Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2010 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Торговченковой О.В.
при секретаре Кулигиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маланиной Т. Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Маланина Т.Н. обратилась в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с иском, в котором просила признать за ней право на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке установить ей с 01 июля 2009 года размер базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, засчитав в специальный стаж период с. ... года и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с 01 июля 2009 года.
В обоснование заявленных требований истица указала, что ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в районах Крайнего Севера. Специальный стаж составил лет месяца дней. При исчислении специального стажа ответчиком был засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с. ..года по... года. С 01.07.2009 года пенсия стала исчисляться без включения в стаж работы в районах Крайнего Севера, учитываемого для установления повышенной базовой части трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком.
За исключением отпуска по уходу за ребенком из специального стажа для определения повышенного размера базовой части пенсии специальный стаж стал составлять лет месяцев дней.
С решением ответчика истица не согласна, указывая на то, что период отпуска по уходу за ребенком приходится на период до 06.10.1992 года, то есть до установления нового правового регулирования, исключившего из специального стажа работников периоды отпусков по уходу за детьми. Следовательно, период отпуска по уходу за ребенком подлежит зачету в специальный стаж при определении базовой части пенсии.
Истица Маланина Т.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в г.Липецке, действующий на основании доверенности, иск не признал и объяснил, что в целях реализации Федерального закона от 01.12.2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из принципа нового правового регулирования, при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по инвалидности стаж работы на Крайнем Севере исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства, то есть период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет не может быть включен в стаж работы на Крайнем Севере для определения права на повышенную базовую часть пенсии.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с под. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предполагает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности.
По делу установлено, что решением комиссии по назначению пенсий отдела социальной защиты населения Советского района г.Липецка от 17.10.1997 года №280 истице Маланиной Т.Н. назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в районах Крайнего Севера с 05.10.1997 года. При назначении пенсии за работу в районах Крайнего Севера ответчиком исчислен общий страховой стаж истицы равный годам месяцам дням, и специальный стаж, дающий право на пенсию за работу в районах Крайнего Севера, - годам месяцам дням. При исчислении специального стажа органом по назначению пенсий засчитан период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с. ..года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела истицы Маланиной Т.Н.
Вместе с тем, при определении права истицы на повышенную базовую часть пенсии за работу в районах Крайнего Севера ответчик своим распоряжением без номера от 16.06.2009 года исключил из специального стажа период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 01.07.2009 года.
Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.
Маланина Т.Н. родилась. ..года.
Свою трудовую деятельность начала с. .года. Общий страховой стаж истицы составил лет месяца дней, из которых лет месяца дней приходится на работу в районах Крайнего Севера:
с года по года - в должности. ..отдела по научно-технической информации Магаданского зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства Севера Востока;
с года по года - в должности. ...центральной заводской лаборатории Магаданского ремонтно-механического завода;
с года по. ..года - в должности. ..отдела главного технолога того же завода;
с года. ...года - в должности. ...отдела главного технолога Магаданского ремонтно-механического завода.
В период работы в должности. ..отдела главного технолога Магаданского ремонтно-механического завода у истицы Маланиной Т.Н.. .. года родилась, что подтверждается свидетельством о рождении.
Согласно справке ОАО «Магаданский механический завод» от 01.09.2009 года №24/13-ОК-120 Маланиной Т.Н. в период работы в должности. .. отдела главного технолога Магаданского ремонтно-механического завода предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с. ..года по. ... года.
В силу ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей на момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. За время отпуска сохраняется место работы (должность).
Этот отпуск может быть использован полностью или по частям в любое время до достижения ребенком возраста одного года.
Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п.7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005г. закреплено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Следовательно, после вступления в силу вышеуказанного закона (6 октября 1992г.) отпуск по уходу за ребенком не включается в специальный стаж, а до указанной даты он подлежит включению в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях.
При таких обстоятельствах, коль скоро истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года, её непосредственная работа перед уходом в отпуск в бесспорном порядке включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, то период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с. ...года по. ... года, подлежит включению в специальный стаж истицы при назначении пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, что правильно сделано ответчиком при досрочном назначении пенсии.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» статья 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была дополнена пунктом 4.2, в силу которого лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 925 рублей в месяц.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 года.
В последующем размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивался до 3843 рублей в месяц, и статья 14 в указанной редакции действовала до 31 декабря 2009 года.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ) с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, а статья 14 изложена в новой редакции.
В силу п.7 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из смысла и содержания п. 4.2 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, так и п.7 ст.14 того же Федерального закона, действующего в настоящее время, следует, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Каких-либо ограничений и дополнительных условий относительно исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера для определения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости вышеуказанные нормы закона не содержат. Единственными условиями для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера являются: стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж для мужчин - не менее 25 лет и для женщин - не менее 20 лет.
Довод ответчика о том, что оспариваемый период подлежит исключению из специального стажа, так как при установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости стаж работы на Крайнем Севере исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства, суд находит несостоятельным и не основанным на нормах права. Никаких норм, подтверждающих позицию ответчика при определении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах требования истицы обоснованы и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов пенсионного дела истицы, решением ответчика от 16.06.2009 года период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет был исключен из специального стажа Маланиной Т.Н. с 01.07.2009 года и с этой даты произведен перерасчет её пенсии. Пенсия ей была назначена и выплачивалась исходя из специального стажа лет месяца дней с 05.10.1997 года.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Судом установлено, что ответчик назначил истице трудовую пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера с 05.10.1997 года, на момент назначения пенсии все доказательства, подтверждающие право истицы на досрочное пенсионное обеспечение, имелись, перерасчет размера пенсии произведен ответчиком с 01.07.2009 года в результате уменьшения размера базовой части, а потому размер базовой части трудовой пенсии Маланиной Т.Н. должен быть определен с момента перерасчета пенсии, то есть с 01 июля 2009 года. С этой даты подлежит перерасчет пенсии истицы с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Маланиной Т.Н. право на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке установить Маланиной Т.Н. с 01 июля 2009 года размер базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, засчитав в специальный стаж период с. ...года по. ...года.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке произвести Маланиной Т.Н. перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с 01 июля 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение 10 дней.
Судья О.В.Торговченкова