Решение по и/ заявлению прокурора Спасского р-на к Администрации Вазьянского сельского совета о понуждении к совершению действий



                                                РЕШЕНИЕ

                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года                                                                             с.Спасское

Спасский районный суд Нижегородской области в составе судьи Люсовой Е.С.

с участием пом. прокурора Корниенко А.Н.

представителя ответчика     Горылева М.И.

представителя третьего лица Попкова В.Н.

при секретаре Павлычевой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Спасского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района о понуждении к совершению действий

                                              УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Спасского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района о понуждении к совершению действий, указывая на то, что прокуратурой Спасского района в соответствии с заданием прокуратуры Нижегородской области проведена проверка законности предоставления и использования земельных участков, предназначенных для целей дорожного строительства. При проведении данной проверки выявлен ряд нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования поселений, в связи с чем он просит обязать администрацию     Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области провести паспортизацию 16 автодорог из 19 автодорог, перечисленных в Приложении № 2 к постановлению администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района от 22.11.2011 года № 75 общего пользования местного значения     Вазьянского сельсовета и установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

     Пом. прокурора в суде исковые требования поддержал и просил установить срок для исполнения до 01 января 2020 года.

     Представитель ответчика глава администрации     Вазьянского сельсовета      Горылев М.И. в судебном заседании иск признал, согласившись со сроком, предложенным прокурором, и пояснил, что финансирование на паспортизацию дорог в бюджете администрации на 2012 год не предусмотрено, на оформление паспортов потребуется 526 тыс. руб. в ценах 2012 г.

     Представитель третьего лица администрации Спасского муниципального района Попков В.Н. в суде исковые требования признал и пояснил, что ФЗ-131 относит содержание дорог и их эксплуатацию к вопросам местного значения. Дороги переданы местным администрациям без документации. Оформление дорог предполагает формирование земельных участков, изготовление технических паспортов, регистрацию права собственности, что требует затрат финансовых и затрат времени. Деятельность сельских советов дотируется из областного бюджета. Работы по паспортизации будут проводиться только после выделения средств на данные цели. Он считает разумным срок для исполнения в пределах 10 лет с тем, чтобы дать возможность администрациям сельских поселений ставить вопрос перед районной администрацией и Правительством области о выделении денежных средств на оформление дорог. Расценки на межевание и инвентаризацию дорог могут увеличиться, поэтому необходим более длительный срок. На основании решения суда можно планировать расходы на оформление дорог - на инвентаризацию и на формирование земельных участков.

       Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

      В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

      На основании ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного - движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения.

       В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах его населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (далее -Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» определено, что автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 -83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Ранее ВСН 1083 проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.

С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Из перечисленных норм, регулирующих правоотношения в сфере автомобильных дорог и дорожного движения, следует, что содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) относится к полномочиям его органов местного самоуправления. Реализация данных полномочий предусматривает проведение мероприятий по учету и паспортизации данных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования наделена местная администрация.

Постановлением администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района № 75 от 22.11.2011 года утверждено положение «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и осуществлении дорожной деятельности на территории Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района » и перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Спасского сельсовета согласно приложению № 2.

         В Приложении № 2 к постановлению администрации Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района от 22.11.2011 года изложен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Вазьянского сельсовета, состоящий из 19 автодорог      (л.д. 13-14).

Паспортизация 16 автодорог общего пользования администрацией муниципального образования до настоящего времени не проводилась, технические паспорта отсутствуют на автодороги: <адрес> (л.д. 10-11).

Технический паспорт автодороги является единственным документом ее технического учета и дорожных сооружений на ней, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Наличие паспорта необходимо для надлежащего осуществления полномочий органами местного самоуправления поселения в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.

Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения.

Согласно п.п.3,5 ст. 5 Устава Вазьянского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ /л.д. 18 /.

То есть требования прокурора суд считает законными и обоснованными.

Согласно сметы стоимость первичной инвентаризации автодороги протяженностью до 1000 м, стоимость изготовления копии плана объекта капитального строительства протяженностью до 1000 м, изготовление экспликации к плану объекта капитального строительства, изготовление технического паспорта объекта капитального строительства составляет в общей сумме 14 312 руб. Согласно сметы на выполнение кадастровых работ по межеванию автодорог стоимость кадастровых дорог составляет 12 000 руб. за 1000 м (л.д. 47-48).

Сметы составлены Спасским филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация».

Таким образом, стоимость инвентаризации и межевания 1 км автодороги составляет около 26 тыс. руб.

В перечне автодорог администрации Вазьянского сельсовета указано 19 автодорог.

Требования прокурора касаются указанных в заявлении 16 автодорог, на которые отсутствуют паспорта.     

Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая размер затрат, необходимых для осуществления паспортизации автомобильных дорог, и исходя из того, что на 2012 год бюджет администрации утвержден и не предусматривает расходы на оформление паспортов автомобильных дорог (л.д. 50 ), суд считает возможным исходя из принципа разумности установить срок для исполнения предписанных действий до 01 января 2020 года.

           С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ:

       Исковое заявление прокурора Спасского района удовлетворить.

       Обязать Администрацию Вазьянского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области провести паспортизацию нижеперечисленных автодорог общего пользования местного значения     Вазьянского сельсовета:

  1. <адрес>
  2. <адрес>
  3. <адрес>
  4. <адрес>
  5. <адрес>
  6. <адрес>
  7. <адрес>
  8. <адрес>
  9. <адрес>
  10. <адрес>
  11. <адрес>
  12. <адрес>
  13. <адрес>
  14. <адрес>
  15. <адрес>
  16. <адрес>

    В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий - до 01 января 2020 года.

    Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в месячный срок с момента его вынесения в окончательной форме.

     Решение в окончательной форме вынесено 02.04.2012 года.

              Судья                                                                       Люсова Е.С.