об обязанности назначения пенсии



Дело № 2-58 /2011 г.           

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Спасск-Дальний                                                     19 июля 2011 года

Спасский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Миначевой Т.В.

при секретаре судебного заседания Каракиян О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клюкина А.А. к военному комиссариату по г. Спасску-Дальнему и Спасскому района Приморского края об обязанности назначения пенсии и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Клюкин А.А. обратился в суд с настоящим иском, в котором указал, что он, имея выслугу в Вооруженных Силах РФ свыше 26 лет, был уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ по служебному несоответствию (ст. 49, ч. 2, п. "г" Закона "О воинской обязанности и военной службе" №4455-1 от 11.02.93 г.) в звании капитана, с назначением пенсии за выслугу лет.

Статья 1 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..."от 12.02.1993 года N 4468-1 гласит, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на проживающих в Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров в ВС РФ. В соответствии со ст.13 настоящего закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, 20 лет и более.

Факт и порядок прохождения им военной службы в качестве офицера подтверждается двумя экземплярами его личного дела, находящимися у ответчика в Спасском военкомате, а также прилагаемыми копиями военного билета.

Копия, прилагаемого расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию капитана Клюкина А.А. из его личного дела, подтверждает выслугу свыше 20 лет.

Согласно ст. 53 Закона пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются со дня увольнения со службы. Таким образом, пенсия за выслугу лет должна быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

После увольнения со службы, в конце ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в Спасский военкомат с заявлением о начислении пенсии за выслугу лет. Заявление было принято, но ему пояснили, что его вызовут после прибытия личного дела из воинской части в военкомат в соответствии со ст. ст. 51, 52 вышеназванного Закона, должны рассмотреть этот вопрос в течение 10 дней.

Для начисления пенсии он был вызван в военкомат на ДД.ММ.ГГГГ, но ДД.ММ.ГГГГ он был осужден военным судом к лишению свободы и воинского звания. Начальник отдела соцобеспечения военкомата Приморского края <данные изъяты>, в ответ на его заявление, на основании осуждения лишил его права на пенсию от МО РФ, об этом свидетельствует запись в его личном деле от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на эту запись, сотрудники военкомата препятствовали ему в вопросе получения пенсии из-за неснятой судимости, из-за отсутствия офицерского звания и т. п.

ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела военкомата Приморского края по г. Спасску прислал ему ответ, в соответствии с которым в его случае приговор суда о лишении его воинского звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии и права на неё у него нет.

Однако, на самом деле приговор суда в отношении него вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, а пенсия назначена Законом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на два с половиной месяца ранее.

Ответы работников военкомата выражают их личные мнения, не основанные на законе.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 379-0 разъяснено, что лицо, проходившее военную или правоохранительную службу, лишенное воинского или специального звания, теряет право на назначение и получение пенсии только в том случае, если приговор суда о лишении звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет: право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии в период отбывания этого наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Просит обязать министерство обороны Российской Федерации в лице военного комиссариата по г. Спасск-Дальний и Спасскому району) надлежащим образом оформить и выплатить ему пенсию за выслугу лет в ВС РФ в размере установленном на день оформления пенсии с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика 150 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Истец Клюкин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в лице военного комиссариата по г. Спасск-Дальний и Спасскому району по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в своем заявлении Клюкин А.А. ошибочно указывает, что согласно ст.53 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и их семей» пенсии, в соответствии с настоящим Законом, назначаются лицам, указанным в статье 1 Закона, - со дня увольнения с военной службы. Тем самым указанная статья обуславливает сроки назначения пенсий, в том числе при увольнении со службы в связи с осуждением к лишению свободы, а также то, что при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. В соответствии со ст. 54 Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата отправления.

Клюкин А.А. уволен в запас с правом на назначение ему пенсии за выслугу лет, что регламентируется Законом и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту и их семьям в РФ», а также это подтверждается следующими документами: его первичным заявлением о назначении ему пенсии от ДД.ММ.ГГГГ; Представлением в ВК ПК для назначения пенсии за выслугу лет гр-ну Клюкину А.А. военным комиссариатом г.Спасск-Дальний исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, где в п.4 указана расчетная книжка серии , что подтверждает тот факт, что ранее документы для назначения пенсии за выслугу лет гражданину Клюкину А.А. военным комиссариатом г.Спасск-Дальний не отсылались для оформления; нанесенной резолюцией начальника отдела социального обеспечения военного комиссариата Приморского края <данные изъяты> на расчете выслуги лет военнослужащего на пенсию и послужном списке 1 экземпляра личного дела Клюкина А.А., датированная ДД.ММ.ГГГГ, а именно «лишен воинского звания «капитан» на основании приговора военного суда в/ч от ДД.ММ.ГГГГ, осужден на лет. Права на пенсию от Министерства обороны не имеет»; и отсутствием каких- либо документов, подтверждающих, что Клюкин А.А. обращался за назначением пенсии, до своего осуждения и лишения воинского звания « капитан», в военный комиссариат. Таким образом пенсия за выслугу лет Клюкину А.А. не назначалась и не выплачивалась, пенсионное удостоверение не выдавалось ввиду не обращения Клюкина А.А. за пенсией и не постановкой его на воинский учет в ГВК г.Спасск-Дальний, куда он был направлен после увольнения (основание алфавитная карта Форма на Клюкина А.А.)., заведенная на него при получении личного дела и после вступления приговора в отношении Клюкина А.А. в законную силу.

После отбытия наказания, Клюкин А.А. впервые встал на воинский учет в ОВК г. Спасск-Дальний ДД.ММ.ГГГГ (основание: военный билет Клюкина А.А.). Личное дело Клюкина А.А. поступило в городской военный комиссариат Спасск-Дальний после вступления приговора в отношении Клюкина А.А. в законную силу

Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определениях от 12 апреля 2005 года № 184-0 и от 20 октября 2005 года № 379-0), следует вывод, что лицо, проходившее военную службу или правоохранительную службу, лишенное воинского звания, теряет право на назначение и получение пенсии в порядке и на условиях, установленных комментируемым законом только в том случае, если приговор суда о лишении воинского звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии за выслугу лет. В случае Клюкина А.А., приговор суда о лишении его воинского звания вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть до назначения ему пенсии за выслугу лет (которая до настоящего времени ему не назначалась) и соответственно права на получение данной пенсии у него не сохранилось. По изложенному, просит отказать в удовлетворении исковых требований Клюкин А.А.

Суд, изучив мнения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Клюкин А.А., являясь офицером Российской Армии в звании капитана, ДД.ММ.ГГГГ совершил преступление, предусмотренное ст.<данные изъяты> УК РФ, за которое приговором военного суда - войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ был осужден к наказанию в виде лишения свободы сроком лет с отбыванием в ИТК <данные изъяты> режима. ДД.ММ.ГГГГ приговор вступил в законную силу.

Из расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на указанную дату выслуга лет в льготном исчислении военнослужащего Клюкина А.А. составляла 26 лет 1 месяц 06 дней.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Клюкин А.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с несоответствием, установленным Законом для военнослужащих. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ капитан Клюкин А.А. исключен из списков личного состава части.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" № 4468-1 от 12.02.1993 года является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего.

Статья 53 названного Закона определяет сроки назначения пенсии при увольнении со службы.

В соответствии с п.1 ст.54 Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Утверждения истца о том, что в конце ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в Спасский военкомат с заявлением о начислении ему пенсии за выслугу лет, опровергаются материалами личного дела военнослужащего Клюкина А.А., истребованными судом для обозрения в судебном заседании, из которых следует, что первоначальное заявление Клюкина А.А. в адрес военкома г.Спасска-Дальнего поступило только ДД.ММ.ГГГГ.

Из правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении от 20 октября 2005 года № 379-О следует вывод, что лицо, проходившее военную или правоохранительную службу, лишенное воинского звания, теряет право на назначение и получении пенсии в порядке и на условиях, установленных законом только в том случае, если приговор суда о лишении звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии.

Лишение воинского звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и гражданин в таких случаях не приобретает права на пенсию за выслугу лет. Однако он не лишается гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу части третьей статьи 2 этого Закона его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, поскольку утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается государственного пенсионного обеспечения, нельзя сделать вывод о том, что в данном случае конституционные права истца были нарушены.

Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что истец Клюкин А.А. был лишен воинского звания до назначения ему пенсии, в связи с чем утратил право на получение пенсии по выслуге лет от Министерства обороны РФ.

Ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности ответчиком не заявлялось, в связи с чем данный вопрос судом не разрешался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.53, 54 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" № 4468-1 от 12.02.1993 года, Определением Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 года № 379-О, ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Клюкина А.А. к военному комиссариату г.Спасска-Дальнего и Спасского рвйона об обязанности назначения пенсии и компенсации морального вреда- о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение десяти суток через Спасский районный суд.

Федеральный судья : Миначева Т.В.