о признании бездействия незаконным



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Федуловой О.В.,

при секретаре – Бусловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации к Главе муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> Тиханкину <данные изъяты> о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Главе муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> Тиханкину <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО3 по факту нарушения главой муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район - председателем <данные изъяты> районной Думы Тиханкиным <данные изъяты> Устава муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес>. Установлено, что решением <данные изъяты> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район - председателем <данные изъяты> районной Думы избран Тиханкин <данные изъяты>, который в настоящее время продолжает осуществлять указанные полномочия.

Частями 1, 3 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> принят решением <данные изъяты> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрирован в Управлении юстиции Администрации <данные изъяты> области ДД.ММ.ГГГГ , редакция от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Правительством <данные изъяты> области ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом <данные изъяты> ст.37 Устава муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <адрес> (в редакции решений <данные изъяты> районной Думы от <данные изъяты>, глава района не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Однако, в нарушение указанного требования Устава глава <данные изъяты> района Тиханкин С.С, работает в должности <данные изъяты> на постоянной оплачиваемой основе с окладом - <данные изъяты> рублей, надбавкой <данные изъяты>, ежемесячной премиальной выплатой - <данные изъяты> рублей, то есть занимается иной оплачиваемой деятельностью, что подтверждается приказом начальника <данные изъяты> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о переводе работника на другую работу Тиханкина С.С. с ДД.ММ.ГГГГ

Данный факт был также подтвержден главой <данные изъяты> района Тиханкиным С.С. в своем объяснении от ДД.ММ.ГГГГ, данном прокурору <адрес>, в котором он пояснил, что работает в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, и на момент избрания ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район - председателем <данные изъяты> районной Думы продолжал состоять в вышеуказанной должности.

Частью 1 ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч.1 ст.2, ч.2 ст.43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие, и обязателен для исполнения на всей территории муниципального образования.

Пунктом 1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления и их должностными лицами.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона: вносит представление об устранении нарушений закона.

Из статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно ст.24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В этой связи в процессе реализации прокурорских полномочий, в целях устранения вышеуказанного нарушения Устава муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район, главе муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район - председателю <данные изъяты> районной Думы Тиханкину С.С. ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора района было внесено представление.

Данное представление в установленном законом порядке вышестоящему прокурору и в суд главой <данные изъяты> района Тиханкиным С.С. не обжаловалось.

По результатам рассмотрения указанного представления ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ за подписью главы муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район - председателя <данные изъяты> районной Думы Тиханкина С.С, согласно которому доводы, изложенные представлении, признаны обоснованными, в связи с чем, глава района обязался внести в Устав муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район соответствующие изменения.

Однако, ответ главы <данные изъяты> района Тиханкина С.С. о результатах рассмотрения представления противоречит части 5 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой определен порядок принятия изменений и дополнений в устав муниципального образования депутатами представительного органа муниципального образования большинством в две трети голосов от их установленной численности.

В соответствии со ст. 48 Устава <данные изъяты> района, которой определен круг полномочий главы <данные изъяты> района, последний не уполномочен единолично вносить и принимать решения о внесении изменений в Устав района.

Кроме того, глава <данные изъяты> района Тиханкин С.С. продолжает занимать должность <данные изъяты>

Таким образом, главой <данные изъяты> района Тиханкиным С.С., являющимся должностным лицом полномочным устранить допущенные нарушения, не был принято конкретных мер по их устранению, и данные нарушения продолжают им допускаться по настоящее время.

В соответствии с частью 2 ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 129 Конституции Российской Федерации определено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу части 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона «Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Исходя из вышеизложенного, следует, что, не приняв конкретных мер по устранению нарушений закона в соответствии с представлением и.о. прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, глава <данные изъяты> района Тиханкин С.С. не исполнил требований прокурора, вытекающих из его полномочий, что является нарушением требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Данными действиями (в форме бездействия) главы <данные изъяты> района Тиханкина С.С. подрывается авторитет государства - Российской Федерации в лице прокуратуры <данные изъяты> района, которая от имени Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, так как нарушает установленный порядок исполнения законных требований прокурора и принцип соблюдения законности, что исключает возможность государства осуществлять контроль функционирования действующего в нем законодательства.

Таким образом, нарушив требования действующего законодательства и не приняв меры по его устранению глава <данные изъяты> района Тиханкин С.С. тем самым нарушил права государства Российской Федерации.

В этой связи прокурор района обращается с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в суд. Данное право прокурора предусмотрено частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи с изложенным, прокурор <адрес> просит признать бездействие главы муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район Тиханкина <данные изъяты> незаконным; возложить на главу муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район Тиханкина <данные изъяты> обязанность устранить нарушение п.<данные изъяты> ст.37 Устава муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район (в ред. решения <данные изъяты> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ ), а именно не заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности на период осуществления им полномочий главы <адрес>.

В судебном заседании от представителя истца – помощника прокурора <адрес> Зайцева М.П. поступило письменное заявление о прекращении производства по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации к Главе муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> Тиханкину <данные изъяты> о признании бездействия незаконным в связи с отказом от иска, ввиду добровольного исполнения ответчиком требований прокурора об устранении нарушения положений Устава муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район.

В судебное заседание ответчик Тиханкин С.С. не явился, надлежащим образом был извещен о месте и времени слушания дела, представил в адрес суда заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска. Суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд, выслушав мнение представителя истца – помощника прокурора <адрес> Зайцева М.П., исследовав материалы дела, считает, что отказ от иска подлежит принятию судом, поскольку он является добровольным, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц <данные изъяты>

На основании ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при отказе истца от иска и принятии его судом, суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.

Последствия ст. 221 ГПК РФ представителю истца - помощнику прокурора <адрес> Зайцеву М.П. разъяснены и понятны.

Руководствуясь ст.39, ч.3 ст.173, ст.ст.220 – 221, 224 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации к Главе муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <адрес> Тиханкину <данные изъяты> о признании бездействия незаконным прекратить, в связи с отказом истца от иска.

Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> районный суд в течение 10 дней.

Судья О.В. Федулова