о признании недействительным решения о непостановке на учет гражданина (сироту) в качестве нуждающего в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011года <адрес>

Спасский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи – Барковой Н.М.,

при секретаре – Фаткине И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Переведенцева <данные изъяты> к муниципальному образованию <данные изъяты> муниципальный район <адрес> и администрации муниципального образования – <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района о признании недействительными решений об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо оставшееся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Переведенцев А.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию <адрес> муниципальный район <адрес> о признании недействительными решений об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо оставшееся без попечения родителей, мотивировав свои требования тем, что решением <адрес> городского комитета от ДД.ММ.ГГГГ он был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей. Позже решением <адрес> районного суда <адрес> его родители были лишены родительских прав, ему был назначен опекун – его бабушка Переведенцева П.В. и он был зарегистрирован по месту жительства опекуна: <адрес>. Когда он повзрослел, то у него появилось желание образовать собственную семью, но учитывая тот факт, что из-за нехватки площади дома он не сможет привезти ее в данный дом, у него возникла необходимость в приобретении собственного жилья. Учитывая то, что до настоящего времени он как сирота не был обеспечен жильем ни на праве собственности ни по договору социального найма ни по договору безвозмездного пользования, он с ДД.ММ.ГГГГ начал обращаться к главе администрации МО-<адрес> муниципальный район <адрес> и в органы опеки и попечительства с просьбами о предоставлении ему жилья как ребенку-сироте, однако ему в этом было отказано.

Его опекун - Переведенцева П.В. обращалась с подобной просьбой в адрес Президента РФ, который в свою очередь вновь передал данное обращение главе МО-<адрес> муниципальный район, который также в очередной раз отказал, обосновывая отказ тем, что Переведенцеву А.А. уже исполнилось 23 года и он пропустил срок для получения жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.

Тем не менее п. 1 ст.57 ЖК РФ п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996года №159-ФЗ определяет его право на внеочередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм, а также то, что обязанность предоставления жилых помещений возлагается на органы исполнительной власти по месту жительства, коими в силу п.1 ст.34 ГК РФ являются органы опеки и попечительства.

Исходя из изложенного выданные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказы под номерами являются недействительными и противоречащими закону, так как обязанность на своевременное предоставление детям – сиротам жилья лежит на органах опеки и попечительства, а не на опекуне сироты и не на сироте.

На основании изложенного Переведенцев А.А. просил признать недействительным решение от ДД.ММ.ГГГГ и решение от ДД.ММ.ГГГГ о непостановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо ставшееся без попечения родителей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования – <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>.

В судебное заседание истец Переведенцев А.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела не явился, доверил представлять свои интересы Переведенцевой П.В.

Переведенцева П.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , пояснила, что в целом считает оспариваемые решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ законными, поскольку действительно на момент их вынесения ее доверителю - внуку Переведенцеву А.А. уже исполнилось 23года. Также пояснила, что в начале 90-х годов она со своим супругом и ее внук Андрей с родителями проживали в Украине в квартирах, предоставленных по договорам социального найма.. В начале 90-х годов она была назначена опекуном Андрея и по стечению тяжелых семейных обстоятельств она была вынуждена покинуть Украину вместе с внуками и переехать на постоянное место жительства в с<адрес> в дом, принадлежащий ее супругу. ДД.ММ.ГГГГ родители Андрея были лишены родительских прав. Переведенцев А.А. на территории <адрес> собственного жилья не имеет, работает в <адрес>, проживает в съемной квартире, приезжает к ней на выходные. В середине 90-х годов украинская квартира, принадлежащая ее супругу, была приватизирована им на свое имя. Квартира, в которой поживал Андрей с родителями, по ее сведениям, не приватизирована до настоящего времени. В какой именно квартире был зарегистрирован Андрей, она не знает. С письменными заявлениями о постановке ее внука на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении они стали обращаться только ДД.ММ.ГГГГ, после достижения им 23летнего возраста, но и до этого времени работники администрации <адрес> и <адрес> сельского поселения знали об их тяжелом положении и о том, что жилое помещение, в котором они проживают, имеет маленькую площадь, поэтому должны были поставить его на учет. В связи с изложенным, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель муниципального образования <адрес> муниципальный район <адрес> – начальник юридического отдела администрации, требования истца не признал, пояснил, что письменные сообщения должностных лиц муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ считает законными, поскольку Переведенецев А.А. до достижения 23-летнего возраста с предусмотренными законом заявлениями о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо оставшееся без попечения родителей в МО – <адрес> муниципальный район не обращался. Кроме того, в настоящее время рассмотрение вопросов о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся относится к компетенции <адрес> сельского поселения – органа местного самоуправления по месту его жительства. В связи с чем просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель администрации МО-<адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных в суд сообщениях указал, что Переведенцевы в администрацию с требованиями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не обращались, указал что разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав мнение представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Положениями ч.3 и 4 ст.49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).

Согласно п.3 и п.4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.1 ст. 8 указанного выше Закона, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Реализация дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение на территории <адрес> регламентируется <адрес> №47-ОЗ от 03.04.2006года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом установлено, что ФИО5. ДД.ММ.ГГГГгода рождения на основании Решения <адрес> городского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой, а впоследствии попечением своей бабушки Переведенцевой П.В. После оформления опеки он вместе с опекуном переехал в РФ и стал проживать в <адрес> в доме своего деда – ФИО6. Зарегистрирован по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ. Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его родители были лишены родительских прав, впоследствии (со слов представителя ) его мать умерла, а отец до настоящего времени проживает в Украине, где родился и изначально проживал истец. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 переменил свою фамилию на «Переведенцев». ДД.ММ.ГГГГ Переведенцеву А.А. исполнилось 23года.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца Переведенцевой П.В., решением <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, материалами личного дела в отношении несовершеннолетнего ФИО5(Переведенцева) А.А. предоставленного УОиМП по <адрес>, свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ .

Таким образом, Переведенцев А.А. относился к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей.

На территории <адрес> Переведенцев А.А. собственного жилья не имеет, что подтверждается справкой администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Переведенцева А.А. в собственности жилого помещения на территории Украины, истцом и его представителем не представлено. Пояснить происхождение записи в свидетельстве о его рождении «право на бесплатную приватизацию, при от ДД.ММ.ГГГГ», представитель истца не смогла, пояснив, что Андрей был зарегистрирован в муниципальном жилье, но участвовал ли он в приватизации не известно.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Переведенцева П.В. поясняла, что ДД.ММ.ГГГГ ее внук Переведенцев А.А. с заявлениями о постановке его на учет как лица из числа детей оставшихся без попечения родителей, в органы местного самоуправления либо к иным должностным лицам не обращался. ДД.ММ.ГГГГ она сама дважды обратилась с письменными заявлениями в администрацию Президента РФ с просьбой выделить ее внуку комнату в Рязани и оказать материальную помощь на покупку жилья, при этом она действовала в интересах внука без доверенности, по своему личному побуждению. Также в марте ДД.ММ.ГГГГ от имени Переведенцева А.А. она составила заявление в администрацию <адрес> сельского поселения, но до конца его не оформила. Копии указанных выше заявлений имеются в материалах дела.

Из справки администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в администрацию <адрес> поселения заявлений от Переведенцевых о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не поступало.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес Переведенцевой П.В. администрацией <адрес> района были направлены сообщения соответственно, из которых следовало, что поставить Переведенцева А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не представляется возможным в связи с тем, что данные обращения потупили по достижении им 23-летнего возраста.

В соответствии с пп.1 и 2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004года №189 –ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с 01.03.2005года принятие на учет граждан с целью последующего предоставления жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ

Согласно ч.3 – ч.7 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст.1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из положений Закона Рязанской области №47-ОЗ от 03.04.2006года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также следует, что меры по обеспечению дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение распространяется на лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей вставших или поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения 23-летнего возраста

Постановлением Правительства <адрес> области от 26.09.2006года №243 утвержден Порядок выделения средств на приобретение жилья для детей, оставшихся без попечения родителей, также предусматривающий заявительный порядок постановки указанных лиц на учет как нуждающихся в жилом помещении по муниципальному образованию.

Судом установлено, что Переведенцев А.А., до достижения им 23 лет в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органы местного самоуправления <адрес> не обращался, и до этого времени на учете как нуждающийся в жилом помещении в данных органах не состоял, что подтверждается пояснениями представителя истца и ответчика, указанными выше письменными доказательствами, справкой администрации <адрес> сельского поселения №199 от 25.10.2011года, пояснениями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9. Истец никакой инициативы в разрешении данного вопроса до ДД.ММ.ГГГГ (до обращения в суд с данным иском) не проявлял, заявление главе <адрес> администрации от ДД.ММ.ГГГГ составляла его бабушка, с письмами в администрацию Президента РФ обращалась также бабушка – Переведенцева П.В., которая на период ДД.ММ.ГГГГ его попечителем уже более пяти лет не являлась, доверенность на ее имя истцом не оформлялась, что также свидетельствует об отсутствии у истца волеизъявления на реализацию своих жилищных прав.

Признавая необходимость государственной поддержки детей оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь, но вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите таких детей не подразумевает их право на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста является основанием для отказа в удовлетворении требования Переведенцева А.А. о постановке его на учет в 25-летнем возрасте в качестве нуждающегося в предоставлении жилья во внеочередном порядке.

Доводы представителя истца о том, что представители органов опеки и попечительства и представители органов местного самоуправления по месту жительства Переведенцева А.А. знали о том, что его необходимо поставить на учет нуждающихся в получении жилья среди лиц, оставшихся без попечения родителей, но никаких мер по данному вопросу не предпринимали, не могут быть приняты судом во внимание. Поскольку данные обстоятельства не являются основанием для постановки истца на учет для предоставления жилого помещения на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как установленные этим законом условия выполнен не были.

Кроме того, в соответствии с ФЗ от 21.12.1996года №159 и от 24.04.2008года №48 «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства, выполняют функции законных представителей детей оставшихся без попечения родителей до исполнения им 18 лет, что не исключает возможности лиц из числа оставшихся без попечения в совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в том числе и по постановке на учет для реализации жилищных прав.

На момент составления Переведенцевой П.В. писем от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, ее внуку Переведенцеву А.А. уже исполнилось 23 года, следовательно администрацией района в соответствии с действующим законодательством и фактическими обстоятельствами правильно было указано в своих ответах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на невозможность разрешения вопроса о его постановке на внеочередной учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем не имеется оснований для признания данных ответов недействительными.

Как было указано выше по смыслу ФЗ от 21.12.1996года №159 только до достижения 23лет дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Но вместе с тем данные обстоятельства не препятствуют обращению истца в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным ст.49, 51 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Переведенцеву <данные изъяты> в удовлетворении требований к муниципальному образованию <адрес> муниципальный район <адрес> и администрации муниципального образования – <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района о признании недействительным решений об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица оставшегося без попечения родителей, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Спасский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.М. Баркова