о признании незаконным бездействия Администрации поселения и обязании произвести спиливание и организовать вывоз сухостойного дерева



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Спасск-Рязанский 25 января 2012 года

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Федуловой О.В.,

при секретаре Набиркиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> незаконным и обязании произвести спиливание и организовать вывоз сухостойного дерева,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> незаконным и обязании произвести спиливание и организовать вывоз сухостойного дерева, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жительницы <адрес> ФИО2 о непринятии мер администрацией <данные изъяты> городского поселения по спиливанию дерева, расположенного по адресу: <адрес>.

Проверкой установлено, что гражданка ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обрати­лась в администрацию <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муни­ципального района с заявлением по вопросу спила старого дерева, угрожающе на­клоненного и находящегося около ее дома, расположенного по адресу <адрес>.

Администрацией <данные изъяты> городского поселения обращение ФИО2 рассмотрено и сообщено, что она поставлена на очередь по спилива­нию дерева. С момента обращения жительницы <адрес> прошло длительное время, но никаких действий направленных на удаление старого сухостойного де­рева со стороны должностных лиц администрации <данные изъяты> городского поселения не последовало. Вследствие чего, жительница <адрес> ФИО2 была вынуждена обратится в прокуратуру района о защите ее прав и законных интересов, так как данное старое дерево, расположенное возле ее дома представ­ляет угрозу для жизни и здоровья проходящих мимо граждан, а также ее жизни и здоровью, так как может упасть.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - соци­альное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизвод­ства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, располо­женных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч.1 ст.2, ч.2 ст.43 Федерального закона №131-Ф3 Устав му­ниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие, и обязателен для испол­нения на всей территории муниципального образования.

Решением Совета депутатов <данные изъяты> городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав муниципального образования - <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района. Устав зарегистри­рован Отделом Главного управления Министерства юстиции Российской Федера­ции по Центральному федеральному округу в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч.ч. 1,9 ст. 29 Устава, Глава муниципального образования - <данные изъяты> городское поселение является высшим должностным лицом муниципального образования - <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района, возглавляет администрацию муниципального образова­ния - <данные изъяты> городское поселение. Частью 10 вышеназванной статьи Устава определены полномочия главы администрации <данные изъяты> город­ского поселения к которым в том числе относятся: организация выполнения нор­мативных правовых актов Совета депутатов в рамках своих полномочий; внесе­ние в представительный орган <данные изъяты> городского поселения проектов муниципальных правовых актов; представление на рассмотрение Совета депута­тов <данные изъяты> городского поселения проектов нормативных актов о вве­дении или отмене местных налогов и сборов, а также других правовых актов пре­дусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета поселения; осуществ­ление личного приема граждан не реже одного раза в месяц, рассмотрение пред­ложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 35 Устава к компетенции администрации <данные изъяты> городского поселения относится: обеспечение исполнения ре­шений органов местного самоуправления <данные изъяты> городского поселе­ния по реализации вопросов местного значения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизвод­ства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, располо­женных в границах <данные изъяты> городского поселения.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов <данные изъяты> город­ского поселения утверждены правила обеспечения благоустройства, чистоты, по­рядка и санитарного содержания территорий в <адрес>.

В соответствии с п.1.2 вышеназванных Правил, все юридические лица, распо­ложенные или осуществляющие свою деятельность в <адрес> независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должностные лица и гра­ждане выполняют требования, определенные правилами. В силу п. 2.1 Правил внешнее благоустройство города - совокупность работ и мероприятий, направ­ленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и до­суга населения в границах города и в находящихся под городской юрисдикцией территориях.

Согласно п. 5.12 вышеназванных Правил, спил деревьев и их вывоз осуществ­ляется организациями, производящими работы по удалению сухостойных, ава­рийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в тече­ние рабочего дня с озелененных территорий вдоль основных улиц и главных до­рог и в течение суток с улиц второстепенного значения и дворовых территорий.

Согласно ст. 62 Устава <данные изъяты> городского поселения, ответствен­ность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном Федеральными зако­нами, законами <адрес>, нормативными правовыми актами муници­пального образования - <адрес>, настоящим Уставом.

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина яв­ляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 41 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья.

Однако в нарушении указанных требований действующего законодательства администрацией <данные изъяты> городского поселения до настоящего времени не принято мер по удалению старого сухостойного дерева. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрацией <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района должным образом не осуществляются полномочия по вопросам местного значения в части организации благоустройства территории города, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов.

В ходе обследования участка местности вблизи дома ФИО2, проведенного в ходе прокурорской проверки, установлено, что на расстоянии около метра от границы домов, расположенных по улице <данные изъяты> имеется пешеходная дорожка. Ширина пешеходной дорожки около <данные изъяты> м. Около дома по улице <данные изъяты>, где проживает ФИО2, возле пешеходной дорожки располагается старое сухостойное дерево, которое имеет сильный наклон в сторону пешеходной дорожки и к дому , угол наклона вышеуказанного дерева составляет примерно <данные изъяты> градусов.

Таким образом, старое сухостойное дерево, расположенное около жилого дома по улице <данные изъяты> и в непосредственной близости от пешеходной дорожки может в любой момент обрушиться, в том числе в результате погодных условий (порывистого ветра, накопления снега), что создает угрозу жизни здоровья неопределенного круга лиц.

Таким образом, несвоевременное принятие мер должностными лицами Администрации <данные изъяты> городского поселения по удалению старого сухостойного дерева, угрожающе наклоненного, может повлечь наступление тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти граждан, круг лиц которых четко индивидуализировать и определить невозможно, так как круг участников уличного движения в <адрес> постоянно меняется.

Безусловно, данное бездействие администрации <данные изъяты> городского поселения является незаконным, нарушающим конституционные права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Не спиливание старого дерева создало реальную опасность защищенности граждан от причинения вреда жизни и здоровью.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы всех граждан, прожи­вающих и прибывающих в <адрес>, проходящих мимо старого дерева по улице <данные изъяты> около дома <данные изъяты>. Установить круг лиц, права и интересы ко­торых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о пра­вах и обязанностях каждого при разрешении дела, невозможно так как в месте, где расположено старое дерево могут находится любые лица, как жители <адрес>, так и иные.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защи­щаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по со­стоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в су­де или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и сво­боды значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Статья 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» гла­сит, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Россий­ской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в лю­бой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заяв­лением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В связи с чем, прокурор <данные изъяты> просит признать бездействие администрации <данные изъяты> городского поселе­ния <данные изъяты> муниципального района в части не обеспечения организации по спиливанию дерева, расположенного в <адрес> возле дома незаконным; обязать администрацию <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты> муниципального района произвести спиливание сухостойного дерева, располо­женного в <адрес> возле дома и организовать его вы­воз; в соответствии с п.2 ст. 206 ГПК РФ, установить ответчику срок для совер­шения указанных действий 1 месяц.

В судебном заседании от представителя заявителя – помощника прокурора <данные изъяты> Алюшевой Г.А. поступило письменное заявление о прекращении производства по гражданскому делу по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> незаконным и обязании произвести спиливание и организовать вывоз сухостойного дерева в связи с отказом от заявленных требований, ввиду добровольного исполнения органом, чье бездействие обжалуется требований прокурора, указав также, что положения ст.ст.39, 173, 220, 221 ГПК РФ ей известны и понятны.

В судебном заседании представитель органа, чье бездействие обжалуется - Администрации <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> - Карпов А.А. не возражал против принятия судом отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу, так как данный отказ является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по смыслу норм, закрепленных в главах 23 и 25 ГПК РФ, возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений части 2 статьи 39, статьи 173 ГПК РФ суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и свободы заявителя, а также других лиц, интересы которых он представляет, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска. Суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд, выслушав мнение представителя заявителя – помощника прокурора <данные изъяты> Алюшевой Г.А., представителя органа, чье бездействие обжалуется Карпова А.А., исследовав материалы дела, считает, что отказ от заявленных требований подлежит принятию судом, поскольку он является добровольным, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц <данные изъяты>

На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ, при отказе истца от иска и принятии его судом, суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.

Последствия ст.221 ГПК РФ представителю заявителя - помощнику прокурора <данные изъяты> Алюшевой Г.А. разъяснены и понятны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, ч. 3 ст. 173, ст. 220 - 221, 224 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации <данные изъяты> городское поселение <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> незаконным и обязании произвести спиливание и организовать вывоз сухостойного дерева прекратить, в связи с отказом заявителя от заявленных требований.

Повторное обращение в суд с теми же требованиями, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Спасский районный суд Рязанской области в течение 15 дней со дня его вынесения.

Судья О.В.Федулова