Дело № 2-10410/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14.12. 2010 года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Долговой Л.П.
при секретаре Коновалове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуевой ФИО7 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
УСТАНОВИЛ:
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке № 792 от 12.08.2010 г. Зуевой О.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа ( имеется 25 лет 6 месяцев 25 дней вместо 30 лет). В специальный стаж не включены периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении ( 1год работы как 1 год и 6 месяцев), поскольку в данное время сохранялись только трудовые отношения и не осуществлялась лечебная деятельность, в то время как в соответствии с п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ применяется в отношении периодов работы. Также не включен в специальный стаж период службы по специальности в качестве медицинской сестры в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.11 п.1 статьи 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» от 29.10.2002г. № 781 такая служба не предусмотрена.
Зуева О.С. обратилась в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учётом включения в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев. Также просила включить в специальный стаж период работы по специальности медицинская сестра в медицинской части следственного изолятора №1 УИН Минюста России по Липецкой области. Отказ ответчика в назначении пенсии считает неправомерным и нарушающим ее права.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в г.Липецке по доверенности Мельников А.А. иск не признал, пояснив, что отказ в назначении пенсии является законным и правомерным.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.
В силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.
В соответствии с пп.20 п.1 ст.. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости утверждаются Правительством РФ.
Аналогичную норму, за исключением указания на статус лечебных учреждений, содержала ст. 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Из пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» следует, что врачам – хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данные правила также предусматривали исчисление в полуторном размере работу оперирующих врачей - специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей - заведующих, операционных медицинских сестер, включая старших; акушерок, включая старших; медицинских сестер перевязочных в отделениях хирургического профиля стационаров, среди которых поименованы различные отделения, в том числе гинекологическое.
Одновременно названным Постановлением было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком 1991 года, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением от 22.09.1999 г.
В соответствии с «Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» к работе оперирующих врачей - специалистов всех наименований, в том числе оперирующих врачей - заведующих, операционных медсестер, включая старших, отделений хирургического профиля применяется льготный порядок исчисления трудового стажа.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 также предусматривается должность медсестры поликлиники, больницы. При этом служба по специальности в органах уголовно-исполнительной системы не предусматривается.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Из представленной суду трудовой книжки судом установлено, что истица Зуева О.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МСЧ завода «Свободный Сокол» на должности акушерки в родильном отделении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала там же в должности акушерки родильного отделения, с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ работала в МСЧ ОАО НЛМК медсестрой в стоматологическом центре, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала медсестрой в стоматологическом отделении, с ДД.ММ.ГГГГ принята в учреждение ЮУ-323/СТ-1 УИН УВД Липецкой области на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой стоматологического кабинета медчасти, с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность медицинской сестры среднего медицинского персонала медицинской части учреждения, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медсестры стоматологического кабинета медчасти, где работала по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ назначена в следственном изоляторе № УИН Минюста России по <адрес> на должность медицинской сестры фтизиатрического кабинета медицинской части, где работает по настоящее время.
Из материалов дела судом установлено, что истица Зуева О.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ рождения, справкой МУЗ городская больница «Свободный Сокол», материалами пенсионного дела.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что периоды работы истицы, предшествующие уходу ФИО3 в отпуск по беременности и родам включен в специальный стаж истицы в льготном порядке: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев. Данные обстоятельства подтверждаются и материалами пенсионного дела.
В силу п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
. Согласно информационному письму Минтруда России и Пенсионного фонда РФ №7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 года отпуск по беременности и родам включается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку рассматривается как период получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью.
Учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в оплачиваемом отпуске по беременности и родам, в указанный период временной нетрудоспособности работодателем истицы должны были производиться отчисления на государственное социальное страхование, истице выплачивалось пособие по социальному страхованию, суд считает, что данный период подлежат включению в специальный стаж истицы в том же порядке, что и выполняемая до ухода в отпуск работа, то есть в отношении указанного периода должен быть применен льготный порядок исчисления стажа, то есть 1 год работы за 1 год 6 месяца.
Также судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица Зуева О.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, что усматривается из указанных выше материалов гражданского и пенсионного дела.
Поскольку в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 6.10.1992 г., было предусмотрено, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет, засчитывается общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, суд считает, что период нахождения истицы в частично оплачиваемом отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ( в данном случае до полутора лет) подлежит включению в стаж работы по осуществлению лечебной деятельности, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
При этом суд принимает во внимание, что до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости в льготном порядке ( 1 год как 1 год и 6 месяцев), о чем просила истица в отношении периода с 05.03.1984г. по 09.07.1985г.
Кроме того, Постановлением Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005г. закреплено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Следовательно, после вступления в силу вышеуказанного закона (6 октября 1992г.) отпуск по уходу за ребенком не включается в специальный стаж, а до указанной даты он подлежит включению в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, а также Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005г., суд полагает, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (полутора лет) учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица прослужила в ГУ следственный изолятор №1 УИН Минюста России по Липецкой области, то есть в органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно справке Следственного изолятора № (ФБУ ИЗ -48\1 УФСИН России по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ Зуева О.С. в оспариваемый период служила в органах уголовно-исполнительной системы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры стоматологического кабинета медицинской части учреждения Тюрьмы №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры стоматологического кабинета медицинской части следственного изолятора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры фтизиатрического кабинета медицинской части следственного изолятора№1; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ освобождена и зачислена в распоряжение следственного изолятора №.
Приказом Управления исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ по Липецкой области от 29.01.2001г. утвержден перечень изменений в штатных расписаниях исправительных колоний 1-6, воспитательной колонии, тюрем №1,2 УИН Минюста России по Липецкой области. Из представленного суду Перечня изменений в штатном расписании тюрьмы №1 усматривается, что в графе «наименование структурных подразделений и должностей» отдельно выделено структурное подразделение - медицинская часть, в состав которой входит стоматологический кабинет, фтизиатрический кабинет, процедурный кабинет.. В данных кабинетах предусмотрены должности медицинских сестер.
Приказом Управления исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ по Липецкой области от 16.09.2002г. №422 были утверждены структуры и штатные расписания подразделений управления исполнения наказаний. Согласно утвержденным штатным расписаниям по тюрьме №1 было выделено структурное подразделение медицинская часть, в состав которой входили стоматологический и фтизиатрический кабинеты, кабинет для лечения психических больных и лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, рентгеновский кабинет.
Также штатными расписаниями следственного изолятора №1 за 2003, 2004года было предусмотрено в составе учреждения отдельное структурное подразделение медицинская часть, в состав которой входили, в том числе, стоматологический и фтизиатрический кабинеты.
Согласно приказу начальника ФБУ ИЗ-48/1 УФСИН России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Зуева О.С. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность медицинской сестры стоматологического кабинета медицинской части по контракту сроком на три года. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Зуева О.С. назначена на должность медсестры фтизиатрического кабинета медицинской части по контракту сроком на пять лет. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Зуева О.С. с ДД.ММ.ГГГГ зачислена в распоряжение следственного изолятора №.
В соответствии со справкой следственного изолятора № от ДД.ММ.ГГГГ медицинская часть со стационаром на 10 коек ФБУ ИЗ-48 /1 УФСИН России имеет лицензию № ФЗ 48 01 -000299 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой поводятся работы ( услуги) выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе, при осуществлении специальной медицинской помощи по фтизиатрии; работы ( услуги), выполняемые при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе, при осуществлении специализированной медицинской помощи по фтизиатрии, что предполагает наличие специально обученного сотрудника – медсестры фтизиатрического кабинета медицинской части со стационаром на 10 коек ФБУ ИЗ-48\1 УФСИН России по Липецкой области Зуевой О.С.
Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках и так далее, являющихся структурными подразделениями организаций ( воинских частей).
Анализ представленных суду доказательств в совокупности, позволяет суду сделать вывод о том, что в следственном изоляторе в период с 2001-2004гг. имелась медицинская часть, являвшаяся структурным подразделением данной организации, о чем свидетельствуют данные штатных расписаний, приказы по Управлению исполнения наказаний по Липецкой области. Из должностных обязанностей медсестры стоматологического кабинета и медсестры фтизиатрического кабинета усматривается, что в обязанности истицы, как медсестры, входит осуществление медицинской деятельности, подчиняется она непосредственно врачу медчасти.
Осуществление истицей в медчасти со стационаром именно медицинской деятельности подтверждается также справкой следственного изолятора ( л.д.68).
Однако суд считает исковые требования в части включения спорного периода работы в специальный стаж необоснованными и соглашается с выводами ответчика, не включившего в специальный стаж истицы период службы по специальности в органах уголовно-исполнительной системы, по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Служба в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системы является особым видом государственной службы. Правовое положение сотрудников органов уголовно-исполнительной системы определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую – не страховые периоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N555.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно приказу начальника следственного изолятора №1 УИН по Липецкой области № 90 л-с от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ уволена по сокращению штатов сержант внутренней службы ФИО3, бывшая медсестра фтизиатрического кабинета медицинской части следственного изолятора. Выслуга лет составила : календарная – 8 лет 10 месяцев 18 дней; льготная – 10 лет 6 месяцев 23 дня. В соответствии с Постановлением Совмина, Правительства РФ №941 от 22.09.1993г. п.18 – сохранить в течение одного года со дня увольнения со службы выплату оклада по специальному званию; п.19 – выплатить ей единовременное пособие в размере пяти месячных окладов денежного содержания. Стаж службы для выплаты единовременного пособия составляет 3 года 4 месяца 9 дней.
Таким образом, суд считает установленным, что истица при увольнении с военной и приравненной к ней службы воспользовалась льготами, предусмотренными Положением о службе в органах внутренних дел РФ, касающимися выплаты единовременного пособия и оклада в течение года.
При таких обстоятельствах период прохождения истицей службы по специальности в качестве медицинской сестры в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Таким образом, на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии её специальный стаж составил 26 лет 4 месяца 27 дней, вместо 30 лет требуемых по закону, что не дает ей право на досрочное назначение пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке засчитать Зуевой ФИО8 в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды нахождения в отпуске про беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении :1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
В удовлетворении иска Зуевой ФИО9 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский суд <адрес> в течение 10 дней.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 15.12.2010г.