о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[...] [Дата обезличена]

[...] суд [...] в составе:

председательствующего судьи Федуловой О.В.,

при секретаре - Кошелеве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда [...] гражданское дело по заявлению [Информация обезличена] межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по надлежащему распоряжению земельным участком, признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по сбору и вывозу отходов с земельного участка, обязании указанных администраций ликвидировать бесхозяйную и неэксплуатируемую свалку и провести рекультивацию нарушенных земель.

УСТАНОВИЛ:

[Информация обезличена] межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по надлежащему распоряжению земельным участком, обязании ликвидировать бесхозяйную и не эксплуатируемую свалку и провести рекультивацию нарушенных земель, в обоснование своих требований указав, что [Информация обезличена] межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей [...] района [...] по факту размещения вблизи домов по [...] несанкционированной свалки отходов производства и потребления, в ходе которой было установлено, что на [...] расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора.

При этом, с ведома главы администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] ФИО12 на данную свалку регулярно вывозятся отходы, образующиеся в населенных пунктах [Информация обезличена] сельского поселения.

Вместе с тем, отсутствует организация, эксплуатирующая свалку, в целях недопущения возгорания отходов пересыпка отходов изолирующим материалов никем не осуществляется.

Согласно письма [Информация обезличена] отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [...] от [Дата обезличена] № [Информация обезличена], в государственном кадастре недвижимости сведения о разграничении государственной собственности на земельный участок, на котором расположена свалка, отсутствуют.

Таким образом, данный участок земли не стоит на кадастровом учете, межевание земельного участка не производилось, границы не уточнены. Разграничение права собственности на данный земельный участок не производилось, соответственно, данный участок находится в ведении муниципального района.

Требования Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», норм Земельного Кодекса РФ не выполняются, так как эксплуатирующая вышеуказанную свалку организация не определена и фактически отсутствует. Объект размещения отходов не имеет границ на местности, не огорожен, не охраняется и представляет собой захламленный отходами участок.

Указанные обстоятельства не исключают возможность размещения на данной свалке неизвестными лицами отходов 1,2,3 классов опасности (токсичных, взрывоопасных). Кроме того, из обращения заявителей усматривается, что на вышеуказанной свалке периодически возникают возгорания, мусор со свалки разлетается по населенному пункту, что объясняется отсутствием надлежащей эксплуатации свалки, в том числе размещением отходов без их пересыпки изолирующим материалом. Место размещения отходов никем не контролируется и не охраняется, мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды не осуществляется, данный объект представляет угрозу загрязнения атмосферного воздуха, земли, питьевой воды и как следствие представляет угрозу для здоровья населения.

В силу подпунктов 14, 21 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения на территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно подпунктов 7, 14 п.1 ст.11 Устава муниципального образования, принятого решением [Информация обезличена] районной Думы от [Дата обезличена] № [Информация обезличена] в ведении [Информация обезличена] муниципального района находятся вопросы местного значения по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций па территории [Информация обезличена] муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Неисполнение в соответствии с действующим природоохранным законодательством полномочий по надлежащему распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не принятие мер по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, к которым относится пожар, а также мер по надлежащей утилизации бытовых и промышленных отходов в [...] свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по недопущению размещения отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке в [...] района, что в свою очередь вызывает обоснованные жалобы граждан в различные государственные органы.

Допуская размещение отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке администрация муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] создает потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения атмосферного воздуха, земли, питьевой воды, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания населения, проживающего и находящегося в непосредственной близости от свалки, круг которых невозможно персонифицировать (неопределенный круг лиц).

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район по исполнению возложенной на администрацию ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» мер по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций (пожаров) техногенного характера, по организации утилизации бытовых и промышленных отходов, а также полномочий, предусмотренных п. 10 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса РФ» по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, предусмотренные ст.42 Конституции РФ.

О вышеуказанном факте бездействия со стороны администрации [Информация обезличена] межрайонной природоохранной прокуратуре стало известно [Дата обезличена] при получении прокуратурой соответствующей жалобы.

В связи с вышеизложенным, [Информация обезличена] межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по надлежащему распоряжению земельным участком, расположенном [...], в результате чего в данном месте допущено размещение отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке; обязать муниципальное образование - [Информация обезличена] муниципальный район [...] в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения ликвидировать бесхозяйную и не эксплуатируемую свалку, расположенную [...] и провести рекультивацию нарушенных земель.

В ходе судебного разбирательства представителем заявителя Артюшатской И.В. были уточнены заявленные требования, мотивируя тем, что несанкционированная свалка на земельном участке, расположенном [...], образовалась в результате незаконных действий администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации сбора и вывоза бытовых отходов в границах указанного поселения. При этом, в силу ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения. В силу п.1.4.1 Правил обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка на территории муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], утвержденных решением Совета депутатов [Информация обезличена] сельского поселения №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] вывоз твердых и жидких бытовых отходов должен производиться только в специально отведенные администрацией сельского поселения места.

В связи с указанным, [Информация обезличена] межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по сбору и вывозу отходов с земельного участка, [...], на котором образована несанкционированная свалка; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по надлежащему распоряжению земельным участком, расположенным [...], в результате чего в данном месте допущено размещение отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке; обязать администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] и муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда ликвидировать бесхозяйную и не эксплуатируемую свалку, [...] и провести рекультивацию нарушенных земель.

В судебном заседании представитель заявителя Артюшатская И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в заявлении, просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель органа, чье бездействие обжалуется, администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] ФИО13 возражал против удовлетворения требований, предъявленных к администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...], не возражал против удовлетворения требований, предъявленных к администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], представив письменные возражения, согласно которых основанием обращения в суд [Информация обезличена] межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с требованиями о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район по надлежащему распоряжению земельным участком, обязании ликвидировать бесхозяйную и неэксплуатируемую свалку и провести рекультивацию нарушенных земель послужило якобы не исполнение указанной администрацией обязанностей, возложенных на нее ст.ст.12, 13 Земельного кодекса РФ, п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что повлекло за собой возникновение несанкционированной свалки в [...] района [...].

Указанные требования считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Под понятием «распоряжение» в данном случае следует понимать возможность определения юридической судьбы земельного участка путем изменения его принадлежности или назначения в форме передачи в собственность граждан и юридических лиц, либо предоставления его на каком-либо вещном праве, предусмотренном главой IV Земельного кодекса РФ.

В силу ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить ряд мероприятий по охране земель, в том числе: ликвидации последствий загрязнения и захламления земель (п.4); рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (п.6).

В соответствии с п.1 ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором возникла несанкционированная свалка на окраине [...] района [...], находится в государственной собственности. Следовательно, исходя из вышеуказанных правовых норм, органы местного самоуправления [Информация обезличена] муниципального района [...] вправе от имени государства лишь распорядиться данным земельным участком. Обязанность по его надлежащему содержанию в подобной ситуации у администрации [...] отсутствует.

Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п.1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2).

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18) и организация благоустройства территории поселения (п.19) относятся к вопросам местного значения поселения.

В силу Правил обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка на территории муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], утвержденных Решением Совета депутатов [Информация обезличена] сельского поселения от [Дата обезличена] № [Информация обезличена] вывоз твердых и жидких бытовых отходов должен производиться только в специально отведенные администрацией сельского поселения места (п. 1.4.1); уборка не застроенных и не закрепленных территорий населенных пунктов, осуществляется силами администрации Поселения (п.2.4); в случае невозможности установления виновников возникновения несанкционированных свалок и иных загрязнений территорий к их ликвидации привлекаются организации и лица, за которыми закреплена данная территория (п.10.5).

Таким образом, именно на администрации муниципального образования -[Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района лежит обязанность по недопущению возникновения несанкционированных свалок на территории поселения, в том числе в с.[...], их ликвидации, а возложение такой обязанности на администрацию [...] является неправомерным.

В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных районов.

Во исполнение указанного полномочия применительно к муниципальному образованию - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района, в состав территории которого входит с.[...], администрацией [...] принимался ряд мер для организации складирования и захоронения бытовых и промышленных отходов, собираемых на территории данного населенного пункта.

Так, еще в 2006 году главам поселений [Информация обезличена] муниципального района было предложено вывозить бытовые и промышленные отходы на специально оборудованный полигон вблизи города [...] области (исх.№ [Информация обезличена] от [Дата обезличена] Аналогичное предложение поступало и в 2009 году (исх.№ [Информация обезличена] от [Дата обезличена] Постановлением главы администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена] №[Информация обезличена] администрации [Информация обезличена] сельского поселения был предоставлен земельный участок площадью [Информация обезличена] кв.м. для строительства полигона ТБО. Более того, постановлением главы администрации муниципального образования-[Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена] №[Информация обезличена] было предварительно согласовано место размещения полигона ТБО в [...] [...] и утвержден акт выбора земельного участка для его строительства. В настоящее время определены на местности границы данного земельного участка, он поставлен на государственный кадастровый учет и решается вопрос о его переводе из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Таким образом, вывод природоохранного прокурора о ненадлежащем исполнении администрацией [Информация обезличена] района полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не обоснован.

В судебном заседании представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве органа, чье бездействие обжалуется, администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], ФИО12 возражала против удовлетворения требований, предъявленных к администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], не возражала против удовлетворения требований, предъявленных к администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...], пояснив, что действительно на территории [Информация обезличена] сельского поселения [Информация обезличена] муниципального района [...] имеется несанкционированная свалка, расположенная [...] Указанная свалка существует более 49 лет, что подтверждается протоколом №[Информация обезличена] заседания исполкома [Информация обезличена] сельского совета депутатов трудящихся [...] [...] от [Дата обезличена] согласно которого решено открыть место нахождения свалки под мусор в [Информация обезличена] в конце с.[...] Обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения возложен на администрации поселений с 2006 года, тогда как ранее эти функции осуществляла администрация района, в связи с чем, считает, что обязанность по ликвидации бесхозяйной и неэксплуатируемой свалки должна быть судом возложена на администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] и на администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...], при этом, учитывая, что у администрации [Информация обезличена] сельского поселения отсутствует финансовая возможность для ликвидации указанной свалки. Указанная свалка не отвечает необходимым требованиям природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отсутствует организация, эксплуатирующая свалку, пересыпка отходов изолирующим материалом, в целях недопущения возгорания отходов, никем не осуществляется, однако несанкционированной данная свалка признана только когда в суд поступило заявление природоохранного прокурора, вышеуказанное решение исполкома [Информация обезличена] сельского совета депутатов трудящихся [...] [...] от [Дата обезличена] никто не отменял. Кроме того, необходимо учесть, что администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] был организован сбор и вывоз мусора на данную несанкционированную свалку только с 2010г.

Суд, выслушав представителя заявителя Артюшатскую И.В., представителя администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] ФИО13 представителя администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], ФИО12 исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Вышеуказанным федеральным законом предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами РФ, данным Федеральным законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Таким образом, только лишь при соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения, возможно обеспечить гарантированное Конституцией РФ право каждого человека на благоприятную среду обитания.

Судом установлено, что [Информация обезличена] межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей [...] [...] по факту размещения вблизи домов по ул. [...] несанкционированной свалки отходов производства и потребления.

В силу ст.ст. 12,13 Земельного Кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности..

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В силу ст.ст. 11, 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации, в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществ физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием, воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения.

В силу Правил обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка на территории муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], утвержденных решением Совета депутатов [Информация обезличена] сельского поселения №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] вывоз твердых и жидких бытовых отходов должен производиться только в специально отведенные администрацией сельского поселения места (п.1.4.1); уборка не застроенных и не закрепленных территорий населенных пунктов, осуществляется силами администрации Поселения (п.2.4); в случае невозможности установления виновников возникновения несанкционированных свалок и иных загрязнений территорий к их ликвидации привлекаются организации и лица, за которыми закреплена данная территория (п.10.5).

В ходе прокурорской проверки было установлено, что [...] расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Указанная свалка образовалась в результате незаконных действий администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по организации сбора и вывоза бытовых отходов в границах указанного поселения, на данную свалку регулярно вывозятся отходы, образующиеся в населенных пунктах [Информация обезличена] сельского поселения.

Указанные факты свидетельствуют о незаконном бездействии администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного [...], на котором образована несанкционированная свалка.

Согласно письма [Информация обезличена] отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [...] от [Дата обезличена] № [Информация обезличена], в государственном кадастре недвижимости сведения о разграничении государственной собственности на земельный участок, на котором расположена свалка, отсутствуют.

Таким образом, данный участок земли не стоит на кадастровом учете, межевание земельного участка не производилось, границы не уточнены. Разграничение права собственности на данный земельный участок не производилось.

Согласно п. 10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Судом установлено, что земельный участок, расположенный [...], на котором образована несанкционированная свалка, не имеет границ на местности, не огорожен, не охраняется и представляет собой захламленный отходами участок, отсутствует организация, эксплуатирующая свалку, в целях недопущения возгорания отходов пересыпка отходов изолирующим материалов никем не осуществляется.

Кроме того, указанные обстоятельства не исключают возможность размещения на данной свалке неизвестными лицами отходов 1,2,3 классов опасности (токсичных, взрывоопасных). К тому же, из обращения заявителей усматривается, что на вышеуказанной свалке периодически возникают возгорания, мусор со свалки разлетается по населенному пункту, что объясняется отсутствием надлежащей эксплуатации свалки, в том числе размещением отходов без их пересыпки изолирующим материалом. Место размещения отходов никем не контролируется и не охраняется, мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды не осуществляется, данный объект представляет угрозу загрязнения атмосферного воздуха, земли, питьевой воды и как следствие представляет угрозу для здоровья населения.

В силу подпунктов 14, 21 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения на территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно подпунктов 7, 14 п.1 ст.11 Устава муниципального образования, принятого решением [Информация обезличена] районной Думы от [Дата обезличена] № [Информация обезличена] в ведении [Информация обезличена] муниципального района находятся вопросы местного значения по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций па территории [Информация обезличена] муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Во исполнение полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов применительно к муниципальному образованию - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района, в состав территории которого входит с.[...], администрацией [...] принимался ряд мер для организации складирования и захоронения бытовых и промышленных отходов, собираемых на территории данного населенного пункта. Так, в 2006 и 2009 годах главам поселений [Информация обезличена] муниципального района было предложено вывозить бытовые и промышленные отходы на специально оборудованный полигон вблизи города [Информация обезличена] [Информация обезличена] области. Кроме того, постановлением главы администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена]. №[Информация обезличена] администрации [Информация обезличена] сельского поселения был предоставлен земельный участок площадью [Информация обезличена] кв.м. для строительства полигона ТБО. К тому же, постановлением главы администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена] №[Информация обезличена] было предварительно согласовано место размещения полигона ТБО в с.[Информация обезличена] [Информация обезличена] района [...] и утвержден акт выбора земельного участка для его строительства. В настоящее время определены на местности границы данного земельного участка, он поставлен на государственный кадастровый учет и решается вопрос о его переводе из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

Однако, неисполнение в соответствии с действующим природоохранным законодательством полномочий по надлежащему распоряжению земельным участком, не принятие мер по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, свидетельствует о незаконном бездействии администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по недопущению размещения отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке в с.[Информация обезличена] [Информация обезличена] района.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Земля и атмосферный воздух являются важнейшими и жизненно необходимыми компонентами окружающей среды, обеспечивающими социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район по распоряжению земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в результате чего в данном месте допущено размещение отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке, а также бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного [...], на котором образована несанкционированная свалка, создают потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения атмосферного воздуха, земли, питьевой воды, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания населения, проживающего и находящегося в непосредственной близости от свалки, круг которых невозможно персонифицировать, чем нарушают права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Вышеуказанные факты подтверждаются Уставом муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район, принятым решением [Информация обезличена] районной Думы от [Дата обезличена] № [Информация обезличена], объяснениями ФИО10, ФИО9, ФИО12 сообщением министерства природопользования и экологии [...] от [Дата обезличена] письменным обращением жителей и владельцев домов по [...] от [Дата обезличена] сообщениями Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [...] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], сообщением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по [Информация обезличена] и [Информация обезличена] областям от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], сообщениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по [...] [Информация обезличена] отдел от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], договором подряда №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] между администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] и ФИО8 о вывозе мусора, договором подряда №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] между администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] и ФИО8 о вывозе мусора, сообщениями администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] и от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена], актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица №[Информация обезличена] от [Дата обезличена] Министерства природопользования и экологии [...], решением [Информация обезличена] районного суда от [Дата обезличена] постановлением Главы администрации МО - [Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] постановлением Главы администрации МО - [Информация обезличена] муниципальный район [...] от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] кадастровым планом территории с номером кадастрового квартала [Информация обезличена], кадастровым паспортом земельного участка от [Дата обезличена]. за №[Информация обезличена], ситуационным планом, схемой границ территории [Информация обезличена] муниципального района - [Информация обезличена] сельское поселение, решением Совета депутатов [Информация обезличена] сельского поселения второго созыва от [Дата обезличена] за №[Информация обезличена] «Об утверждении правил обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка на территории муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района» и указанными Правилами, а также пояснениями представителя заявителя Артюшатской И.В., не доверять которым у суда оснований не имеется.

Согласно постановления [Информация обезличена] межрайонного природоохранного прокурора от [Дата обезличена] в отношении главы администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], ФИО12 возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном [Информация обезличена]

В силу постановления главного государственного инспектора [...] по использованию и охране земель от [Дата обезличена] глава администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], ФИО12 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного [Информация обезличена] и ей назначено наказание в виде [Информация обезличена], а также [Дата обезличена] в отношении указанного должностного лица вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

До настоящего времени меры по надлежащему распоряжению земельным участком, расположенным [...], в результате чего в данном месте допущено размещение отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке, и по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного [...] на котором образована несанкционированная свалка, не предприняты, что подтверждается пояснениями представителя заявителя Артюшатской И.В. и не оспаривается представителями органов, чьи бездействия обжалуются, ФИО13 и ФИО12

В силу п. 13 постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая - либо обязанность.

Доводы представителей органов, чьи бездействия обжалуются, ФИО13, о том, что под понятием «распоряжение» следует понимать возможность определения юридической судьбы земельного участка путем изменения его принадлежности или назначения в форме передачи в собственность граждан и юридических лиц, либо предоставления его на каком-либо вещном праве, предусмотренном главой IV Земельного кодекса РФ, а также ФИО12 о том, что решение исполкома [Информация обезличена] сельского совета депутатов трудящихся [...] [...] от [Дата обезличена] на основании которого свалка существует уже более 49 лет, никто не отменял, при этом необходимо учесть, что администрацией муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] был организован сбор и вывоз мусора на данную несанкционированную свалку только с 2010г., необоснованны и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что имеются правовые основания для удовлетворения требований заявителя в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по надлежащему распоряжению земельным участком, расположенным [...], в результате чего в данном месте допущено размещение отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке, и признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного [...], на котором образована несанкционированная свалка.

Вместе с тем, учитывая обстоятельства дела, представленные доказательства, суд полагает, что в силу ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правил обеспечения благоустройства, соблюдения чистоты и порядка на территории муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...], утвержденных Решением Совета депутатов [Информация обезличена] сельского поселения от [Дата обезличена] № [Информация обезличена] необходимо обязать администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда ликвидировать бесхозяйную и не эксплуатируемую свалку, расположенную [...] и провести рекультивацию нарушенных земель, а в удовлетворении аналогичного требования к администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] надлежит отказать.

На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд полагает достаточным установить шестимесячный срок для ликвидации бесхозяйной и неэксплуатируемой свалки, расположенной [...] и проведении рекультивации нарушенных земель.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п.7 ч.1 ст.333.19 НК РФ, при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций подлежит уплате государственная пошлина в размере - 200 рублей.

Таким образом, с администраций муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] и муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] подлежит взысканию в доход государства в равных долях государственная пошлина в размере 200 (двухсот) рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-255,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление [Информация обезличена] межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по надлежащему распоряжению земельным участком, признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по сбору и вывозу отходов с земельного участка, обязании указанных администраций ликвидировать бесхозяйную и неэксплуатируемую свалку и провести рекультивацию нарушенных земель удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] по надлежащему распоряжению земельным участком, расположенным [...], в результате чего в данном месте допущено размещение отходов на бесхозяйной и не эксплуатируемой свалке, незаконным.

Признать бездействие администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] по сбору и вывозу отходов с земельного участка, расположенного [...], на котором образована несанкционированная свалка, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда ликвидировать бесхозяйную и неэксплуатируемую свалку, расположенную [...] и провести рекультивацию нарушенных земель.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования - [Информация обезличена] муниципальный район [...] и администрации муниципального образования - [Информация обезличена] сельское поселение [Информация обезличена] муниципального района [...] в равных долях государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам [...] суда через [...] суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья О.В. Федулова