о признании незаконным действия администрации МО по орг-зации сбора и вывоза бытов. отходов и мусор



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[Информация обезличена] [Дата обезличена]

[...] суд [...] в составе:

председательствующего судьи Федуловой О.В.,

при секретаре - Кошелеве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда [...] гражданское дело по заявлению [Информация обезличена] межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении,

УСТАНОВИЛ:

[Информация обезличена] межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении, в обоснование своих требований указав, что [Информация обезличена] межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей [...] района [...] по факту размещения вблизи домов по [...] несанкционированной свалки отходов производства и потребления, в ходе которой было установлено, что администрация муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение организовала сбор и вывоз отходов населенных пунктов поселения, а именно в [...], [...], [...], [...] района следующим образом: в [...] и в [...], около многоэтажных домов, установлены мусорные контейнеры, куда местные жители складируют отходы. Глава администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] ФИО2 по договоренности с владельцами транспортных средств (тракторов) организовала вывоз ими вышеназванных отходов на несанкционированную свалку, расположенную на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...]. Вывоз отходов таким образом осуществляется на протяжении всего времени исполнения ФИО2 обязанностей Главы поселения, а именно с [Дата обезличена] года. При этом земельный участок под вышеуказанную несанкционированную свалку занят администрацией самовольно и используется администрацией поселения без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Также отсутствует организация, эксплуатирующая свалку, пересыпка отходов изолирующим материалом, в целях недопущения возгорания отходов, никем не осуществляется.

Согласно письма [Информация обезличена] отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [...] от [Дата обезличена] № [Информация обезличена], направленного в управление Россельхознадзора по [Информация обезличена] и [Информация обезличена] областям, данный отдел не обладает данными о постановке на кадастровый учет и иными данными в отношении земельного участка, на котором располагается несанкционированная свалка.

Таким образом, данный участок земли не стоит на кадастровом учете, межевание земельного участка не производилось, границы не уточнены. Разграничение права собственности на данный земельный участок не производилось.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Соответственно, данный участок находится в ведении муниципального района.

За самовольное использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов под накопление отходов на несанкционированной свалке [Информация обезличена] межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении Главы муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] ФИО2 было возбуждено административное производство по ст.7.1 КоАП РФ.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения была произведена таким образом, что в результате данной деятельности происходит регулярное захламление участка земли, расположенного в населенном пункте, и находящегося в ведении муниципального района, тем самым, администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] допущены нарушения требований ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», не исполняются требования ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и данная реализация полномочий противоречит предусмотренным ст. 12 Земельного Кодекса РФ целям охраны земель.

Неисполнение в полном объеме требований природоохранного и санитарного законодательства может привести к негативному воздействию деятельности поселения на состояние окружающей среды, в частности, на состояние атмосферного воздуха при возможном возгорании отходов, на состояние земель и как следствие на здоровье населения.

Осуществляя в результате сбора и вывоза бытовых отходов и мусора захламление земельного участка в границах населенного пункта, администрация [Информация обезличена] сельского поселения [Информация обезличена] муниципального района создает потенциальную экологическую опасность в виде захламления земель населенного пункта бытовыми отходами и мусором, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания людей, проживающих или находящихся в [...] (дачники, гости), круг которых невозможно персонифицировать (неопределенный круг лиц).

Таким образом, действия администрации [Информация обезличена] сельского поселения по исполнению возложенной на администрацию ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.10 Устава муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение обязанностей по организации в соответствии с действующим природоохранных законодательством сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В связи с вышеизложенным, [Информация обезличена] межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным действие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации в поселении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в нарушение действующего природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства; обязать администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда устранить в полном объеме препятствие к осуществлению гражданами их прав и свобод на благоприятную окружающую среду, а именно обязать: принять меры по недопущению размещения бытовых отходов и мусора, собираемых с населенных пунктов поселения на несанкционированной свалке, расположенной на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по ул.[...] с.[...]

В судебном заседании представитель заявителя Артюшатская И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в заявлении, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель органа, чьи действия обжалуются, администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что действительно администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с населенных пунктов поселения на несанкционированную свалку, расположенную на западной окраине с.[...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по ул.[...] с.[...], то есть в границах поселения, но не на землях населенных пунктов, поскольку [Информация обезличена]% земель до настоящего времени не зарегистрировано. Указанная свалка существует более 49 лет, что подтверждается протоколом №[Информация обезличена] заседания исполкома [Информация обезличена] сельского совета депутатов трудящихся [Информация обезличена] района [Информация обезличена] области от [Дата обезличена] согласно которого решено открыть место нахождения свалки под мусор в [Информация обезличена] в конце с.[...]. Указанная свалка несанкционированна и не отвечает необходимым требованиям природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствует организация, эксплуатирующая свалку, пересыпка отходов изолирующим материалом, в целях недопущения возгорания отходов, никем не осуществляется, однако это единственный выход из сложившейся ситуации, поскольку на сегодняшний день полигон ТБО у них отсутствует, а ближайшие полигоны ТБО, расположенны в [Информация обезличена] и [Информация обезличена] километрах от [Информация обезличена] сельского поселения. В настоящее время имеется проект и осуществляется сбор необходимой документации по организации полигона ТБО в [Информация обезличена] метрах от черты населенного пункта с.[...].

Суд, выслушав представителя заявителя Артюшатскую И.В., представителя администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], ФИО2, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Вышеуказанным федеральным законом предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами РФ, данным Федеральным законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Таким образом, только лишь при соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения возможно обеспечить гарантированное Конституцией РФ право каждого человека на благоприятную среду обитания.

Судом установлено, что [Информация обезличена] межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей с.[Информация обезличена] района [...] по факту размещения вблизи домов по ул.[...] несанкционированной свалки отходов производства и потребления.

В силу п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 ч.1 ст. 10 Устава муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], принятого решением Совета депутатов [Информация обезличена] сельского поселения от [Дата обезличена] № [Информация обезличена], к компетенции администрации [Информация обезличена] сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что администрация муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение организовала сбор и вывоз отходов населенных пунктов поселения, а именно в [...], [...], [...], [...] района следующим образом: в [...] и в [...], около многоэтажных домов, установлены мусорные контейнеры, куда местные жители складируют отходы. Глава администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] ФИО2 по договоренности с владельцами транспортных средств (тракторов) организовала вывоз ими вышеназванных отходов на несанкционированную свалку, расположенную на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...]. Вывоз отходов таким образом осуществляется на протяжении всего времени исполнения ФИО2 обязанностей Главы поселения, а именно с [Дата обезличена] При этом земельный участок под вышеуказанную несанкционированную свалку занят администрацией самовольно и используется администрацией поселения без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Также отсутствует организация, эксплуатирующая свалку, пересыпка отходов изолирующим материалом, в целях недопущения возгорания отходов, никем не осуществляется.

Согласно письма [Информация обезличена] отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [...] от [Дата обезличена] № [Информация обезличена], данный отдел не обладает данными о постановке на кадастровый учет и иными данными в отношении земельного участка, на котором располагается несанкционированная свалка.

Таким образом, данный участок земли не стоит на кадастровом учете, межевание земельного участка не производилось, границы не уточнены. Разграничение права собственности на данный земельный участок не производилось.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, соответственно, данный участок находится в ведении муниципального района.

Учитывая изложенное, суд находит, что организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения была произведена таким образом, что в результате данной деятельности происходит регулярное захламление участка земли, расположенного на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...], и находящегося в ведении муниципального района, что свидетельствует о допущении администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] нарушений требований ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Кроме того, администрацией поселения не исполняются требования ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым, содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

Помимо этого, такая реализация полномочий противоречит предусмотренным ст. 12 Земельного Кодекса РФ целям охраны земель, которыми является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Неисполнение в полном объеме требований природоохранного и санитарного законодательства может привести к негативному воздействию деятельности поселения на состояние окружающей среды, в частности, на состояние атмосферного воздуха при возможном возгорании отходов, на состояние земель и как следствие на здоровье населения.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Земля и атмосферный воздух являются важнейшими и жизненно необходимыми компонентами окружающей среды, обеспечивающими социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

В результате сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельный участок, расположенный на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...], администрация [Информация обезличена] сельского поселения [Информация обезличена] муниципального района создает потенциальную экологическую опасность в виде захламления земли бытовыми отходами и мусором, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания людей, проживающих или находящихся в [...].

Таким образом, действиями администрации [Информация обезличена] сельского поселения по организации в поселении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в нарушение действующего природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства, нарушают права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Вышеуказанные факты подтверждаются выпиской из Устава муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], свидетельством о постановке на учет юридического лица администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] в налоговом органе серии [Информация обезличена] №[Информация обезличена], объяснениями ФИО9,ФИО8, ФИО2, сообщением министерства природопользования и экологии [...] от [Дата обезличена] письменным обращением жителей и владельцев домов по [...] [...] района [...] от [Дата обезличена] сообщениями Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [...] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], сообщением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по [Информация обезличена] и [Информация обезличена] областям от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [...] [Информация обезличена] отдел от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], договором подряда №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] между администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] и ФИО7 о вывозе мусора, договором подряда №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] между администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] и ФИО7 о вывозе мусора, сообщениями администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] Министерства природопользования и экологии [...], а также пояснениями представителя заявителя Артюшатской И.В., не доверять которым у суда оснований не имеется, и не оспаривается представителем органа, чьи действия обжалуются, ФИО2

Согласно постановления [Информация обезличена] межрайонного природоохранного прокурора от [Дата обезличена] в отношении главы администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], ФИО2 возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ.

До настоящего времени меры по недопущению размещения бытовых отходов и мусора, собираемых с населенных пунктов поселения на несанкционированной свалке, расположенной на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...], администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] не предприняты, что подтверждается пояснениями представителя заявителя Артюшатской И.В. и не оспаривается представителем органа, чьи действия обжалуются, ФИО2

В силу п. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая - либо обязанность.

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что имеются правовые основания для удовлетворения требований заявителя и признании незаконными действий администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации в поселении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в нарушение действующего природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства, обязав указанную администрацию устранить в полном объеме препятствие к осуществлению гражданами их прав и свобод на благоприятную окружающую среду, а именно: принять меры по недопущению размещения бытовых отходов и мусора, собираемых с населенных пунктов поселения на несанкционированной свалке, расположенной на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...].

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд, учитывая обстоятельства дела, представленные доказательства, а также ходатайство представителя органа, чьи действия обжалуются, ФИО2 о предоставлении двенадцатимесячного срока для принятия мер по недопущению размещения бытовых отходов и мусора на несанкционированной свалке, мотивируя тем, что необходимо длительное время для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории населенных пунктов поселения на ближайшие полигоны ТБО, расположенные в [Информация обезличена] и [Информация обезличена] километрах от [Информация обезличена] сельского поселения, а также поскольку еще не построен полигон ТБО в [Информация обезличена] метрах от черты населенного пункта [...], необходимо куда-то осуществлять вывоз мусора с населенных пунктов, полагает достаточным установить шестимесячный срок для принятия мер по недопущению размещения бытовых отходов и мусора на несанкционированной свалке, расположенной на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...].

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.7 ч.1 ст.333.19 НК РФ, при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций подлежит уплате государственная пошлина в размере - 200 рублей.

Таким образом, с администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере [Информация обезличена] рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-255,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление [Информация обезличена] межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении удовлетворить.

Признать действие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации в поселении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в нарушение действующего природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда устранить в полном объеме препятствие к осуществлению гражданами их прав и свобод на благоприятную окружающую среду, а именно: принять меры по недопущению размещения бытовых отходов и мусора, собираемых с населенных пунктов поселения на несанкционированной свалке, расположенной на западной окраине [...] на расстоянии [Информация обезличена] м по направлению на юго - восток от жилого дома № [Информация обезличена] по [...] [...].

Взыскать с администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] государственную пошлину в доход государства в сумме [Информация обезличена] рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам [...] суда через [...] суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья О.В. Федулова