Дело №2-9049/10Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
27 сентября 2010 года Советский районный суд г. Липецка Липецкой области
в составе председательствующего Лопатиной Н.Н.
при секретаре Лаврентьевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Липецка в интересах неопределенного круга лиц - участников дорожного движения г.Липецка к ООО «Аполло», администрации города Липецка о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и понуждении к её демонтажу,
у с т а н о в и л:
прокурор Октябрьского района г.Липецка Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - участников дорожного движения г.Липецка к ООО «Аполло», администрации города Липецка о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и понуждении к её демонтажу, указывая, что прокуратурой проведена проверка исполнения на территории района требований действующего законодательства о рекламе в части соответствия рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента и обеспечения безопасности установки рекламных конструкций. По результатам осмотра установлено, что администрацией города Липецка выдано разрешение №000071 от 10.04.2007 г. на установку рекламной конструкции в виде двустороннего щита формата 3х6 м на одной опоре по адресу ул. Водопьянова, на разделительной полосе в районе детской поликлиники, сроком на 5 лет. Указанная рекламная конструкция не соответствует требованиям ГОСТ, создаёт опасность для участников дорожного движения, в связи с чем просит признать недействительным разрешение №000071 от 10.04.2007 г., выданное администрацией города Липецка на установку рекламной конструкции и обязать ООО «Аполло» демонтировать рекламную конструкцию.
Помощник прокурора Октябрьского района г.Липецка в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков: администрации города Липецка - Райдер Л.А. по доверенности от 22.09.2010 г., ООО «Аполло» - Скворцова Ю.А. по доверенности от 30.08.2010 г., директор ООО «Аполло» Яковлев А.В. исковые требования не признали, указывая, что на момент выдачи разрешения на установку рекламной конструкции изменения в ГОСТ, регулирующие установку рекламных конструкций, не действовали, изменения введены в действие с 01.09.2009 года и носят рекомендательный характер. Никакой опасности для дорожного движения рекламная конструкция не создаёт.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры, представителей ответчиков: администрации города Липецка и ООО «Аполло», показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку прокурор Октябрьского района г. Липецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - участников дорожного движения города Липецка, и в данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля 2010 г.) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно ч. 13 ст. 19 ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В силу ч. 20 ст. 19 ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.
В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
Прокуратурой Октябрьского района г. Липецка проведена проверка исполнения на территории Октябрьского района г. Липецка требований действующего законодательства о рекламе. В ходе прокурорской проверки установлено, что по адресу ул. Водопьянова, на разделительной полосе в районе детской поликлиники, размещена рекламная конструкция в виде двустороннего щита формата 3х6 м на одной опоре. Собственником рекламной конструкции является ООО «Аполло». Рекламные щиты располагаются на разделительной полосе, над проезжей частью дороги, вблизи линии электропередачи. Администрацией города Липецка выдано разрешение от 10.04.2007 г. №000071 на установку указанной рекламной конструкции. Как установлено в ходе прокурорской проверки, рекламная конструкция не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" и создаёт опасность для участников дорожного движения.
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены: … - над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Согласно п. 6.4 ГОСТ Р 52044-2003 удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 г. N124-ст. В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 24 декабря 2003 г. N 381-ст дата введения настоящего ГОСТа перенесена на 1 июля 2004 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2004 г. N 2-СТ действие настоящего ГОСТ было приостановлено до утверждения и введения в действие пересмотренной редакции текста настоящего ГОСТа.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 г. N117-ст в ГОСТ Р 52044-2003 внесены Изменения N2, которые вступают в силу с 1 сентября 2009 г. Изменениями №2 шестой абзац пункта 6.1 дополнен словами: "а также на разделительных полосах".
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 24 марта 2009 г. N117-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту" изменение N2 в ГОСТ Р52044-2003 утверждены для добровольного применения.
Таким образом, на момент выдачи разрешения от 10.04.2007 г. №000071 на установку рекламной конструкции по адресу ул. Водопьянова, на разделительной полосе в районе детской поликлиники со сроком действия 5 лет положения ГОСТ, в соответствии с которыми средства наружной рекламы не должны размещаться над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах, не действовали. Кроме того, Изменения №2 в ГОСТ Р52044-2003 утверждены для добровольного применения, то есть эти положения ГОСТ носят рекомендательный характер.
На момент выдачи разрешения действовало положение п. 6.4 ГОСТ Р52044-2003, согласно которому удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м. Однако, как следует из сообщения МКП «Липецкгорсвет» от 24.09.2010 г., рекламный щит, расположенный на разделительной полосе проезжей части дороги по ул. Водопьянова в районе детской поликлиники, находится на расстоянии 6,6 м от линии электропередачи сети наружного освещения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Ненормативный правовой акт, каковым является разрешение, выданное администрацией города Липецка ООО «Аполло» от 10.04.2007 г. №000071 на установку рекламной конструкции, не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, являющихся участниками дорожного движения.
Как показала свидетель Кузнецова О.А., являющаяся государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УВД по г. Липецку, подразделение ГИБДД выдавало свое согласование при оформлении разрешения на установку рекламной конструкции ООО «Аполло». Нарушений ГОСТ при установке данной рекламной конструкции не имелось. На настоящий момент, когда внесены изменения в ГОСТ, в соответствии с которыми средства наружной рекламы не должны размещаться над проезжей частью и на разделительных полосах, аварийная ситуация на данном участке дороги не изменилась. Указанный участок дороги не является аварийно-опасным, поскольку количество дорожно-транспортных происшествий на нем составляет менее двух в год на 400 м проезжей части дороги.
Других доказательств, свидетельствующих о том, что рекламная конструкция создаёт опасность для участников дорожного движения, истцом не предоставлено.
При указанных обстоятельствах оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ для признания ненормативного акт органа местного самоуправления недействительным, не имеется. Основания для демонтажа рекламной конструкции отсутствуют, поскольку, как установлено судом, угрозы для безопасности дорожного движения, нарушений прав и охраняемых законом интересов участников дорожного движения рекламная конструкция не создает.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в иске прокурора Октябрьского района г.Липецка в интересах неопределенного круга лиц - участников дорожного движения г.Липецка к ООО «Аполло», администрации города Липецка о признании недействительным разрешения от 10.04.2007 г. №000071 на установку рекламной конструкции по адресу ул. Водопьянова, на разделительной полосе в районе детской поликлиники и понуждении к её демонтажу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2010 г.