о признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Спасск-Рязанский 01 ноября 2011г.

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего – судьи Панкина Д.Н.,

при секретаре Суворовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Макаровой ФИО9 и Деревянко ФИО10 к администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> о признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л :

Макарова ФИО11 и Деревянко ФИО12 обратились в суд с иском к администрации МО – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> о признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования, мотивируя это тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер их отец ФИО4, что подтверждается свидетельством о смерти.

При жизни ФИО4 являлся собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, со служебными и надворными постройками в виде <данные изъяты> сараев, <данные изъяты> заборов и уборной, расположенных по адресу: <адрес>; и земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения индивидуального садоводчества, местоположение: <адрес>.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. При жизни ФИО4 завещания не составлял.

В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди имущества ФИО4 по закону являлись его супруга ФИО5, и они, его дети.

Непосредственно после смерти ФИО4 его наследственное имущество приняли все трое наследников, путем подачи заявления нотариусу в установленный законом срок, они также продолжили пользоваться домом и земельным участком.

Однако на основании ст.1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 ГК РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом. В силу п. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Согласно договору купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был приобретен их отцом во время брака, поэтому доли в праве на наследуемое имущество между наследниками были определены нотариусом следующим образом: по <данные изъяты> от <данные изъяты> доли (<данные изъяты> доли) жилого дома каждому.

ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать ФИО5, что подтверждается свидетельством о смерти.

В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди имущества ФИО5 по закону являются они, ее дети.

До смерти матери ФИО5, ни она сама, ни они, как собрать необходимые документы для получения свидетельств о праве на наследство, так и получить свидетельства о праве на наследство и оформить за собой право собственности ни на жилой дом, ни на земельный участок, не успели. Однако они пользовались жилым домом и обрабатывали земельный участок, как и прежде, до смерти отца.

После смерти матери они обратились с заявлением о принятии наследства к нотариусу <адрес> по последнему месту жительства, но нотариус им устно отказала в принятии заявления в связи с тем, что на момент смерти ФИО5 нигде не была зарегистрирована, и объяснила, что принять наследство можно по месту нахождения имущества. Собрав необходимые документы, они получили свидетельства о праве на наследство, оставшееся после смерти отца – ФИО4

Так, Деревянко ФИО24 нотариусом были выданы: свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты><данные изъяты> доли земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения индивидуального садоводчества, местоположение: <адрес>, и свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты><данные изъяты> доли от <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Макаровой ФИО13 нотариусом были выданы: свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты><данные изъяты> долю указанного земельного участка, и на <данные изъяты><данные изъяты> долю от <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом.

Как до смерти матери ФИО5, так и после ее смерти они пользовались жилым домом и земельным участком в целом, а не долями или частями, что в соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ свидетельствует о фактическом принятии наследства не только после смерти отца, но и после смерти матери.

В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени, когда он фактически его принял и оформил на себя, то есть на момент смерти ФИО5 ей принадлежала <данные изъяты> доля в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Получив свидетельство о праве на наследство отца, они обратились к нотариусу <адрес> ФИО6 с просьбой о выдаче свидетельств о праве на наследство в виде <данные изъяты> доли жилого дома на их имя, но им было в том отказано и выданы на руки постановления об отказе в совершении нотариальных действий.

Таким образом, без судебного вмешательства оформить надлежащим образом право собственности на спорную долю жилого дома не возможно.

В связи с этим истица Макарова ФИО14 просит признать за ней право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> доли жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, со служебными и надворными постройками в виде <данные изъяты> сараев, <данные изъяты> заборов и уборной, расположенных по адресу: <адрес>; а истец Деревянко ФИО15 просит признать за ним право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> долю указанного жилого дома.

В судебном заседании истцы Макарова ФИО16 и Деревянко ФИО17 исковые требования поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Ответчик администрация муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> был надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание представитель ответчика не прибыл, при этом представитель ответчика ФИО7 обратился в суд с заявлением, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, а также указал, что администрация МО - <данные изъяты> муниципальный район исковые требования Макаровой ФИО18 и Деревянко ФИО19 признает в полном объеме.

Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, и считает требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Макаровой ФИО20 и Деревянко ФИО21 удовлетворить.

Признать за Макаровой ФИО22 право собственности в порядке наследования на наследования на <данные изъяты> долю жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м, со служебными и надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать за Деревянко ФИО23 право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> долю жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м, со служебными и надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Спасский районный суд в течение 10 дней.

Судья Д.Н.Панкин