Дело № 2-10300/10
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 ноября 2010 года
Советский районный суд г. Липецка Липецкой областив составе:
председательствующего Сарафановой Е.В.
при секретаре Чурсиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке
дело по иску Прокопцивой ФИО2 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Липецке о праве на досрочное назначение пенсии.
У С Т А Н О В И Л:
Решением от 26 августа 2010 года ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке отказало Прокопцивой Т.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере при неполном льготном стаже в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12. 2001 года № 173 ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа 9 лет. По выводам ответчика имеется 8 лет 0 месяцев 3 дня.
С указанием на действующее законодательство и Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11, в специальный стаж не включены периоды с 21.01. 1991 года по 30.01. 19991 года и с 24.05. 1991 года по 18.06. 1992 года - нахождения заявительницы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет, но до достижения им возраста 3-х лет.
Прокопцива Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере при неполном льготном стаже в соответствии с абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с 15.09. 2010 года - момента наступления права, засчитав в ее специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды с 21.01. 1991 года по 30.01. 19991 года и с 24.05. 1991 года по 18.06. 1992 года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, ссылаясь на то, что законодательство, действующее в оспариваемый период, не содержало ограничений, препятствующий включению такого отпуска в специальный стаж, дающий право на пенсию.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Мельников А.А. заявленный иск не признал, полагала, что отказ в назначении пенсии является законным и правомерным, полностью поддержала доводы, изложенные в Решении Пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Право на получение пенсии является конституционным правом каждого гражданина.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.
Согласно пп.6 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Суд установил:
Истица Прокопцива Т.М. родилась Дата обезличена года.
Как следует из записей в трудовой книжке истицы, подтверждается справками ее работодателя в период с 01.08. 1983 года по 08.09. 1992 года истица работала инспектором пенсионного сектора в отделе социального обеспечения Магаданского облисполкома (г. Магадан).
Указанная местность относится к районам Крайнего Севера.
Общая продолжительность работы истицы в отделе социального обеспечения Магаданского облисполкома составляет 9 лет 1 месяц.
17.08. 2010 года полагая, что выработала необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, с учетом снижения пенсии, стаж работы в районах Крайнего Севера, Прокопцива Т.М., в связи с приближением возраста 52 лет, обратилась в Управление пенсионного фонда РФ гор. Липецка с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии с абз. 3 п/п 6 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
26.08. 201 года ответчик отказал Прокопцивой Т.М. в назначении пенсии, указав на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере при неполном льготном стаже. По выводам ответчика имеется на дату обращения 8 лет 0 месяцев 3 дня. Из специального стажа исключены периоды: с 21.01. 1991 года по 30.01. 1991 года и с 24.05. 1991 года по 18.06. 1992 года - нахождения заявительницы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.
Из представленных документов и объяснений сторон следует:
Прокопцива Т.М. имеет дочь Алину, родившуюся Дата обезличена года. В периоды: с 21.01. 1991 года по 30.01. 1991 года и с 24.05. 1991 года по 18.06. 1992 года истица находилась в отпусках по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет, но до достижения им возраста 3-х лет.
На момент рождения ребенка истица проживала и работала в гор. Магадане, что относится к районам Крайнего Севера.
Данный факт не оспаривался ответчиком.
Настаивая на удовлетворении своих требований, истица пояснила, что по просьбе своего работодателя, в период с 31.01.1991 года по 23.05.1991 года она выходила на работу, - и данный период засчитан в ее «Северный стаж».
Приходя к выводу о правомерности требований истицы о включении в ее специальный стаж периодов: с 21.01. 1991 года по 30.01. 19991 года и с 24.05. 1991 года по 18.06. 1992 года - нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет, но до достижения им возраста 3-х лет, суд исходит из следующего:
До 06.10.1992 года - вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение матерям периода дополнительного отпуска по уходу за новорожденными детьми в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» было предусмотрено увеличить повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Данное постановление действовало с 22.07.1989 года.
В соответствии с пунктом 3 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет вводится одновременно по всей стране с 01.12.1989 года. Всем женщинам, по их желанию, может предоставляться с 1 декабря 1989 года такой отпуск независимо от того, когда они использовали отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Если женщине по совместному решению администрации предприятия, объединения, организации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 1 декабря 1989 года, то этот период включается в общий, непрерывный стаж работы по специальности.
Пункт 7 вышеуказанного Разъяснения предусматривает, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждение за годовые результаты работы предприятия; В стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам: при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, а так же в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акта СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства».
Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 года закреплено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
То обстоятельство, что Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и статьей 256 Трудового Кодекса РФ не предусмотрено включение периодов отпусков по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, суд не может признать основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку указанным нормативным актам обратная сила не придана.
Коль скоро, оспариваемые истицей периоды отпуска по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3- х лет: с 21.01.1991 года по 30.01.1991 года и с 24.05. 1991 года по 18.06.1992 года имели место в период действия ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года, то эти периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающих право на пенсию на льготных условиях.
Таким образом, стаж работы истицы Прокопцивой Т.М. в районах Крайнего Севера на момент обращения к ответчику за назначением пенсии составил более 9 лет, что дает истице право на трудовую пенсию со снижением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 3 года. При стаже работы в районах Крайнего Севера 9 лет пенсионный возраст для истицы должен составлять 52 года.
Таким образом с 15.09.2010 года - момента достижения требуемого законом возраста, у истицы возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с азб. 3 п/п 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л:
Признать за Прокопцивой ФИО3 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере при неполном стаже, в соответствии с азб. 3 п/п 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке назначить Прокопцивой ФИО4 с 15.09.2010 года (момента наступления права) досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере, засчитав в специальный стаж периоды: с 21.01.1991 года по 30.01.1991 года и с 24.05.1991 года по 18.06.1992 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в течение 10 дней.
Председательствующий
решение не вступило в законную силу