Решение по и/заявлению прокурора Спасского р-на к администрации Базловского сельского совета о понуждении к совершению действий



                                               РЕШЕНИЕ

                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2012 года                                                                             с.Спасское

Спасский районный суд Нижегородской области в составе судьи Люсовой Е.С.

с участием пом. прокурора Корниенко А.Н.

представителя ответчика Аймасова А.У.

представителя третьего лица Попкова В.Н.

при секретаре Павлычевой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Спасского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Базловского сельсовета Спасского муниципального района о понуждении к совершению действий

                                              УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Спасского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Базловского сельсовета Спасского муниципального района о понуждении к совершению действий, указывая на то, что прокуратурой Спасского района в соответствии с заданием прокуратуры Нижегородской области проведена проверка законности предоставления и использования земельных участков, предназначенных для целей дорожного строительства. При проведении данной проверки выявлен ряд нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования поселений, в связи с чем он просит обязать администрацию Базловского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области провести паспортизацию каждой из перечисленной в Приложении № 2 к постановлению администрации Базловского сельсовета Спасского муниципального района от 15.12.2011 № 55 автомобильной дороги общего пользования местного значения Базловского сельсовета и установить ответчику разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

     Пом.прокурора в суде исковые требования поддержал и просил установить срок для исполнения до 01 января 2020 года.

     Представитель ответчика и.о.главы администрации Базловского сельсовета Аймасов А.У. в судебном заседании иск признал, пояснив, что финансирование на паспортизацию дорог не предусмотрено, в бюджете администрации на 2012 год предусмотрены затраты на жилищно-коммунальное хозяйство и уличное освещение в размере 512 тыс. руб. В 2012 финансовом году начать оформление документации на автодороги невозможно. С учетом размера затрат просит установить срок для исполнения не менее 10 лет.

     Представитель третьего лица администрации Спасского муниципального района Попков В.Н. в суде исковые требования признал и пояснил, что дороги переданы местным администрациям без документации. Оформление дорог предполагает формирование земельных участков, изготовление технических паспортов, регистрацию права собственности, что требует затрат финансовых и затрат времени. Деятельность сельских советов дотируется из областного бюджета. Работы по паспортизации будут проводиться только после выделения средств на данные цели. Он поддерживает мнение представителя администрации и считает разумным предоставить срок для исполнения в пределах 10 лет, чтобы дать возможность администрациям сельских поселений ставить вопрос перед районной администрацией и Правительством области о выделении денежных средств на оформление дорог. Федеральные дороги и дороги областного значения, расположенные на территории района, оформлены.

       Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

      В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

      На основании ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного - движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения поселения.

       В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах его населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (далее -Федеральный закон № 257-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» определено, что автомобильные дороги общего пользования в Нижегородской области подлежат обязательному учету.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 -83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83). Ранее ВСН 1083 проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.

С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.

Из перечисленных норм, регулирующих правоотношения в сфере автомобильных дорог и дорожного движения, следует, что содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) относится к полномочиям его органов местного самоуправления. Реализация данных полномочий предусматривает проведение мероприятий по учету и паспортизации данных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования наделена местная администрация.

Постановлением администрации Базловского сельсовета Спасского муниципального района № 55 от 15.12.2011 года утверждено положение «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения и осуществлении дорожной деятельности на территории Базловского сельсовета» и перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Базловского сельсовета согласно приложению № 2 /л.д.38,39/.

         В Приложении № 2 к постановлению администрации Базловского сельсовета Спасского муниципального района от 15.12.2011 № 55 изложен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Базловского сельсовета, состоящий из 8 автодорог: <адрес>

Вместе с тем паспортизация данных автодорог общего пользования администрацией муниципального образования до настоящего времени не проводилась, технические паспорта на каждую автодорогу отсутствуют (л.д.9-10).

Технический паспорт автодороги является единственным документом ее технического учета и дорожных сооружений на ней, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Наличие паспорта необходимо для надлежащего осуществления полномочий органами местного самоуправления поселения в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.

Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения.

Согласно п.п.3,5 ст. 4 Устава Базловского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов сельсовета, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения /л.д.11-37/.

То есть требования прокурора суд считает законными и обоснованными.

Согласно сметы стоимость первичной инвентаризации автодороги протяженностью до 1000 м, стоимость изготовления копии плана объекта капитального строительства протяженностью до 1000 м, изготовление экспликации к плану объекта капитального строительства, изготовление технического паспорта объекта капитального строительства составляет в общей сумме 14 312 руб. Согласно сметы на выполнение кадастровых работ по межеванию автодорог стоимость кадастровых дорог составляет 12 000 руб. за 1000 м (л.д.42-43).

Сметы составлены Спасским филиалом ГП НО «Нижтехинвентаризация».

Таким образом, стоимость инвентаризации и межевания 1 км автодороги составляет около 26 тыс. руб.

Протяженность дорог на территории администрации Базловского сельсовета, составляет 16760 м или более 16 км (л.д.49).

Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая размер затрат, необходимых для осуществления паспортизации автомобильных дорог, суд считает возможным исходя из принципа разумности. установить срок для исполнения предписанных действий до 01 января 2020 года, учитывая, что на 2012 год бюджет администрации утвержден и не предусматривает расходы на оформление паспортов автомобильных дорог.

           С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                     РЕШИЛ:

       Исковое заявление прокурора Спасского района удовлетворить.

       Обязать Администрацию Базловского сельсовета Спасского муниципального района Нижегородской области провести паспортизацию каждой из перечисленной в Приложении № 2 к постановлению администрации Базловского сельсовета Спасского муниципального района от 15.12.2011 № 55 автомобильной дороги общего пользования местного значения Базловского сельсовета.

    В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий - до 01 января 2020 года.

    Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в месячный срок с момента его вынесения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме вынесено 27.03.2012 года.

              Судья                                                               Люсова Е.С.