о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Спасск-Рязанский 31 января 2012г.

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Федуловой О.В.,

при секретаре Набиркиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда заявление прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> и обязании устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> и обязании устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка законности эксплуатации свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной в районе <адрес>.

Установлено, что свалка ТБО с <данные изъяты> года располагается на земельном участке площадью <данные изъяты> га, с кадастровым , вместимость свалки <данные изъяты> т., местоположение: <данные изъяты>

На момент проверки функции по приему и размещению ТБО на вышеуказанном земельном участке согласно постановления администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ уполномочено осуществлять МУП «Теплосервис» <данные изъяты> муниципального района.

Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В свою очередь, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами РФ, названным Федеральным законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды
законодательством.

Таким образом, только лишь при соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возможно, обеспечить гарантированное Конституцией РФ право каждого человека на благоприятную среду обитания человека.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Также согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.ст.4,22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно пункту 2.1 Санитарных Правил 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001 года, специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО), и гарантирующими санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, являются полигоны ТБО, при этом выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

В соответствии с разделом 3 СанПиН 42-128-4690-88, «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988г. №4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места.

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки). Промышленные, не утилизируемые на производственные, отходы вывозятся транспортом предприятия на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

На земельные участки, отведенные для организации полигонов ТБО (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

В соответствии с требованиями п. 2.5. СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное захоронение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.

Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что положения действующего природоохранного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При проведении прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ проверки было установлено, что администрацией муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> допускаются нарушения требований федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 42-128-4690-88, «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а
также требования Устава муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты>, принятого решением <данные изъяты> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрирован в Управлении юстиции Администрации <данные изъяты> области ДД.ММ.ГГГГ , редакция от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована Правительством <данные изъяты> области ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с пунктом 14 ч.1 ст.11 Устава муниципального
образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты>
редакции решений <данные изъяты> районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ , от
ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от
ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от
ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от
ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , и
изменений от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированных Управлением министерства юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ), к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В рамках проведения прокуратурой района проверки ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование территории указанной свалки с привлечением эксперта филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты> области в <данные изъяты> районе», инспектора ОНД <данные изъяты> района и директора МУП «Теплосервис», в присутствии главы администрации <данные изъяты> городского поселения ФИО4, а также двумя представителями общественности ФИО11 и ФИО5, в ходе которого было установлено, что свалка твердых бытовых отходов расположена на территории площадью приблизительно <данные изъяты> га, участок расположен <данные изъяты>. На полигон ТБО принимаются отходы <данные изъяты> классов опасности, строительный мусор. Сортировка ТБО не производится.

Согласно представленных главным врачом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в <данные изъяты> области в <данные изъяты> районе» сведений, на территории, отведенной под полигон ТБО, в нарушении п. 4.6 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на территории свалки отсутствуют контрольные скважины для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.

Также в нарушении п.5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» ДД.ММ.ГГГГ на полигоне ТБО зафиксировано 10 очагов возгораний и задымлений.

При тушении возгорания были задействованы силы и средства ОНД <данные изъяты> района УНД ГУ МЧС России по <данные изъяты> области в количестве 1 машины АЦ-130, 4 человека ПЧ-44, силы и средства администрации <данные изъяты> городского поселения в количестве 1 трактор Т-100 и организация подвоза воды в количестве 2 человек.

Данные бездействия администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> является незаконными, нарушающими конституционные права всех граждан, находящихся в <адрес>. Грубейшие нарушения Правил пожарной безопасности создало реальную опасность защищенности граждан от вреда жизни и здоровью, что может повлечь за собой возгорание их имущества.

Согласно представленных сведений из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и Эпидемиологии в <данные изъяты> области в <данные изъяты> районе» ввиду отсутствия учредительных и правоустанавливающих документов, программы производственного контроля и установления фактов неконтролируемых возгораний ТБО свидетельствует о несоответствии свалки ТБО в районе <адрес> требованиям СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

Однако указанные требования законодательства не соблюдаются, мер по их устранению не принимается, что свидетельствует о неисполнении возложенных на них обязанностей.

По информации Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>, заявлений по вопросу согласования свалки ТБО в районе <адрес>, а также проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы на вид деятельности не поступало.

Кроме того, согласно представленных из администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> и территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> области в <данные изъяты> районе сведений, на свалку ТБО принимаются отходы 4-5 классов опасности.

Согласно информации администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> свалка ТБО эксплуатируется МУП «Теплосервис» <данные изъяты> муниципального района.

Однако земельный участок, на котором размещена свалка на праве аренды либо ином праве пользования МУП «Теплосервис» не передавалась.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Так, согласно указанной нормы закона, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу ст.42 Земельного кодекса РФ, ответственность за
использование земельного участка, на котором расположена свалка ТБО несет администрация муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты>.

Согласно п. 5 Решения Думы <данные изъяты> района <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области" размещение твердых бытовых отходов на несанкционированных свалках запрещено.

Администрацией муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области должных мер по эксплуатации указанной свалки в соответствии с требованиями действующего законодательства на протяжении длительного времени за период ее функционирования не принято.

Факт нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства полностью подтверждается материалами проведенной прокуратурой проверки, в том числе актом обследования, справками специалистов, объяснениями директора МУП «Теплосервис».

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении администрацией муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области своих полномочий в части организации утилизации и переработки ТБО.

В соответствии с положениями ст.76 Федерального закона «Об охране окружающей среды», споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

На основании требований ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ. неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защитой.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Обязание администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области исполнять в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, может быть обеспечено только судебным решением.

Неисполнение администрацией муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области возложенных на нее полномочий, выразившихся в не обеспечении надлежащей организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района, а именно не получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии свалки ТБО санитарным правилам, не обеспечения свалки контрольными скважинами для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться в <адрес>. В <адрес> расположены как жилые, так и административные здания, в том числе школы, детские сады и иные учреждения образования с пребыванием несовершеннолетних. Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела невозможно, так как в <адрес> могут находиться любые лица, как жители <адрес>, так и иные.

Вместе с тем, требования прокурора направлены на обеспечение реализации администрацией муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области полномочий, возложенных на нее федеральным законом, и на защиту прав жителей <данные изъяты> муниципального района и приезжих граждан на благоприятную окружающую среду.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено в ст. 45 ГПК РФ.

Статьей 206 ГПК РФ, предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В связи с изложенным, прокурор <данные изъяты> района <данные изъяты> области просит признать бездействие администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области в части неполучения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной на земельном участке площадью <данные изъяты> га, с кадастровым , местоположение: <данные изъяты> санитарным правилам незаконным; признать бездействие администрации муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области в части не обеспечения свалки контрольными скважинами для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды на земельном участке площадью <данные изъяты> га, с кадастровым , местоположение: <данные изъяты> – незаконным; обязать администрацию муниципального образования - <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области обеспечить свалку контрольными скважинами для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки ТБО санитарно-эпидемиологическим правилам.

В судебном заседании от представителя заявителя – старшего помощника прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области Ельниковой Е.С. поступило письменное заявление о прекращении производства по гражданскому делу по заявлению прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области и обязании устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отказом от заявленных требований, ввиду добровольного исполнения органом, чье бездействие обжалуется требований прокурора, указав также, что положения ст.ст.39, 173, 220, 221 ГПК РФ известны и понятны.

В судебном заседании представитель органа, чье бездействие обжалуется - Администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области – Мирохин В.А. не возражал против принятия судом отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу, так как данный отказ является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по смыслу норм, закрепленных в главах 23 и 25 ГПК РФ, возможность принятия судом отказа от принятого к производству заявления по данной категории дел не исключается. При решении вопроса о допустимости принятия отказа от заявления с учетом положений части 2 статьи 39, статьи 173 ГПК РФ суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своих требований, является ли такой отказ его свободным волеизъявлением, не противоречит ли он закону и не нарушает ли права и свободы заявителя, а также других лиц, интересы которых он представляет, понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от иска. Суд принимает отказ от иска, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд, выслушав представителя заявителя – старшего помощника прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области Ельникову Е.С., представителя органа, чье бездействие обжалуется Мирохина В.А., исследовав материалы дела, считает, что отказ от заявленных требований подлежит принятию судом, поскольку он является добровольным, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц <данные изъяты>

На основании ч.3 ст.173 ГПК РФ, при отказе истца от иска и принятии его судом, суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу.

Последствия ст.221 ГПК РФ представителю заявителя – старшему помощнику прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области Ельниковой Е.С. разъяснены и понятны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39, ч. 3 ст. 173, ст. 220 - 221, 224 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – <данные изъяты> муниципальный район <данные изъяты> области и обязании устранения нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства прекратить, в связи с отказом заявителя от заявленных требований.

Повторное обращение в суд с теми же требованиями, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Спасский районный суд Рязанской области в течение 15 дней.

Судья О.В.Федулова