о праве на пенсию, мед. стаж



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2010 года

Советский районный суд г. Липецка Липецкой области

в составе:

председательствующего Сарафановой Е.В.

при секретаре Плугаревой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке

дело по иску Семенихиной ФИО8 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке о праве на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ УПФ РФ по Октябрьскому округу гор. Липецка (правопреемником которого в настоящее время является - ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке) отказало 27 января 2005 года Семенихиной Г.Ф. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( в настоящее время п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») из-за отсутствия требуемого специального стажа, имеется 15 лет 3 месяца 04 дня.

В стаж лечебной деятельности не засчитаны периоды:

- работы с 21.03.1978 года по 16.07.1979 года в должности медсестры детсада № 86 треста «Липецстрой», с 17.07.1979 года по 12.03.1982 года в должности медицинской сестры в детском саду-яслях № 27 и с 16.03.1982 года по 12.05.1986 года в должности старшей медицинской сестры в детском саду № 70 так как учреждение детский сад, не предусмотрено как Списком…, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, так и Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066;

- с 10.08.1994 года по 31.10.2000 год, в должности диетсестры пищеблока АООТ «Липецк-Трактор-Мед», так как разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 не поименована должность диетсестры;

- со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 - период с 05.01.1994 года по 06.01.1994 года, 01.01.2003 года - отпуска без сохранения заработной платы;

- с 01.11.2000 года по 29.11.2004 года, со ссылкой на индивидуальные сведения, поданные работодателем истца в Пенсионный фонд в исполнение ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», отразившим в лицевом счете Семенихиной Г.Ф. указанный период без специальной кодировки, подтверждающей факт работы в особых условиях труда.

Семенихина Г.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Отказ ответчика в назначении пенсии считает необоснованным, нарушающим ее пенсионные права. Просила суд обязать ответчика назначить ей пенсию с 12.10.2007 года (с учетом 3-х годичного срока исковой давности обращения в суд за защитой своих интересов), засчитав в специальный стаж периоды работы: с 21.03.1978 года по 16.07.1979 года в должности медсестры детсада № 86 треста «Липецстрой», с 17.07.1979 года по 12.03.1982 года в должности патронажной, а затем старшей (с 07.01.1980 года) медицинской сестры в детском саду-яслях № 27 и с 16.03.1982 года по 12.05.1986 года в должности старшей медицинской сестры в детском саду № 70, ссылаясь на то, что занималась в эти периоды лечебной и иной деятельностью непосредственно связанной с охранной здоровья детского населения, работая в специальной медицинской службе детских дошкольных учреждения. Законодательство, действовавшее в указный период времени, предусматривало возможность включения данной работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в связи с осуществлением лечебной деятельности. Так же просила суд засчитать в специальный стаж периоды работы с 10.08.1994 года по 31.10.2000 года, в должности диетсестры пищеблока АООТ «Липецк-Трактор-Мед», и с 01.11.2000 года по 29.11.2004 года в должности медицинской сестры диетической МУГБ «Липецк-Мед», поскольку в указанное время она фактически выполняла обязанности соответствующие обязанностям медицинской сестры, что предусмотрено Списком № 781, утвержденного Постановлением Правительства от 29.10.2002 года.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования сославшись на доводы изложенные выше.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ гор. Липецка Мельников А.А. заявленные требования не признал, пояснив, что отказ в назначении пенсии является законным и правомерным, при этом ссылался на доводы, изложенные в Протоколе заседания комиссии по пенсионным вопросам от 27 января 2005 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ФЗ «трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 с. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 22.12.2008 года - ранее п/п 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ) право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Аналогичную норму, за исключением указания на статус лечебных учреждений, содержала ст. 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.

Судом установлено:

Истица Семенихина Г.Ф. имеет средне-специальное медицинское образование. Трудовую деятельность начала в 1975 году.

Согласно данным трудовой книжки: 18.03.1975 года принята на должность медсестры терапевтического отделения МСЧ Липецкого литейного завода «Центролит», 01.08.1975 года переведена на должность медсестры физиотерапевтического кабинета, 14.03.1978 года освобождена от должности по собственному желанию; 21.03.1978 года принята на должность медсестры в детский сад № 86 треста «Липецкстрой», 16.07.1979 года уволена по собственному желанию, 16.07.1979 года принята на должность патронажной медицинской сестры в детский сад-ясли № 27; с 07.01.1980 года переведена там же на должность старшей медицинской сестры; 12.03.1982 года уволена с занимаемой должности; с 16.03.1982 года по 12.05.1986 работала старшей медсестрой детского сада № 70; с 27.05.1986 года принята на должность операционной медсестры больницы скорой мед. помощи, где проработала по 03.08.1994 года; с 10.08.1994 года по 06.12.1999 года работала на должности диетсестры пищеблока АООТ «Липецк-Трактор-Мед»; с вновь 08.12.1999 года принята на должность диетсестры пищеблока АООТ «Липецк-Трактор-Мед»; с 01.11.2000 года во изменении штатного расписания должность переименована в медсестру диетическую; 08.08.2003 года на основании решения общего собрания акционеров от 07.06.2003 года АООТ «Липецк-Трактор-Мед» переименовано в ОАО «Липецк-Трактор-Мед»; 28.08.2003 года изменено наименование должности «медсестры диетической» на должность «медицинская сестра диетическая»; 31.01.2005 года истица уволена в порядке перевода в МУ ГБ «Липецк-Мед», куда принята на должность медицинской сестры диетической стационара и откуда уволена 04.08.2006 года. С 14.08.2006 года по 18 мая 2007 года Семенихина Г.В. работала в должности медицинской сестры по диетическому питанию в ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов»; с 22 мая 2007 года по настоящее время истица работает в должности медицинской сестры диетической общебольничного персонала стационара «Липецк-Мед».

30 ноября 2004 года, полагая, что выработала необходимый для назначения трудовой пенсии стаж лечебной деятельности, истица обратилась в Управление пенсионного фонда РФ по Октябрьскому округу гор. Липецка с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.

27.01.2005 года ответчик отказал Семенихиной Г.Ф. в назначении пенсии, указав на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностьи по охране здоровья населения. Основания отказа изложены в настоящем решении выше. По выводам ответчика истица имела на момент обращения с заявлением о назначении ей пенсии 15 лет 3 месяца 04 дня специального стажа, что является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2001 года (в настоящее время - п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика указала на то, что периоды работы истицы с 21.03.1978 года по 16.07.1979 года в должности медсестры детсада № 86 треста «Липецстрой», с 17.07.1979 года по 12.03.1982 года в должности медицинской сестры в детском саду-яслях № 27 и с 16.03.1982 года по 12.05.1986 года в должности старшей медицинской сестры в детском саду № 70, с 10.08.1994 года по 31.10.2000 год, в должности диетсестры пищеблока АООТ «Липецк-Трактор-Мед», и с 01.11.2000 года по 29.11.2004 года в должности медицинской сестры диетической МУГБ «Липецк-Мед» не подлежат включению в специальный стаж, так как разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, не предусмотрено такое наименование учреждения как детский сад и такая должность как «медицинская сестра диетическая».

Суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к следующему:

Как видно из материалов дела, в оспариваемые истицей периоды работы медицинской сестрой в детских садах: с 21.03.1978 года по 16.07.1979 года; с 17.07.1979 года по 12.03.1982 года; с 16.03.1982 года по 12.05.1986 года - действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятым в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях.

В разделе П «Врачи и другие медицинские работники» Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, названного выше Постановления, была предусмотрена должность медицинской сестры и среди «Лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений»» такие учреждения как: «детские ясли», «детские сады», объединенные ясли-сады».

Данное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года, в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», и вступлением в силу Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Пунктом 3 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (в редакции действовавшей до 22 сентября 1993 года), которым были утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, было предусмотрено сохранение за работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истица указала, что работая медицинской сестрой в детских садах и детском саде-яслях в силу своих функциональных обязанностей проводила утренние и профилактические медицинские осмотры детей, посещавших садик; делала детям прививки; отпускала детям по назначению врача оздоровительные и закаливающие процедуры; оказывала необходимую первую неотложную медицинскую помощь как детям, посещавшим детский сад, так и работающим в этом учреждении взрослым; следила за соблюдением санэпидрежима в столовой. Свою работу осуществляла во взаимном контакте с врачами детской городской поликлиники, на территории обслуживания которой располагался детский сад.

Доказательств, опровергающих доводы истицы, суду ответчиком не представлено.

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые истицей периоды работы: с 21.03.1978 года по 16.07.1979 года; с 17.07.1979 года по 12.03.1982 года; с 16.03.1982 года по 12.05.1986 года - подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на пенсию в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При этом суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.ю1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Поскольку Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего медицинские работники, в том числе и истица, не могли предвидеть в дальнейшем исключение из специального стажа определенных периодов.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Проанализировав доводы сторон, суд не может согласиться с доводами ответчика, отказавшего истице во включении в ее специальный стаж медицинской деятельности периода работы в должности медсестры диетической стационарного лечебного учреждения с 10.08.1994 года по 31.10.1999 года.

Судом бесспорно установлено, не оспаривалось представителем ответчика, что в указанный период действовало Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет».

В соответствии со «Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности подлежала зачету в специальный трудовой стаж.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пении за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 Постановления № 1066 от 22.09.1999 года.

Таким образом, не имеется никаких препятствий для включения в специальный стаж истицы периода ее работы с 10.08.1994 года по 31.10.1999 года - в должности медицинской сестры диетической стационарного лечебного учреждения.

Однако, дальнейшая работ а истицы в этой же должности, не может быть включена в специальный стаж Семенихиной Г.Ф., дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Отказывая истице во включении в ее специальный стаж периодов работы с 01.11.1999 года по 31.10.2000 года и с 01.11.2000 года по 29.11.2004 года, суд исходит из следующего:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, как и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривает такие должности как «медицинская сестра», «медицинская сестра участковая», «медицинская сестра палатная (постовая)», «медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя)», «операционная медицинская сестра», «медицинская сестра процедурной», «медицинская сестра перевязочной», «медицинская сестра по массажу», «медицинская сестра по физиотерапии» и т.д., в графе «Наименование учреждений» того же Списка указаны медико-санитарные части, больницы всех наименований, противотуберкулезные диспансеры, санатории (курорты), в том числе детские, для лечения туберкулеза всех форм.

Таким образом, из дословного содержания названных выше нормативных актов следует, что такой должности как «медицинская сестра диетическая» ни Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, ни Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, не содержат.

С учетом изложенного не имеет значения, что в указанных выше Списках поименована должность «медицинская сестра» без указания на конкретную трудовую функцию.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения в специальный стаж истицы, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы с 01.11.1999 года по 31.10.2000 года и с 01.11.2000 года по 29.11.2004 года - не имеется.

Возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости для определенных граждан законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда ( в данном случае лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода), при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но различных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Отсюда и наличие в Списке должности «медицинская сестра» одновременно с должностями медицинская сестра с указанием на непосредственную трудовую функцию свидетельствует о том, что должность «медицинская сестра» в данном случае является не родовым понятием, предполагающим право на досрочное пенсионное обеспечение всех без исключения медицинских сестер, а самостоятельную должность с конкретными функциональными обязанностями, отличными от обязанностей медицинских сестер с указанием на непосредственную трудовую функцию.

Поскольку, при включении в специальный стаж истицы периодов работы: с 21.03.1978 года по 16.07.1979 года; с 17.07.1979 года по 12.03.1982 года; с 16.03.1982 года по 12.05.1986 года; с 10.08.1994 года по 31.10.1999 года, на день обращения с заявлением о назначении пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности, специальный стаж Семенихиной составит 28 лет 7 месяцев 14 дней, что менее установленной законодателем продолжительности специального стажа (30 лет), для установления права на пенсию в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и что исключает возможность удовлетворения заявленных исковых требований в части признания за истицей такого права.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л:

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Липецке засчитать в специальный стаж Семенихиной ФИО9, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в соответствии с п/п 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы: с 21.03.1978 года по 16.07.1979 года; с 17.07.1979 года по 12.03.1982 года; с 16.03.1982 года по 12.05.1986 года; с 10.08.1994 года по 31.10.1999 года.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в течение 10 дней.

Председательствующий

решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200