Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[...] [Дата обезличена]года
[...] суд [...] в составе:
председательствующего судьи Барковой Н.М.,
при секретаре Фаткине И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Медведева [Информация обезличена] об оспаривании действий должностного лица - государственного регистратора управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по [...] по отказу в государственной регистрации прав собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Медведев В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица - государственного регистратора управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по [...] по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок, мотивируя свои требования тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от [Дата обезличена]года он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: [...], [...], [...], [...].
После приобретения права собственности на жилой дом он обратился с письменным заявлением в администрацию МО-[...] муниципальный район [...] о продаже ему в собственность земельного участка общей площадью [Информация обезличена]. с кадастровым номером [Информация обезличена], расположенного при указанном выше доме, предназначенного для обслуживания жилого дома.
Рассмотрев его заявление на основании ст.ст.29,36 ЗК РФ, руководствуясь Уставом МО - [...] муниципальный район [...], в соответствии с Постановлением [Информация обезличена] от[Дата обезличена]года с ним был заключен договор купли-продажи земельного участка [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года, на основании которого им была произведена оплата в сумме [Информация обезличена]., после чего право собственности на земельный участок перешло к нему.
В соответствии со ст.551ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации, поэтому [Дата обезличена]года он сдал все необходимые документы на регистрацию.
Через некоторое время за подписью государственного регистратора Макшиной О.А. он получил уведомление о приостановлении государственной регистрации [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года, а потом сообщение об отказе в государственной регистрации [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года из которых он узнал, что причиной отказа в государственной регистрации является то, что земельный участок, переданный ему в собственность по договору купли продажи [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года якобы снят с кадастрового учета еще [Дата обезличена]года, хотя ему на момент подачи документов на государственную регистрацию это обстоятельство не было известно, никаких сообщений, уведомлений с указанием причин снятия земельного участка с кадастрового учета он не получал и до настоящего времени эти причины ему не известны.
Выдав по его просьбе кадастровую выписку о земельном участке [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года, работники [...] управления Росреестра по [...] категорически отказались что-либо пояснить ему о причинах снятия спорного участка с кадастрового учета, порекомендовав ему обратиться в суд.
Незаконный и необоснованный отказ в государственной регистрации его права собственности на спорный земельный участок влечет нарушение его прав связанных с полноправным владением, пользованием и распоряжением указанным земельным участком.
На основании изложенного Медведев В.М. просит признать незаконными действия государственного регистратора Макшиной О.А. об отказе ему в государственной регистрации права собственности на земельный участока и обязать управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по [...] Спасский отдел зарегистрировать его право на спорный земельный участок.
В судебном заседании Медведев В.М. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заявителя - Медведева Н.Н., действующая на основании доверенности [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года, требования доверителя поддержала, пояснив, что считает отказ в регистрации незаконным, так как не ясно на каком основании спорный земельный участок был снят с кадастрового учета. Действия администрации МО-[...] муниципальный район [...], а также действия сотрудников управления Росреестра по [...] по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета ими в установленном законом порядке не оспаривались.
Лицо, чьи действия оспариваются - государственный регистратор управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [...] [...] отдел - Макшина О.А. требования заявителя не признала, пояснив, что свои действия по приостановлению государственной регистрации и последующему отказу в регистрации считает законными и обоснованными, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому регистрация права на объект недвижимости, снятый с кадастрового учета, запрещена. Документов, подтверждающих, что данный участок считается учтенным в соответствии с ФЗ«О государственном кадастре недвижимости», Медведевым В.М. представлено не было.
Суд, выслушав пояснения заявителя Медведева В.М., представителя заявителя -Медведевой Н.Н., лица чьи действия оспариваются - Макшиной О.А., исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что требования Медведева В.М. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФК решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст.ст.2, 3 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно ст. 4 указанного выше Федерального закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что [Дата обезличена]года в соответствии с положениями ст. 36 ЗК РФ между администрацией МО-[...] муниципальный район [...] в лице первого заместителя главы администрации по имуществу и земельным отношениям и Медведевым В.М. был заключен договор [Информация обезличена] купли - продажи земельного участка, согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельный участок расположенный на землях населенных пунктов, находящихся в ведении администрации МО - [...] муниципальный район [...], общей площадью [Информация обезличена], предоставленный для обслуживания жилого дома, кадастровый номер [Информация обезличена] в границах кадастрового плана земельного участка от [Дата обезличена]года [Информация обезличена], выданного управлением Росреестра по [...], расположенный по адресу: [...], [...], [...], [...].
В соответствии со ст.551ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.
В соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.
В целях регистрации перехода права собственности на земельный участок по указанному выше договору Медведев В.М. [Дата обезличена]года обратился в управление Федеральной службы кадастра и картографии по [...] [...] отдел, предоставив соответствующее заявление и документы, указанные в ст.16 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997года, что подтверждается заявлением о государственной регистрации права собственности [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года и распиской в получении документов на государственную регистрацию от того же числа.
[Дата обезличена]года, по результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором Макшиной О.А. было вынесено Уведомление [Информация обезличена] о приостановлении государственной регистрации.
Причиной приостановления государственной регистрации послужило наличие информации о том, что земельный участок, в отношении которого заявлены требования о регистрации снят с кадастрового учета, что подтверждается запросом государственного регистратора в управление Росреестра по [...] от [Дата обезличена]года, заявлением представителя администрации МО-[...] муниципальный район [...] о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, сведения о котором носят временный характер, Решением [Информация обезличена] от [Дата обезличена]года о снятии земельного участка с кадастрового учета и кадастровой выпиской о земельном участке от [Дата обезличена]гда [Информация обезличена] содержащей в графе 17 сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером [Информация обезличена] снят с кадастрового учета [Дата обезличена]года.
Для устранения причин, вызвавших приостановление регистрации, Уведомление [Информация обезличена] содержало просьбу о представлении документа, свидетельствующего об устранении указанных нарушений.
Данное уведомление в день его вынесения было вручено Медведеву В.М., что подтверждается его подписью на оборотной стороне уведомления.
В связи с тем, что в установленный в уведомлении срок до [Дата обезличена]года Медведевым В.М. причины, препятствующие государственной регистрации прав не были устранены, документы, подтверждающие, что спорный земельный участок стоит на кадастровом учете представлены не были, государственным регистратором [Дата обезличена]года было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании положений ст.20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регламентирующей основания для отказа в государственной регистрации прав.
Суд полагает, что оспариваемые действия по приостановлению и дальнейшему отказу в регистрации права были совершены в соответствии с законом и в пределах полномочий, предоставленных должностному лицу.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Согласно ст.15 указанного ФЗ на должность государственных регистраторов назначаются работники органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.
Согласно приказу руководителя управления Федеральной регистрационной службы по [...] от [Дата обезличена]года [Информация обезличена] - Макшина О.А. с [Дата обезличена]года назначена государственным регистратором [...].
В соответствии с положениями должностного регламента [Информация обезличена] государственный регистратор осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе: осуществление правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, проверку законности сделки, принятие мер по получению дополнительных сведений, необходимых для регистрации прав, принятие решений о приостановлении регистрации прав, об отказе в государственной регистрации прав, о прекращении регистрации прав, о регистрации прав, внесение записей в ЕГРП, совершение регистрационных записей на правоустанавливающих документах, принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно ст.19 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан уведомить в письменной форме стороны договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
В соответствии с абз. 4, 10 ч.1 и ч 1.2 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав. Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, судом установлено, что регистрация прав Медведева В.М. на спорный участок в сложившейся ситуации не могла быть осуществлена, поскольку противоречила положениям указанного выше федерального законодательства регламентирующего порядок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Доводы представителя заявителя о том, что причиной приостановки и последующего отказа в государственной регистрации права на земельный участок послужили неправомерные действия по снятию спорного участка с кадастрового учета, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении данного заявления, поскольку указанные действия заявителем в предусмотренном законом порядке не оспаривались и не соответствующими закону не признавались.
Таким образом, причиной отказа в государственной регистрации права на земельный участок послужило то основание, что спорный участок не считался учтенным в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и заявителем не было представлено документов, по своей форме и содержанию соответствующих требованиям действующего законодательства, что в соответствии со ст.ст.19,20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является законным основанием к отказу в осуществлении государственной регистрации.
При таких обстоятельствах заявление Медведева В.М. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление Медведева [Информация обезличена] об оспаривании действий должностного лица - государственного регистратора управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по [...] по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок и обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам [...] суда через [...] суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.М.Баркова