РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Барковой Н.М.
при секретаре Кошелеве А.А.
с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> Лобыкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда <адрес> гражданское дело по иску Кабочкина <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кабочкин А.А. обратился в суд с иском ГУ - УПФ РФ по <адрес> о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ - УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ - УПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявления отказано.
Данное решение ГУ-УПФ РФ мотивировано тем, что он не имеет необходимого 25-летнего льготного стажа профессиональной педагогической деятельности.
Ответчиком ему не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период прохождения им срочной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, которым утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Он полагает, что решение ГУ-УПФ не может быть признано законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ(далее Закон)право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.п.1 п.1 ст.11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами трудовой деятельности засчитывается период прохождения военной службы.
До службы в армии и после ее прохождения он занимался педагогической деятельностью, что полностью соответствует п.2 ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ.
Согласно п.1 Постановления Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года пенсия за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначается при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Подпунктом «г» пункта 1 данного Постановления предусмотрен зачет службы в Вооруженных Силах СССР в стаж работы по специальности.
Его воинская служба протекала в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В постановлении Конституционного Суда РФ №2-П от 29 января 2004 года и ст.ст.27-28 ФЗ от 17.12.2001года №173 - ФЗ также указано, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что срочная служба в Вооруженных Силах СССР проходила в тот период, когда законодательством предусматривалось включение службы в армии в стаж на льготных условиях, он считает что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, решение ГУ-УПФ РФ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии ограничивает его в конституционном праве на социальное обеспечение, поскольку не соответствует требованиям ст.39 Конституции РФ, гарантирующим каждому социальное обеспечение, устанавливаемое законом, и действующему пенсионному законодательству.
На основании изложенного, истец просил признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> назначить ему трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
Впоследствии Кабочкин А.А. уточнил заявленные требования и помимо изложенного выше просил обязать ответчика включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период его службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Кабочкин А.А. уточненные требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ по <адрес> по доверенности - Лобыкина Е.В., требования Кабочкина А.А не признала, пояснив, что при исчислении стажа необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости они руководствуются пп.19 п.1 ст.27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001года, согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает у лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Нормы п.п.19, п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ реализуется в соответствии со Списком должностей и учреждений, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, а также Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 (за период работы до 01.11.1999г.) и Списком должностей и учреждений, Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067 (за период работы после 01.11.1999г.).
В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Указанными выше нормативными актами не предусмотрено включение в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения военной службы, поэтому в стаж истца не был включен период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г. 01м. 03дн.). При этом данный период был включен в страховой стаж истца.
В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Кабочкину А.А. включаются периоды работы в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л. 02м. 05 дн.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л.10м. 02 дн.); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21г.10м.22дн.).
Итого: 22 года 11 месяцев 00 дней, но данного стажа недостаточно для назначения досрочной пенсии истцу в соответствии с действующим в настоящее время законодательством.
В связи с чем Кабочкину А.А. надлежит отказать в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001г. №173 -ФЗ с 12.10.2010года, поскольку у него отсутствует 25-летний стаж на соответствующих видах работ.
Суд, выслушав пояснения истца Кабочкина А.А., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по <адрес> - Лобыкиной Е.В., исследовав письменные доказательства по делу, считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кабочкин А.А. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, полагая, что на момент его обращения за досрочным назначением пенсии по старости, период осуществления им педагогической деятельности составил более 25 лет с учетом времени его службы в Вооруженных Силах СССР с <данные изъяты>
ГУ-УПФ РФ по <адрес> отказало ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку период осуществления истцом педагогической деятельности составил менее 25 лет. При этом, ответчик исключил из периодов осуществления педагогической деятельности время прохождения Кабочкиным А.А. службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 02 года 01 месяц 03 дня.
При этом, в стаж работы истца были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов <адрес> восьмилетней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя математики <адрес> восьмилетней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов <адрес> средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя истории <адрес> средней школы, а всего 22 года 11 месяцев 00 дней.
Указанные периоды работы истца подтверждаются записями в трудовой книжке № № от ДД.ММ.ГГГГ, справками, уточняющими особый характер работы или условий труда необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии №, № и справкой от ДД.ММ.ГГГГгоад ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и Правила исчисления периодов такой работы (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).
Постановлением правительства РФ от 11.07.2002года №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
Кроме того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П за периоды до 01.11.1999г применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а за периоды работы после 01.11.1999 года - Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.
Указанные выше списки и правила не предусматривают включение в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период службы в вооруженных силах, в связи с чем, период службы истца в Вооруженных силах СССР не был включен в период осуществления им педагогической деятельности.
Вместе с тем в силу требований ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
В период прохождения службы Кабочкина А.А. в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года, согласно подпункту «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Пунктом 6 указанного выше Постановления от 17.12.1959г. №1397 установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.
Как установлено судом истец Кабочкин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных силах СССР, что подтверждается копией военного билета № от ДД.ММ.ГГГГ и признается ответчиком.
Времени прохождения истцом Кабочкиным А.А. службы в Вооруженных Силах СССР предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность, что подтверждается записями в его трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание то, что истец служил в Вооруженных Силах СССР в тот период, когда законодательством предусматривалось включение службы в армии в стаж на льготных условиях, суд приходит к выводу о том, что указанный спорный период подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение истцу трудовой пенсии по старости.
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период прохождения истцом Кабочкиным А.А. службы в Вооруженных Силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы учителя при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Суд считает, что доводы ответчика о необходимости исключения периода службы истца в вооруженных силах из специального стажа, не основаны на законе, являются ошибочным толкованием норм материального права, а потому не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на момент обращения истца Кабочкина А.А. в ГУ-УПФ РФ по Спасскому району Рязанской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, его общий педагогический стаж, с учетом периода прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР, составил более 25 лет, ответчик обязан назначить истцу досрочную трудовую пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001г., с 12.10.2010г.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Кабочкиным <данные изъяты> право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> включить в периоды осуществления педагогической деятельности Кабочкина <данные изъяты> период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> назначить Кабочкину <данные изъяты> трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> в пользу Кабочкина <данные изъяты> судебные расходы по плате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <данные изъяты> областного суда через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.М.Баркова