного пенсионного страхования и предоставление возможности приобретения и реализации права на получение трудовой пенсии.
Регистрация же в качестве страхователей граждан, имеющих статус адвоката, - при отсутствии у них изначально обязанности уплачивать страховые взносы - лишена правового смысла; возложение обязанности зарегистрироваться в качестве страхователя в органах страховщика без цели уплаты страховых взносов влечет неоправданное обременение указанных лиц.
Кроме того, в силу ч.1 ст.45 Федерального Закона от 24.07.2009г. за №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Из содержания указанной статьи усматривается, что исчисление срока давности со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено правонарушение, применяется в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 47 указанного Закона; исчисление срока давности со дня совершения правонарушения применяется в отношении всех иных правонарушений, предусмотренных данным Законом.
Таким образом, суд находит, что привлечение заявителя Губаревой Н.В. к ответственности за нарушение установленного статьей [Информация обезличена] Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации неправомерно.
В силу ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. за №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Учитывая вышеизложенное, суд находит, что имеются правовые основания для удовлетворения требований Губаревой Н.В. и признании решений начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой [Информация обезличена] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными решения начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по [Информация обезличена] району [Информация обезличена] области Лавровой [Информация обезличена] [Информация обезличена] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] о привлечении лица к ответственности за нарушение Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам [Информация обезличена] областного суда через [Информация обезличена] районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.В. Федулова