РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 марта 2012 года с.Спасское Спасский районный суд Нижегородской области в составе судьи Люсовой Е.С. с участием пом. прокурора Корниенко А.Н. представителя ответчика Горылева М.И. представителя третьего лица Попкова В.Н. при секретаре Павлычевой Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Спасского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района о понуждении к совершению действий УСТАНОВИЛ: Прокурор Спасского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района о понуждении к совершению действий, указывая на то, что прокуратурой Спасского района в соответствии с заданием прокуратуры Нижегородской области проведена проверка законности предоставления и использования земельных участков, предназначенных для целей дорожного строительства. При проведении данной проверки выявлен ряд нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования поселений, в связи с чем он просит обязать администрацию Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области провести паспортизацию 16 автодорог из 19 автодорог, перечисленных в Приложении № 2 к постановлению администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района от 22.11.2011 года № 75 общего пользования местного значения Вазьянского сельсовета и установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий. Пом. прокурора в суде исковые требования поддержал и просил установить срок для исполнения до 01 января 2020 года. Представитель ответчика глава администрации Вазьянского сельсовета Горылев М.И. в судебном заседании иск признал, согласившись со сроком, предложенным прокурором, и пояснил, что финансирование на паспортизацию дорог в бюджете администрации на 2012 год не предусмотрено, на оформление паспортов потребуется 526 тыс. руб. в ценах 2012 г. Представитель третьего лица администрации Спасского муниципального района Попков В.Н. в суде исковые требования признал и пояснил, что ФЗ-131 относит содержание дорог и их эксплуатацию к вопросам местного значения. Дороги переданы местным администрациям без документации. Оформление дорог предполагает формирование земельных участков, изготовление технических паспортов, регистрацию права собственности, что требует затрат финансовых и затрат времени. Деятельность сельских советов дотируется из областного бюджета. Работы по паспортизации будут проводиться только после выделения средств на данные цели. Он считает разумным срок для исполнения в пределах 10 лет с тем, чтобы дать возможность администрациям сельских поселений ставить вопрос перед районной администрацией и Правительством области о выделении денежных средств на оформление дорог. Расценки на межевание и инвентаризацию дорог могут увеличиться, поэтому необходим более длительный срок. На основании решения суда можно планировать расходы на оформление дорог - на инвентаризацию и на формирование земельных участков. Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного - движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения. В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах его населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (далее -Федеральный закон № 257-ФЗ). В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Частью 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» определено, что автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 -83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Ранее ВСН 1083 проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Из перечисленных норм, регулирующих правоотношения в сфере автомобильных дорог и дорожного движения, следует, что содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) относится к полномочиям его органов местного самоуправления. Реализация данных полномочий предусматривает проведение мероприятий по учету и паспортизации данных автомобильных дорог. В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования наделена местная администрация. Постановлением администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района № 75 от 22.11.2011 года утверждено положение «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и осуществлении дорожной деятельности на территории Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района » и перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Спасского сельсовета согласно приложению № 2. В Приложении № 2 к постановлению администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района от 22.11.2011 года изложен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Вазьянского сельсовета, состоящий из 19 автодорог (л.д. 13-14). Паспортизация 16 автодорог общего пользования администрацией муниципального образования до настоящего времени не проводилась, технические паспорта отсутствуют на автодороги: <адрес> (л.д. 10-11). Технический паспорт автодороги является единственным документом ее технического учета и дорожных сооружений на ней, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Наличие паспорта необходимо для надлежащего осуществления полномочий органами местного самоуправления поселения в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения. Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения. Согласно п.п.3,5 ст. 5 Устава Вазьянского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ /л.д. 18 /. То есть требования прокурора суд считает законными и обоснованными. Согласно сметы стоимость первичной инвентаризации автодороги протяженностью до 1000 м, стоимость изготовления копии плана объекта капитального строительства протяженностью до 1000 м, изготовление экспликации к плану объекта капитального строительства, изготовление технического паспорта объекта капитального строительства составляет в общей сумме 14 312 руб. Согласно сметы на выполнение кадастровых работ по межеванию автодорог стоимость кадастровых дорог составляет 12 000 руб. за 1000 м (л.д. 47-48). Сметы составлены Спасским филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация». Таким образом, стоимость инвентаризации и межевания 1 км автодороги составляет около 26 тыс. руб. В перечне автодорог администрации Вазьянского сельсовета указано 19 автодорог. Требования прокурора касаются указанных в заявлении 16 автодорог, на которые отсутствуют паспорта. Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая размер затрат, необходимых для осуществления паспортизации автомобильных дорог, и исходя из того, что на 2012 год бюджет администрации утвержден и не предусматривает расходы на оформление паспортов автомобильных дорог (л.д. 50 ), суд считает возможным исходя из принципа разумности установить срок для исполнения предписанных действий до 01 января 2020 года. С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Спасского района удовлетворить. Обязать Администрацию Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области провести паспортизацию нижеперечисленных автодорог общего пользования местного значения Вазьянского сельсовета: В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий - до 01 января 2020 года. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в месячный срок с момента его вынесения в окончательной форме. Решение в окончательной форме вынесено 02.04.2012 года. Судья Люсова Е.С.