Р Е Ш Е Н И Е ДД.ММ.ГГГГ г.Спасск Судья Спасского районного суда Рязанской области Сильвестров А.А., с участием заместителя главного государственного инспектора по охране территории ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Семененко А.А., старшего государственного инспектора охраны ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Меркулова С.М., при секретаре Маниной М.С., рассмотрев жалобу Веселовского <данные изъяты> на постановление № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник», которым Веселовский В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере <данные изъяты>, изучив материалы дела, заместителя главного государственного инспектора по охране территории ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Семененко А.А., старшего государственного инспектора охраны ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Меркулова С.М., суд У С Т А Н О В И Л: Веселовский В.В. признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут Веселовский В.В. допустил нарушение, выразившееся в незаконном нахождении на территории ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» квартал 38 Лакашинского лесничества на автомобиле <данные изъяты> государственный номер №, проезд под запрещающий знак. Ущерб не причинен. Постановлением № ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ Веселовский В.В признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание виде штрафа в доход государства в размере <данные изъяты>. В своей жалобе Веселовский В.В. просит постановление № ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере <данные изъяты> отменить, производство по делу прекратить в обоснование своей жалобы указав, что ДД.ММ.ГГГГ вынесено Постановление № по делу об административном правонарушении. Копию постановления ему вручили ДД.ММ.ГГГГ Считает, что данное постановление о назначении административного наказания является незаконным, необоснованным, не строится на нормах права и действующего законодательства, вынесено с грубыми нарушениями норм материального и процессуального права и подлежит отмене по следующим основаниям. В силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. В протоколе не указаны год его рождения, место рождения, место работы, адрес места жительства, документ, удостоверяющий личность, т.е. сведения, необходимые для разрешения дела по существу. Не отражено даже, что его данные указаны со слов. На основании ч.3 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Ему не разъяснили права и обязанности, нарушив тем самым его права и законные интересы, предусмотренные Конституцией РФ и действующим законодательством. Ч.4 ст.28.2 КоАП РФ гласит, что физическому лицу или законному представителю Более того, выяснив, что он отказывается от подписи, ему отказали в праве представить объяснения, где он хотел указать «с протоколом не согласен» с объяснением причин, побудивших меня к этому. Согласно ч.6 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю Нарушением всех возможных правил и требований стал отказ выдать копию протокола. Отказ в выдаче копии протокола является грубым нарушением административного законодательства. Копию протокола ему отдали ДД.ММ.ГГГГ соседи. В строке "Копию протокола об административном правонарушении получил" проставлена неизвестная ему подпись. В подтверждение своих слов он готов пройти графологическую и почерковедческую экспертизу. В протоколе указано, что дело о настоящем правонарушении будет рассмотрено в 10 часов ДД.ММ.ГГГГ Причины, побудивших ФГУ перенести рассмотрение дела на более длительный срок, мне неизвестны и непонятны. Протокол по форме и содержанию не соответствует нормам и требованиям ст.28.2 КоАП РФ. В протоколе отсутствуют графы, отображающие права и обязанности свидетелей, понятых, нет ссылки на ст.51 Конституции РФ. Событие административного правонарушения в протоколе и в постановлении противоречат друг другу. Как свидетельствует судебная практика, в протоколе должна быть в обязательном порядке отражена ссылка на конкретную норму права, конкретную статью нарушенного нормативного правового акта. Отсутствие ссылки на конкретную норму закона является безусловным основанием для признания правового акта недействительным и незаконным. В протоколе не указана конкретная статья нарушенного закона (ни федерального, ни регионального). Ссылка на «решение КУС и ОПБ Рязанской области от 28.04.2011 г. № 13» безосновательна, так как данный правовой акт не был опубликован в средствах массовой информации («Рязанских ведомостях»). Ссылка на нарушение федерального законодательства отсутствует. В случае если уполномоченный орган или должностное лицо ссылается на нарушение норм регионального законодательства, привлечение правонарушителя к административной ответственности происходит в соответствии с Законом Рязанской области от 4 декабря 2008 года №182-03 "Об административных правонарушениях", а не со ст. 8.39 КоАП РФ. При составлении протокола и вынесении постановления не были учтены все обстоятельства имеющие значения для правильного разрешения административного дела, следствием чего стало вынесение незаконного постановления. Как указано в протоколе, ДД.ММ.ГГГГ он совершил незаконный проезд по территории Лакашинского лесничества, сломал шлагбаум при въезде в лесной массив, в протоколе указаны двое свидетелей из <адрес> и <адрес>. При этом протокол был составлен лишь ДД.ММ.ГГГГ Объяснения свидетелей ему также не были представлены. Отсутствуют фотоснимки, нет акта осмотра его автомобиля на предмет возможных повреждений от якобы сломанного шлагбаума. У ФГУ нет ни единого вещественного доказательства, подтверждающего совершения мною инкриминируемого деяния. Дело в том, что в указанный день ДД.ММ.ГГГГ на территории не только лесничества, но и Спасского района Веселовского В.В. не было и быть не могло. Более того, указанный в протоколе и постановлении автомобиль <данные изъяты> ему не знаком, он управляет по доверенности автомобилем <данные изъяты>. Таким образом, ФГУ не исследовались вопросы о наличии в моих действиях события вменяемого мне правонарушения, моей вины в совершении правонарушения. Так же следует отметить, что при оформлении протокола госинспектором Меркуловым были грубо нарушены права Веселовского В.В., так как ему не были разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ, вследствие чего я не смог воспользоваться правом на юридическую помощь, предусмотренную ст. 25.5 КоАП РФ. Это является существенным и невосполнимым недостатком протокола, на основании чего он может быть признан как составленный с нарушением процедуры оформления и не может быть Согласно п.6 ч.1 ст.29.10. КоАП РФ в постановлении должно быть указано, в том числе, мотивированное решение по делу, чего в его случае он не наблюдает. Более того, в постановлении не отражено его ходатайство о продлении срока (об отложении) рассмотрения дела, направленное накануне по факсимильной связи. Положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, и несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ не может быть При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица (Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 24.03.2005г.) В постановлении в нарушение норм административного права не указана форма вины, что является очередным нарушением моих прав и доказывает отсутствие состава и события правонарушения. Следует отметить, что в соответствии со ст.28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Согласно ч.1 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Как видно, сроки составления протокола и вынесения постановления не соответствуют нормам административного законодательства. В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 27.01.2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение административным органом положений ст.28.2 Ко-АП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношений которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа независимо от того, совершало или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение. Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого Постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело Существенных характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. В соответствии с п.24 Постановления от 26 июля 2007 года №46 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в постановление пленума высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ. В нарушение указанных требований Веселовский В.В. не был уведомлен о времени и месте составления протокола. Ст.8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях. Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Объективная сторона названного правонарушения заключается в совершении деяния, нарушающего установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. При рассмотрении данного дела судам, уполномоченным органам необходимо установить наличие в моих действиях объективной стороны вменяемого мне правонарушения. Однако ФГУ при разрешении настоящего спора не были исследованы вопросы о том, какой именно режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов установлены нормативно-правовыми актами на территории данного лесничества. В чем именно заключалось нарушение этого режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов. В каких конкретно действиях эти нарушения выразились. Кроме того, в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Между тем данные обстоятельства ФГУ исследованы не были. Для определения моей вины в соответствии с частями 2, 3 ст.2.1 КоАП РФ ФГУ следовало установить, что у меня имелась возможность для соблюдения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ФГУ необходимо было исследовать все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного дела, дать им правовую оценку принять решение в соответствии с законом и установленными обстоятельствами. Поскольку совокупность названных обстоятельств имеет существенное значение для дела, данное Постановление является незаконным и подлежит безусловной отмене. Считает, что он привлечен к административной ответственности незаконно и необоснованно. При вынесении постановления должностными лицами ФГУ нарушены его права и законные интересы. На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП Веселовский В.В. просит отменить Постановление об административном наказании № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить. В судебное заседание Веселовский В.В. не явился, обратился в суд с заявлением с просьбой о рассмотрении жалобы в его отсутствие, просил ее удовлетворить. В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора по охране территории ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Семененко А.А. пояснил, что Веселовский был уведомлен о дне и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. В последний день он обратился с ходатайством об отложении рассмотрении дела, решения по его ходатайству в письменном виде не выносилось. Вина вВеселовского подтверждается объяснениями ФИО4 и ФИО5 В судебном заседании старший государственный инспектор охраны ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Меркулов С.М. пояснил, что личность Веселовского была установлена позже совершения административного правонарушения через УВД Спасского района. Копию протокола об административном правонарушении Веселовскому лично не выдавали, а выдали его дочери, о чем она и расписалась. Права и обязанности Веселовскому не разъяснялись, поскольку он из автомобиля не вышел. Также разъяснялись права и обязанности понятым, но в протоколе этого не отражено, так как форма бланка протокола этого не предусматривает. В протоколе указана автомашина марки <данные изъяты> ошибочно, так служебную записку составлял госинспектор ФИО7, а он плохо разбирается в автомобилях в связи с чем ошибся в марке машины. Суд, выслушав заместителя главного государственного инспектора по охране территории ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Семененко А.А., старшего государственного инспектора охраны ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» Меркулова С.М., исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановления в пределах доводов жалобы приходит к выводу, что постановление № ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно ст.26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ) 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления. В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При рассмотрении административного материала по ст.8.39 КоАП РФ в отношении Веселовского В.В. указанные требования закона не были соблюдены, поскольку все обстоятельства по делу не были проверены и оценены. Так в протоколе об административном правонарушении в отношении Веселовского В.В. не указаны данные о личности последнего, не имеется отметки о разъяснении процессуальных прав, копия протокола Веселовскому В.В. не выдавалась. В связи с тем, что в протоколе не имеется записи о разъяснении прав свидетелям, суд приходит к выводу, что они им не разъяснялись. Также событие административного правонарушения указанное в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении противоречат друг другу. В протоколе отсутствует ссылка на конкретную норму права, которую нарушил Веселовский В.В., не верно указан автомобиль на котором было совершено правонарушение. При таких обстоятельствах постановление № ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене. На основании ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд, ПОСТАНОВИЛ: Постановление № ФГУ «Окский государственный природный биосферный заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Веселовского <данные изъяты> отменить, а производство по делу прекратить. Решение может быть обжаловано в Рязанской областной суд через Спасский районный суд в течение 10 дней. Судья А.А. Сильвестров
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
доказательством по административному делу.
признан доказательством по делу, а постановление о привлечении к административной ответственности должно быть отменено в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлияло на достоверность процессуального документа. Отсутствие разъяснений лицам, привлекаемым к административной ответственности, о их праве давать объяснения по делу и заявлять отводы лицам, отсутствие описания события правонарушения в протоколе, а
также отсутствие разъяснений о сроке и порядке обжалования постановления являются существенными процессуальными нарушениями, способными повлечь отмену постановления о привлечении к административной ответственности.