Дело № 2-10022/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2010 года
Советский районный суд г. Липецка Липецкой области
в составе:
председательствующего Сарафановой Е.В.
при секретаре Осиповой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке
дело по иску Ряполовой ФИО7 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке о праве на пенсию в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Решением от 19 августа 2010 года Государственное учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке отказало Ряполовой Т.И. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из -за недостаточности специального педагогического стажа, вместо требуемых 25 лет имеется на дату обращения, по выводам ответчика - 20 лет 9 месяцев 17 дней.
В специальный стаж не включен период работы с 22.02.1984 года по 31.08.1988 года - на выборной должности секретаря комитета комсомола средней школы № 17 гор Липецка, так как это не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Данная должность не предусмотрена ни Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 ни Постановлением Правительств РФ от 22.09.1999 года № 1067, которые согласно Постановлению Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П могут быть применимы при оценке периодов работы, имевших место до 01.01.2002 года.
Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 не включен в специальный стаж истицы отпуск без сохранения заработной платы с 26.08.2004 года по 26.08.2005 года и 1 день - 01.09.2008 года, поскольку не было соблюдено требование о выполнении нормы рабочего времени.
Ряполова Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью. Отказ ответчика в назначении пенсии считает необоснованным, нарушающим ее пенсионные права, гарантированные конституцией РФ. Просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с 17.06.2010 года - момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, засчитать в ее специальный стаж педагогической деятельности период работы с 22.02.1984 года по 31.08.1988 года в должности секретаря комитета комсомола средней школы № 17 гор. Липецка, на основании, действующего на тот период времени Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, ссылаясь на то, что ее должность в комсомольских органах была выборной.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные выше.
Представитель ответчика Ворогушина Т.Н. заявленный иск не признала, полагала, по основаниям, указанным в Решении Пенсионного фонда от 19 августа 2010 года, что отказ в назначении пенсии является законным и правомерным. Также полагала, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратило свою силу с 01.10.1993 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Право на получение пенсии является конституционным правом истца.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного о обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Закона с изменениями от 22.12.2008 года) устанавливается, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 - 55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аналогичную норму содержали действующие ранее п/п 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Судом установлено:
Истица Ряполова Т.И. имеет высшее педагогическое образование. Трудовую деятельность начала с 22.02.1984 году с должности секретаря комитета комсомола средней школы № 17 Советского Райкома ВЛКСМ гор Липецка, на которую была выбрана и утверждена протоколом Бюро РК ВЛКСМ от 24 февраля 1984 года № 100; с 23.11.1985 года избрана секретарем комитета ВЛКСМ средней школы № 17 Октябрьского райкома ВЛКСМ, утверждена в должности Постановлением бюро Октябрьского РК ВЛКСМ - протокол № 18 от 11.04.1986 года; освобождена с занимаемой должности в связи с переводом на работу в среднюю школу № 17 гор. Липецка с 31.08.1988 года. С 01.09.1988 года Ряполова Т.И. принята в Среднюю школу № 17 гор. Липецка воспитателем группы продленного дня; с 01.09.1989 года переведена там же на должность учителя иностранного языка, где продолжает работать по настоящее время.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются данными трудовой книжки Ряполовой Т.И., материалами отказного пенсионного дела истицы.
17.06.2010 года Ряполова Т.И., полагая, что выработала необходимый для назначения трудовой пенсии стаж педагогической деятельности, обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке с заявлением о назначении пенсии.
19 августа 2010 года ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке отказало Ряполовой Т.И. в назначении пенсии, указав на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. По выводам ответчика истица имела на момент обращения с заявлением о назначении ей пенсии 21 год 9 месяцев 17 дней специального педагогического стажа, что является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Основания отказа в назначении пенсии, изложены в настоящем решении выше.
Суд, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, находит правомерными требования истицы о включении в ее специальный стаж педагогической деятельности, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода работы с 22.02.1984 года по 31.08.1988 года, продолжительность 4 года 6 месяцев 10 дней, на выборной должности секретаря первичной комсомольской организации средней школы № 17 гор. Липецка, расположенной сначала на территории Советского Райкома комсомола, а, затем, в связи с созданием нового района, переданной, согласно месту своего расположения, в Октябрьский район города.
Обосновывая свою просьбу о включении в специальный стаж периода работы с 22.02.1984 года по 31.08.1988 года, истица ссылалась на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действующее в спорное время.
В свою очередь, представитель ответчика, возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылался на Списки, утвержденные: Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781; Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.
Судом бесспорно установлено, что спорный период работы истицы имел место в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятым в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях, утратившим силу с 01.10.1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой». Названным Постановлением было определено засчитывать выборную и другую ответственную работу в партийных и комсомольских органах в специальный стаж учителей и других работников просвещения.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истица Ряполова Т.И. утверждала, что ее работа в органах ВЛКС относилась к выборной работе. Вся работа комсомоле строилась по закрепленному в Уставе ВЛКСМ принципу демократического централизма, означающему выборность всех руководящих органов снизу доверху. В том числе, следуя указанному принципу, избирались секретари первичных комсомольских организаций. В ряде организаций, включающих в себя значительное количество членов, секретари комитетов комсомола являлись «освобожденными», то есть выборная работа в комсомольских органах для них была основной работой. Такие секретари оформлялись на работу через Райкомы комсомола, где им выплачивалась заработная. В средней школе № 17 гор. Липецка было более 2000 учащихся, вреди них более лиц комсомольского возраста (старше 14 лет) - более 500 человек, среди непосредственно комсомольцев более от 150 до 200 человек.
Истицы указала, что ее обязанности «секретаря комитета комсомола первичной комсомольской организации» Советского, а затем Октябрьского районного комитета ВЛКСМ гор. Липецка основывались на Уставе ВЛКСМ. После прекращения работы в Райкоме комсомола, она продолжила специальную педагогическую деятельность в средней школе.
Доводы истицы подтверждаются:
- сведениями, содержащимися в информации ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области» от 30.09.2010 года № 188 и в справке ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области» от 02.09.2010 года № 163, подтверждающих, что в первичной комсомольской организации Средней школы № 17 гор. Липецка имелась ставка освобожденного секретаря, которая финансировалась через бюджет Райкома ВЛКСМ.;
- штатами и фондом заработной платы комсомольских организаций;
- положениями Устава Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи, закрепляющего выборность всех руководящих органов комсомола снизу доверху ( ст. 11)
Доказательств, опровергающих изложенное суду ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в период работы истицы в должности освобожденного секретаря комитета комсомола средней школы с 22.02.1984 года по 31.08.1988 года, действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», суд приходит к выводу, что указанный период работы подлежит зачету в ее специальный педагогический стаж, дающий право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При этом суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.ю1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Поскольку Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники, в том числе и истица Ряполова Т.И., не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа выборной работы в комсомольских органах.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом включения в специальный стаж истицы Ряполовой Т.И. периода с 22.02.1984 года по 31.08.1988 года, ее стаж педагогической деятельности по состоянию на 17.06.2010 года - момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, превысил 25 лет, что дает ей право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л:
Признать за Ряполовой ФИО8 право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Липецке назначить Ряполовой Татьяне Ивановне с 17.06.2010 года (момента обращения) досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в специальный стаж период с 22.02.1984 года по 31.08.1988 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в течение 10 дней.
Председательствующий:
решение не вступило в законную силу.