о пересчете удельного показателя



Дело № 2-10116/10

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

12 ноября 2010 г. гор. Липецк

Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе

председательствующего Лопатиной Н.Н.

при секретаре Лаврентьевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Караваева к администрации Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Росреестра по Липецкой области, ФГУ «Земельная кадастровая палата Липецкой области», ФГУП «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ о перерасчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка, признании недействительными отчетов и актов,

у с т а н о в и л:

истец Караваев В.А. обратился в суд с иском к администрации Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Росреестра по Липецкой области, ФГУ «Земельная кадастровая палата Липецкой области», ФГУП «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ о перерасчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, признании недействительными отчетов и актов, положенных в основу постановления администрация Липецкой области, указывая, что 08 декабря 2008 года администрацией Липецкой области принято постановление № 317 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов», которое вступило в силу с 01.01.2009 года. 23 декабря 2008 года указанное постановление опубликовано в официальном периодическом издании администрации Липецкой области «Ведомости администрации Липецкой области». Являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу г. Липецк ул. Алмазная, 6, с кадастровым номером, истец обязан платить налог на землю исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Необоснованное определение удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов в размере кадастрового квартала привело к тому, что этот показатель, равный для 5 вида разрешенного использования -, объективно ничем не подтвержден и его арифметически нельзя определить. Кроме того, заявитель считает, что кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, необоснованно завышена, что является недопустимым.

Караваев В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, указал, что отчеты № 5-Н/07 и № 10/07, отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области по состоянию на 01.01.2007 года, решение Управление Роснедвижимости РФ по Липецкой области об утверждении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области, акт от 11 января 2009 года определения кадастровой стоимости земельного участка с удельным показателем составлены неправильно, являются незаконными, в связи с чем администрация Липецкой области обязана произвести перерасчет удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка заявителя.

Представители администрации Липецкой области, ФГУП «Госзаемкадастрсъемка»-ВИСХАГИ, Управления имущественных и земельных отношений по Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени, месте судебного заседания извещались, о чем имеются сведения.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата по Липецкой области» по доверенности от 14.10.2010 г. Бобровская Н.А., представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по доверенности от 23.11.2009 года Гусева С.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, указывая, что расчете кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка произведен в соответствии с утвержденной методикой, расчет проверен и утвержден в установленном законом порядке, расчет кадастровой стоимости земельного участка определен в разрезе кадастрового квартала «03 50 01» как на вновь созданный земельный участок.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, спорный земельный участок площадью кв. м, расположенный по адресу г. Липецк, ул., на момент проведения кадастровой оценки истцу не принадлежал, находился в областной собственности. На основании договора купли-продажи от 27.02.2008 г. истец приобрел в собственности указанный земельный участок, предоставленный из земель населенных пунктов для столовой со складами. Кадастровая оценка земельного участка заявителя, как вновь образованного, определялась в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 года № 222, - путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего разрешенного вида использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Земельный участок, принадлежащий Караваеву В.А., предназначен для столовой со складами, а это - 5 вид разрешенного использования (ВРИ). Расчет осуществлялся с учетом перечня моделей, отобранных для расчета кадастровой стоимости земельных участков 5 ВРИ, выбраны факторы: наличие водоснабжения, газоснабжения, канализации, численности населения в населенном пункте, расстояние от населенного пункта до центра субъекта.

Согласно материалам дела ФГУП «Госземкадастрсъемка»- ВИСХАГИ Центрально-Черноземный филиал провело работу в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, при этом применялись Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 П-152. Отчет прошел все стадии проверки, изначально были замечания и они устранялись, а окончательный вариант отчета признан соответствующим Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, что подтверждено актом. В отношении земельного участка, принадлежащего Караваеву В.А., нарушений не допущено, все расчеты, в том числе и значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастрового квартала «Номер обезличен» с 5 ВРИ определен правильно, что можно установить по предоставленным отчетам. Земельный участок заявителя не осматривался, так как на момент проведения кадастровой оценки не был сформирован, кроме того расчеты не математические, а по модели, все факторы стоимости были учтены при расчетах.

Постановлением администрации Липецкой области № 317 от 08 декабря 2008 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе земельных кварталов. Указанное постановление вместе с Приложениями к нему было опубликовано в официальном источнике администрации Липецкой - приложении к « Липецкой газете».

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель ( пункты 1,10 Правил).

В силу положений Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 г. N215 (пункты 9.6 - 9.12) проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: - о соответствии отчета методическим указаниям; - о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков /результаты кадастровой оценки земель/ в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Судом установлено и объективно подтверждено совокупностью доказательств, что работы по определению кадастровой стоимости населенных пунктов на территории Липецкой области проводились ФГУП «Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок» (ФГУП «Госземкадастрсъемка») в лице Центрально-Черноземного филиала, который признан победителем конкурса и проводил работы на основании государственного контракта Дата обезличена. По результатам проведенных работ Центрально-Черноземным филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка» был составлен отчет, который был предоставлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке населенных пунктов. По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 5 и письмом Роснедвижимости Дата обезличена.

Кроме того, судом установлено, что при определении показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастровых кварталов соблюден так же Административный регламент по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

Как следует из материалов дела, Акт поступил в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области по электронной почте и в акте прямо отражено, что имеется подпись должностного лица, составившего акт проверки - М.П. Мешкова. Данный акт имеет дату, номер, указанные документы были зарегистрированы Управлением имущественных и земельных отношения Липецкой области 14 августа 2008 года и им присвоен входящий номер Номер обезличен.

После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в Управление Роснедвижимости по Липецкой области, которое представило их на утверждение в администрацию Липецкой области. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Главой администрации Липецкой области 08 декабря 2008 года путем принятия постановления № 317.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Липецкой области проведена с соблюдением действующего законодательства и в установленном им порядке.

Доводы заявителя и его представителя о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования Методических указаний и Технических рекомендаций в части сбора достоверной и достаточной информации о земельных участках, опровергаются материалами дела.

Так утверждение Караваева В. А. о недостаточности источников информации, использованных Центрально-Черноземным филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка» при проведении работ, и применение недостаточного числа факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков, опровергается материалами дела.

Согласно п.2.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве информации используются: цены сделок (купли-продажи, аренда, ипотека); цены предложения (купля- продажа, аренда), информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости. В качестве источников информации могут быть: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости. Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В случае недостаточной рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости. В целях определения достоверности собранной точной информации проводится ее статистический анализ.

Из Приложения 7 к Отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области усматривается, что исполнителем были проведены работы по сбору рыночной информации из всех утвержденных источников, о которых идет речь в Методических указаниях по государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов /электронный вариант/.

На основании собранной информации о рыночной стоимости земельных участков была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости для каждой группы земельных участков. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что полученная информация о рыночной стоимости земельных участков на территории населенных пунктов Липецкой области являлась достаточной.

В соответствии со ст. З Федерального закона от 29 июля 1998 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости является профессиональной оценочной деятельностью субъектов оценочной деятельности, отвечающих требованиям статьи 4 Федерального законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с п. З Федерального стандарта Требования к отчету об оценке, утвержденного Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 254, являете частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов обосновывается и при этом согласовывается на заседании межведомственной комиссии. Степень влияния факторов определяется на основании статистического анализа рыночных цен на объекты недвижимости и отражается в уравнении в зависимости от ценообразующих факторов.

Судом установлено, что состав факторов определения стоимости в разрезе групп видов разрешенного использования земельных участков населенных пунктов на территории Липецкой области был утвержден на заседании областной межведомственной комиссии 22 августа 2007 года /приложение № 2/ - представлено на электронном носителе к Отчету. Обоснование выбора факторов стоимости приводится в п. 3.2.1 и 3.2.6.1 Отчета. У суда нет оснований для признания проведенной группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов неправильной. Группировке земельных участков посвящен раздел 3.2.4 Отчета. Основанием для произведенной группировке послужила схожесть населенных пунктов между собой по уровню экономического развития, динамика развития рынка недвижимости и значениям факторов стоимости. Основанием для такой группировки явился анализ рынка недвижимости и качественных факторов стоимости, что соответствует п.2.2.4 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Доводы заявителя о неправильном объединении населенных пунктов в группы не подтверждены никакими доказательствами.

Из анализа отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области по состоянию на 01.01.2007 года и приложений к нему, рабочих материалов к заседанию областной межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Липецкой области, материалов к заседанию областной межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и согласования результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Липецкой области следует, что исполнителем все требования положений пункта 2.2.2 Методических указаний, касающихся факторов стоимости земельных участков, были выполнены.

Контроль за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации в силу требований действующего федерального законодательства осуществляется компетентным органом государственной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными Управлениями в субъектах Российской Федерации.

Суд с учетом представленных доказательств приходит к выводу, такой контроль осуществлялся и при проведении работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области, и при определении удельных показателей.

Представленный Центрально-Черноземным филиалом «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Роснедвижимости по всем показателям, в том числе полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку. Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении Центрально-Черноземным филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка»- ВИСХАГИ работ по кадастровой оценке Роснедвижимостью установлено не было, в связи с чем было принято решение о соответствии отчета Центрально-Черноземного филиала ФГУП «Госземкадастрсъемка»- ВИСХАГИ Методическим указаниям, а согласованные результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки направлены в Управление Роснедвижимости по Липецкой области и впоследствии представлены на утверждение в администрацию Липецкой области.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащих заявителям земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, на что ссылается заявитель, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений Липецкой области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно пунктам 1 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 08 апреля 2000 года № 316 государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раз в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года для целей налогообложения и иных целей. Из этого следует, что государственной кадастровой оценке подвергаются все сформированные земельные участки, определен лишь временной промежуток для проведения такой оценки. Учитывая, что последняя государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Липецкой области проводилась в 2003 году, то проведение государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007 года не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав Караваева В.А., поскольку проведена не ранее 3 лет и не позднее 5. Изменения, происходящие в финансово-экономической сфере, правового значения не имеют.

Не имеет правового значения и довод заявителя, что в качестве аналога земельному участку Караваева В.А. взяты всего три земельных участка в других населенных пунктах, поскольку это не противоречит ни Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, ни Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, ни Административному регламенту исполнения федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель», о чем прямо указано в Акте проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № 5, в котором отражено, что Отчет соответствует Методическим указаниям.

Из материалов дела следует, что средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка истца, не сформированного на момент проведения кадастровой оценки, определен в разрезе кадастровых кварталов, что соответствует Методическим указаниям.

Довода истца о том, что 23.07.2010 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата по Липецкой области» принято решение №20/10-4637 о проведении кадастрового учета изменений в объект недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером, в соответствии с которым вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка изменен на ВРИ №9 - для промышленного использования, для которого удельный показатель кадастровой стоимости равен 2785,02 (вместо 7384,63 - при ВРИ №5), не может служить основанием для признания результатов кадастровой оценки земель недействительными. Изменение вида разрешенного использования предусмотрено действующим законодательством, носит заявительный характер, действует с момента принятия решения и на правоотношения, возникшие до принятия решения об изменении вида разрешенного использования, не распространяется.

При указанных обстоятельствах требования Караваева В.А. о перерасчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в иске Караваеву к администрации Липецкой области, Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Управлению Росреестра по Липецкой области, ФГУ «Земельная кадастровая палата Липецкой области», ФГУП «Госземкадастрсъемка»-ВИСХАГИ о перерасчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером, признании недействительными отчетов и актов, положенных в основу постановления администрация Липецкой области от 08 декабря 2008 года, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 17.11.2010 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200