Решение о понуждении к совершению действий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>

Спасский районный      суд      Нижегородской      области      в      составе: судьи Люсовой Е.С.,

с участием помощника прокурора Спасского района Нижегородской области Корниенко А.Н.,

представителя ответчика Кудряшовой И.Н., действующей по доверенности, при секретаре Павлычевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Спасского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации о понуждении к совершению действий

установил:

Прокурор Спасского района Нижегородской области Мисесин А.А. обратился в суд с исковым требованием в защиту интересов Российской Федерации об обязании Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области о приведении должностных инструкций специалистов Управления в соответствие с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции».

В иске     указано,        что прокуратурой     Спасского     районав рамках

предоставленных действующим законодательством полномочий по осуществлению
надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции были
исследованы должностные инструкции специалистов УправленияПФР,

утвержденные начальником ГУ УПФ РФ по Спасскому району, на предмет их соответствия требованиям современного законодательства о противодействии коррупции.

Прокурор полагает, что должностные инструкции не соответствуют Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Прокурор мотивирует свои требования тем, что в силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона № 273 ФЗ работники, замещающие должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, обязаны в соответствии со статьями 9-11 названного Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Закрепленный в ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ круг лиц и органов, подлежащих уведомлению работником анализируемой категории в случае обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, помимо представителя нанимателя (работодателя), законодательно устанавливает обязанность работника об уведомлении также органов прокуратуры или других государственных органов.

При этом в силу ч. 2 названной нормы уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, по прямому указанию Федерального закона является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а с учетом требований ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ - и работника, замещающего должность в учреждении Пенсионного фонда РФ.

По тем же основаниям на работника, замещающего должность в учреждении


Пенсионного фонда РФ, распространяются и требования ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым невыполнение работником исследуемой категории указанной выше должностной (служебной) обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция работника - это основной организационно-правовой документ, регламентирующий место и значение конкретной должности в структуре организации, производственные полномочия, обязанности и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции основывается на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции.

По мнению прокурора, исполнение работником, замещающим должность в учреждении Пенсионного фонда РФ, обязанности по уведомлению органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, является обязательным, служит действенным инструментом в реализации мер по предупреждению коррупции и недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Прокурором указано, что исследованные должностные инструкции закрепляют обязанность работника, замещающего должность в учреждении Пенсионного фонда РФ, по уведомлению об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений лишь работодателя.

Он считает, что должностные инструкции в указанной части содержат нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ в разрезе требований ст. 11.1 данного закона.

В целях приведения Должностных инструкций в соответствие с требованиями федерального законодательства прокуратурой Спасского района в порядке ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на должностные инструкции были принесены протесты.

04.06.2012 из ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району поступила письменная информация о результатах рассмотрения протеста, в соответствии с которой в удовлетворении изложенных в нем требований прокурора отказано в связи с тем, что порядок в отношении лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде РФ, Пенсионным фондом РФ до настоящего времени не установлен.

Как полагает прокурор, отказ ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району в удовлетворении протеста об устранении имеющих место в Должностных инструкциях нарушений требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ в разрезе требований ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ, обусловленный отсутствием подзаконного правового акта Пенсионного фонда РФ, противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении закона, единства и укрепления законности.

Не оспаривая изложенные в информации выводы Управления Пенсионного фонда РФ по Спасскому району об отнесении должностной инструкции работника к системе локальных нормативных правовых актов работодателя, прокурор полагает несостоятельными и противоречащими нормам действующего законодательства выводы Управления о распространении на работников, замещающих должности в учреждении Пенсионного фонда РФ, требований ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и, следовательно, заключение о том, что обязанность работника, замещающего должность в Пенсионном фонде РФ, по уведомлению органов прокуратуры и других государственных органов


обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных     правонарушений     вытекает из правового положения сотрудника УПФР, то есть только исходя из приказа о приеме на должность и трудового договора. Полагая, что отказ в удовлетворении требований протеста является следствием неправильного     толкования и применения     норм материального права, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, указав, что игнорирование ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району требований законодательства о противодействии коррупции влечет нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обеспечении верховенства закона, неукоснительного исполнения требований федерального законодательства, что в качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В качестве способа защиты нарушенного права в соответствии со ст.ст.П и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурором избран способ судебной защиты в виде присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В связи с чем прокурор просит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области привести должностные инструкции лиц, замещающих должности в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 9 Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в разрезе требований ст. 11.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и установить ответчику в соответствии со ст. 206 ГПК РФ разумный срок для совершения вышеуказанных действий.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Корниенко А.Н. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Кудряшова И.Н. исковые требования не признала.

В письменных возражениях по иску представителем ответчика
Кудряшовой И.Н. указано, что согласно ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ,
в редакции ФЗ от 21.11.2011 г № 329-ФЗ, работники, замещающие должности в
Пенсионном фонде РФ, обязаны уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в
целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры
по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в
порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской
Федерации, что в настоящее время такой порядок в отношении лиц,
замещающих должности в Пенсионном фонде РФ, Пенсионным фондом РФ не
установлен. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не
обязывает работодателя вносить изменения в должностные инструкции
сотрудников Пенсионного Фонда, так как обязанность по уведомлению
представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие
государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в
целях склонения его к совершению коррупционных правонарушения, закрепленная в
п.1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, вытекает из норм самого федерального закона, а
должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, на
что указано в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Сотрудники Пенсионного фонда РФ, в
том числе работники Управления ПФР по Спасскому району, осуществляют
профессиональную деятельность в рамках трудовых отношений путем заключения
трудовых договоров, а не в рамках законодательства о государственных и
муниципальных служащих, перечень      должностейкоторых устанавливается

нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время перечень должностей,


замещаемых в Пенсионном фонде РФ, на которые в полной мере будут распространяться антикоррупционные стандарты, не определен. Представитель ответчика полагает, что прокурором преждевременно поставлен вопрос о распространении на работников Управления ПФР по Спасскому району законодательства о противодействии коррупции, поскольку речь в нем идет о государственных и муниципальных служащих, к которым работники территориальных органов ПФР не имеют никакого отношения, что обязанности по соблюдению законодательства о противодействии коррупции не распространяются на рядовых сотрудников территориальных органов ПФР. Считает выводы прокурора об обязательном распространении норм Федерального закона № 273-ФЗ на работников Управления ПФР по Спасскому району ошибочными, должностные инструкции работников Управления соответствующими нормам действующего законодательства и просит в иске прокурору отказать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ 27.12.1991 г. № 2122-1, определены цели и структура Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.

Согласно Положению о ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области, утвержденному постановлением Правления пенсионного фонда РФ № 151 от 11.09.2001, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Пенсионном фонде РФ, решениями правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения, а также настоящим Положением. (п.4 Положения).

Судом установлено, что начальником Управления Пенсионного фонда РФ по
Спасскому району утверждены должностные инструкции специалистов Управления,
а именно : главного специалиста-эксперта (юрисконсульта); старшего специалиста
финансово-экономической группы; начальника отдела назначения, перерасчета,
выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц; специалиста-
эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав
застрахованных лиц (клиентская служба); старшего специалиста отдела назначения,
перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц (двух
специалистов); специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты
пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц (двух специалистов);
главного специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и
оценки пенсионных прав застрахованных лиц;ведущего специалиста-эксперта

отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав
застрахованных лиц (двух специалистов); главного бухгалтера-руководителя
финансово-экономическойгруппы;старшегоспециалистаотдела

персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия
со страхователями и взыскания задолженности (двух специалистов) ; начальника
отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов,
взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;специалиста-

эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов,
взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;ведущего

специалиста-эксперта отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности;


главного специалиста-эксперта по автоматизации (всего 18 специалистов).

Все указанные инструкции дополнены пунктом следующего содержания : «работник обязан уведомлять своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов».

Прокурор Спасского района в своем иске указывает на несоответствие данных инструкций ФЗ «О противодействии коррупции», в частности статьям 9-11 закона.

В силу ст. 11.1 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работники, замещающие должности в Пенсионном фонде Российской Федерации... обязаны в соответствии со статьями 9-11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (часть 1). Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего (часть 2). Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3). Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем) (часть 5).

Из анализа приведенных статей следует, что работники Пенсионного фонда РФ обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Такой порядок нормативными актами Пенсионного фонда Российской Федерации до настоящего времени не определен.

В силу ст. 15 ч.2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отсутствие подзаконного правового акта Пенсионного фонда РФ, определяющего порядок уведомления работниками, замещающими должности в Пенсионном фонде РФ, об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, не противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, закрепленному в ч.2 ст. 15 Конституции РФ, и не нарушает интересы Российской Федерации.

В своей деятельности сотрудники Пенсионного фонда РФ, в том числе работники Управления ПФР по Спасскому району Нижегородской области, руководствуются действующим законодательством, закрепленном не только в Федеральном законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», но и другими федеральными законами, на


основании которых осуществляет возложенные на Пенсионный фонд РФ задачи и функции. При этом все эти функции и задачи сотрудники Пенсионного фонда РФ исполняют исходя из нормативных правовых норм действующего законодательства.

Должностные инструкции являются локальными нормативными актами работодателя, порядок составления должностной инструкции, внесение в нее изменений нормативными актами не урегулирован. Должностные инструкции составляются по каждой штатной должности и разрабатываются исходя из задач и функций, с соблюдением трудового законодательства.

Статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено включение в трудовой договор обязательных условий ( о месте работы, трудовой функции, дате начала работы условиях оплаты труда, режиме рабочего времени и времени отдыха и иных условий), а также предусмотрено внесение в трудовой договор дополнительных условий.

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора, с заблаговременным письменным уведомлением об этом работника, после чего вносятся изменения в инструкцию.

Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не обязывает работодателя вносить изменения в должностные инструкции сотрудников Пенсионного фонда РФ, так как обязанность по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры и другие государственные органы о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, закрепленная в п.1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, вытекает из норм самого федерального закона, который в соответствии с Конституцией РФ обязаны соблюдать должностные лица и граждане.

Кроме того, сотрудники Пенсионного фонда РФ, в том числе работники Управления ПФР по Спасскому району Нижегородской области, осуществляют свою профессиональную деятельность в рамках трудовых отношений путем заключения трудовых договоров, а не в рамках законодательства о государственных и муниципальных служащих

Согласно пп. «в» п.2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента РФ от13.03.2012 г., Правительству РФ было поручено представить до 01.08.2012 года в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложения о порядке распространения антикоррупционных стандартов, установленных для государственных и муниципальных служащих, на лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации.

На момент разрешения искового требования прокурора Спасского района порядка распространения антикоррупционных стандартов, установленных для лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 г № 273 ФЗ, в редакции ФЗ от 21Л1.2011 г. № 329-ФЗ, на лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в Пенсионном фонде РФ, возложена обязанность представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.

Возложение иных обязанностей в рамках ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц, замещающих должности в Пенсионном фонде РФ, законом не регламентировано. Учитывая вышеизложенное, требование прокурора Спасского района об обязании привести должностные инструкции лиц, замещающих должности в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району, в соответствие с требованиями 4.1 ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в разрезе требований ст. 11.1 Федерального закона № 273-ФЗ и об установления разумного срока для совершения указанных действий, является необоснованным. Положения, закрепленные в должностных инструкциях сотрудников Управления


не влекут нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обеспечении верховенства закона, неукоснительного исполнения требования федерального законодательства.

Оснований для признания должностных инструкций противоречащими действующему законодательству и для внесения в них каких-либо изменений не имеется.

В связи с чем прокурору в иске следует отказать.

На основании изложенного и рук-сь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

         решил:

исковые требования прокурора Спасского района Нижегородской области в защиту интересов Российской Федерации к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Спасскому району Нижегородской области об обязании привести должностные инструкции лиц, замещающих должности в ГУ Управление ПФР по Спасскому району, в соответствие с Федеральным законом РФ «О противодействии коррупции» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Спасский районный суд в месячный срок с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 06.08.2012 г.

Судья                                                                                   Е.С. Люсова