О признании незаконным бездействия адм. МО по постановке на учет недвиж. им-ва в кач-ве бесхозяйног



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

[Информация обезличена] [Дата обезличена]

[...] суд [...] в составе:

председательствующего судьи Федуловой О.В.,

при секретаре Кошелеве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению прокурора [Информация обезличена] района [Информация обезличена] области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор [Информация обезличена] района [Информация обезличена] области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, в обоснование своих требований указав, что во исполнение поручения прокуратуры области прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

Проверкой установлено, что на территории МО - [Информация обезличена] муниципальный район расположены 6 ГТС не имеющих балансосодержателя: [Информация обезличена]

То есть названные гидротехнические сооружения (далее - ГТС) являются бесхозяйной недвижимостью.

В соответствии со ст.ст.3,9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктами 7,21,24 части 1 статьи 11 Устава муниципального образования [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области (принят решением [Информация обезличена] районной Думы муниципального образования [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области от [Дата обезличена] №[Информация обезличена] к вопросам местного значения [Информация обезличена] района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Частью 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Следовательно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области, не обращение администрации [Информация обезличена] района в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данный иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, так как круг лиц, проживающий в непосредственной близости от ГТС расположенных в МО - [Информация обезличена] муниципальный район, меняется, доступ в населенные пункты не ограничен. Таким образом, определить круг лиц, чья жизнь и здоровье подвергается опасности в случае возникновения чрезвычайной ситуации, не представляется возможным.

В связи с вышеизложенным прокурор [Информация обезличена] района [Информация обезличена] области просит суд признать бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений - [Информация обезличена] незаконным; обязать администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области обратиться в Управление Федеральной службы [Информация обезличена] области государственной Российский права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйственного недвижимого имущества гидротехнических сооружений [Информация обезличена]

В судебном заседании помощник прокурора [Информация обезличена] района [Информация обезличена] области Корнюшин П.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, указанным в заявлении, просил суд их удовлетворить, уточнив, что просит суд признать бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области по постановке на учет недвижимого имущества, гидротехнических сооружений - [Информация обезличена], в качестве бесхозяйного, незаконным; обязать администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [Информация обезличена] области [Информация обезличена] отдел с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений [Информация обезличена], а также пояснив, что ссылка в заявлении на пункт 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является неверной, и по отношению к органу, чье бездействие обжалуется, администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области следует руководствоваться п.7 ч.1 ст.15 данного закона. С момента постановки на учет указанных в заявлении ГТС, администрация муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области будет осуществлять контроль и нести ответственность за данные объекты, что устранит нарушение прав неопределенного круга лиц.

Представитель администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области Славнов О.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что они незаконны и необоснованны, поскольку инициатива по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, при таких обстоятельствах непринятие администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области мер по постановке на учет недвижимого имущества, гидротехнических сооружений - [Информация обезличена], в качестве бесхозяйного не является противозаконным. Прокурором [Информация обезличена] района [Информация обезличена] области не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факты нарушения либо угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых он выступает, а также, что избранный способ защиты путем постановки на учет ГТС устранит нарушение указанных прав неопределенного круга лиц, поскольку данный способ защиты не влечет признание права собственности на данные объекты за администрацией, а соответственно и обязанности органа, чье бездействие обжалуется по содержанию и эксплуатации перечисленных ГТС.

Суд, выслушав представителя заявителя Корнюшина П.С., представителя органа, чье бездействие обжалуется, Славнова О.Ю., исследовав материалы дела, считает, что производство по гражданскому делу по заявлению прокурора [...] района [...] области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой ст.134 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;

На основании ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в то время как предъявленные требования нельзя отнести к защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку речь идет о возникновении и регистрации права собственности на объект недвижимости за органом местного самоуправления. Обратившись в суд в интересах неопределенного круга лиц, заявитель в то же время просил обязать администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [Информация обезличена] области [Информация обезличена] отдел с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений [Информация обезличена], то есть по существу прокурор обратился в суд за защитой прав муниципального образования, указанного в заявлении в качестве заинтересованного лица, поскольку в случае удовлетворения заявленных требований, права собственности возникают не у неопределенного круга лиц, а у администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области. Предъявление требований в интересах неопределенного круга лиц, которые могут пострадать от бесхозяйного недвижимого имущества, направлены на защиту предполагаемых прав граждан, в то время как предметом требования являются права юридического лица.

Таким образом, производство по вышеуказанному гражданскому делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.220-221, 224 ГПК РФ, судья

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора [Информация обезличена] района [Информация обезличена] области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [Информация обезличена] области по постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного прекратить.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в [...] суд через [...] суд в течение 10 дней.

Судья О.В.Федулова