РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Федуловой О.В., при секретаре – Бусловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты>», Администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> об обязании провести аттестацию рабочих мест, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты>», Администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> об обязании провести аттестацию рабочих мест, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части обеспечения работодателями проведения аттестации рабочих мест в муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>». Согласно Устава МОУ «<данные изъяты>», указанное учреждение является муниципальным образовательным учреждением, которое реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Учредителем школы является администрация муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район. В соответствии с Учредительным договором, заключенным между администрацией <адрес> (Учредитель) и МОУ «<данные изъяты>», Учредитель обязан осуществлять финансирование деятельности школы, обеспечивает школу педагогическими кадрами, создает условия и организует повышение их квалификации, осуществляет контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных образовательных программ, законодательства о труде, бюджетной и финансовой дисциплины. В ходе проведенной проверки выявлены существенные нарушения требований трудового законодательства, допущенные МОУ «<данные изъяты>». В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации). В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Пунктом 1 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007года № 569 установлено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Согласно п. 2 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утрата) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда. Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, (п.9 Порядка). Пунктом 11 Порядка установлено, что аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда: осуществляет методическое руководство, и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах; формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение; составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда; готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам; присваивает коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования; составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда; организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда; при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются, в том числе, мероприятия, требующие значительных материальных затрат, в плане мероприятий по улучшению и оздоровлению труда в организации указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работником представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор; вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда. Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников СИЗ. (п. 39 Порядка). В соответствии с п. 45 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечений к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карта аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестаций по условиям труда; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов. Согласно п. 46 Порядка после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет: перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации. Установлено, что в МОУ «<данные изъяты>» аттестация рабочих мест не проведена, что подтверждается информацией начальника Управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы как работников МОУ «<данные изъяты>», так и лиц, которые могут работать в МОУ «<данные изъяты>» в будущем. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Без проведения аттестации рабочих мест невозможно проведение оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; предоставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; включения в трудовой договор характеристик условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда. Выполнение работниками МОУ «<данные изъяты>» работ на не аттестованных рабочих местах нарушает их право, гарантированное Конституцией РФ, на охрану труда. В связи с этим прокурор <адрес> просит обязать муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» провести аттестацию рабочих мест в МОУ «<данные изъяты>» в соответствии с действующим трудовым законодательством; обязать муниципальное образование - <данные изъяты> муниципальный район в лице администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район выделить необходимые денежные средства для проведения аттестации рабочих мест в МОУ «<данные изъяты>»; установить конкретные сроки для устранения нарушений требований трудового законодательства. В дальнейшем, в ходе судебного разбирательства, истцом были уточнены исковые требования, в связи с чем, просил обязать муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» провести аттестацию рабочих мест в муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>» в соответствии с действующим трудовым законодательством; при недостаточности денежных средств у муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на Администрацию муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес>. В судебном заседании представитель истца Мурушкин А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить, а также пояснил, что считает возможным установить <данные изъяты> срок для устранения указанных нарушений трудового законодательства. Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты>» Ефремкин В.К. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, о чем представил суду соответствующее заявление, пояснив также, что действительно в МОУ «<данные изъяты>» не проведена аттестация рабочих мест, однако принимаются меры по устранению данного нарушения законодательства, просил установить срок для проведения в указанном образовательном учреждении аттестации рабочих мест – <данные изъяты> месяцев. Представитель ответчика Администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> Арсенина Е.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представила суду соответствующее заявление, просила установить срок для устранения нарушений трудового законодательства в МОУ «<данные изъяты>» - <данные изъяты> месяцев. Представитель третьего лица – Управления образования и молодежной политики администрации МО - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о месте и времени судебного разбирательства, представил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что возражений против удовлетворения исковых требований не имеет. Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Выслушав пояснения представителя истца Мурушкина А.С., представителя ответчика МОУ «<данные изъяты>» Ефремкина В.К., представителя ответчика – Администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> Арсениной Е.А., исследовав материалы дела, учитывая, что представители ответчиков Администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> и муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» признают иск в полном объеме, это не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска и считает требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению. На основании ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд полагает достаточным установить <данные изъяты> срок для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>». В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд, с учетом положений п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, считает необходимым взыскать с ответчика муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований к данному ответчику в сумме <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39,173,194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «<данные изъяты>», Администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> об обязании провести аттестацию рабочих мест удовлетворить. Обязать муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» в <данные изъяты> срок провести в муниципальном образовательном учреждении «<данные изъяты>» аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. При недостаточности денежных средств у муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Администрацию муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес>. Взыскать с муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <данные изъяты> областного суда через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней. Судья О.В. Федулова