Дело № 2-12079/10Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 декабря 2010 г. гор. Липецк
Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе
председательствующего Лопатиной Н.Н.
при секретаре Лаврентьевой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по заявлению Улановой * об оспаривании действий должностного лица органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Уланова М.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица МУ «Управление главного смотрителя города Липецка», указывая, что она получила предписание от 14 декабря 2010 г. об очистке прилегающей территории и автопарковки в срок до 20.12.2010 г. Это предписания заявитель просит признать незаконным, поскольку никаким нормативным актом не предусмотрена обязанность физического лица производить очистку прилегающей территории от снега. Она наряду со своим мужем Улановым Г.Б. является собственником помещения, находящегося в многоквартирном жилом <адрес>, в котором осуществляет свою профессиональную деятельность нотариуса. Помещение не является обособленным, отдельно стоящим сооружением, а является частью многоквартирного дома. Ею, как физическим лицом, заключен договор с ООО Управляющая компания «Центральная», по которому Управляющая компания обязана поддерживать надлежащее санитарно-гигиеническое состояние общедомового имущества многоквартирного дома и придомовой территории. Заявитель просит признать предписание незаконным, поскольку это предписание возлагает на неё обязанность, не предусмотренную законом либо иным нормативным актом.
Заявитель Уланова М.П. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела своевременно извещалась, в суд направила своего представителя.
Представитель заявителя Уланов А.Г. по доверенности от 22.12.2010 г. заявление поддержал в полном объеме, от требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя – отказался.
Представитель МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» Фурсов С.Л. по доверенности от 09.11.2010 г. против жалобы возражал, указывая, что предписания в адрес заявителя об очистке прилегающей территории и автопарковки вынесено компетентным должностным лицом на основании закона, поскольку обязанность по очистке прилегающей территории возложена на пользователей земельных участков, к которым относится заявитель.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов и должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права или свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу разъяснений, данных Верховным Судом РВ в постановлении Пленума от 10 февраля 2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):… органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления…, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. К должностным лицам, в частности, относятся: …должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов. В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены. По правилам, предусмотренным главой25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
Согласно Уставу муниципального учреждения «Управление главного смотрителя города Липецка», учреждение создано органом муниципальной власти, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка, на него возложены функции контроля за санитарным содержанием и техническим состоянием магистральных улиц и улиц частного сектора, содержанием и техническим обеспечением автомобильных дорог г. Липецка.
С учетом указанных выше положений действия должностного лица МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» могут быть оспорены гражданами в порядке ст. 254 ГПК РФ.
Согласно Положению об отделе по контролю за санитарным содержанием города МУ «Управление главного смотрителя города Липецка», отдел осуществляет контроль за благоустройством и санитарным состоянием дорог, площадей, скверов и других объектов благоустройства. Работники отдела имеют право выдавать предписания, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами по восстановлению нарушенного благоустройства, а также в случае несоблюдения «Правил благоустройства территорий г. Липецка», составлять протоколы об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что должностным лицом МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» в адрес заявителя вынесено предписание от 14.12.2010 г. об очистке прилегающей территории и автопарковки в срок до 20.12.2010 г.
В соответствии с Правилами благоустройства территорий города Липецка, утвержденными
решением Липецкого городского Совета депутатов от 29 марта 2005 г. N 28 (с изменениями от 28 апреля 2009 г.) юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города. Пользователи земли обязаны обеспечивать ежедневную санитарную очистку и уборку не только отведенных им территорий, но и прилегающей территории на расстоянии до 10 метров по периметру от границ земельного участка, определенного планом, прилагаемым к техническому паспорту. Исключение составляют промышленные предприятия, гаражные кооперативы, автозаправочные станции и садоводческие товарищества, которые обязаны убирать и содержать в надлежащем санитарном состоянии прилегающую территорию на расстоянии до 50 метров по периметру. Уборка территорий, которая должна производиться в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, включает в себя:
- уборку площадей, тротуаров, дорог, проездов, набережных, дворовых территорий, остановочных площадок общественного транспорта;
- сбор и вывоз уличного мусора и смета, снега и льда, хранение мусора и отходов в закрытых контейнерах, содержание в чистоте и технически исправном состоянии мест установки контейнеров и самих контейнеров;
- содержание скверов, парков, зеленых насаждений, газонов, спортивных, детских и бытовых площадок, малых архитектурных форм;
- поддержание в чистоте и технически исправном состоянии всех инженерных коммуникаций, сооружений и объектов внешнего благоустройства;
- своевременный ремонт и окраску фасадов зданий, сооружений, крыш, входных дверей, экранов балконов и лоджий, водосточных труб, вывесок и световой рекламы, малых архитектурных форм и опор уличных светильников, мемориальных досок, остановочных павильонов, телефонных кабин, малых спортивных сооружений, элементов благоустройства кварталов, садов, замену домовых знаков и аншлагов, разбитых стекол и урн, а также мытье фасадных дверей и окон.
В случае, когда предприятия, организации, учреждения, магазины располагаются вдоль дорог, проездов улиц, по которым осуществляется проезд общественного транспорта, на их владельцев возлагается уборка территории до бордюрного камня, включая прибордюрную часть дороги (п.2.1).
Правилами благоустройства определено понятие пользователи земли – это собственники, владельцы, арендаторы, застройщики зданий, сооружений и прилегающих к ним придомовых территорий. Придомовая территория - земельный участок, на котором расположено здание (группа зданий). Границы придомовой территории определяются планом земельного участка, прилагаемого к техническому паспорту. К придомовым территориям относятся тротуары у зданий, участки, занятые зелеными насаждениями между домами и тротуарами, въезды во дворы, территории дворов, дворовые и внутриквартальные проезды, территории мест отдыха, хозяйственных, спортивных, детских и контейнерных площадок, расположенных внутри кварталов многоквартирного жилого фонда.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № Уланов Г.Б. является собственником нежилого помещения № (лит.А) с подвалом общей площадью 203,2 кв. м, расположенного по адресу <адрес>. Поскольку заявительница является супругой Уланова Г.Б., то указанное нежилое помещение принадлежит им по праву общей совместной собственности (ст. 34 Семейного Кодекса РФ).
Указанное нежилое помещение располагается в многоквартирном жилом доме.
В соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Таким образом, заявитель является пользователем земельного участка, находящегося под принадлежащим ей объектом недвижимости.
Границы придомовой территории определяются планом земельного участка, прилагаемого к техническому паспорту. Поскольку нежилое помещение, принадлежащее заявителю, находится в многоквартирном жилом доме, то определить границы придомовой территории, прилегающей к земельному участку, на котором находится недвижимое имущество заявителя, не представляется возможным. Выполнить требование, содержащее в предписании от ДД.ММ.ГГГГ об очистке прилегающей территории на расстоянии до 10 метров по периметру от границ земельного участка, определенного планом, прилагаемым к техническому паспорту, заявитель не имеет возможности, поскольку эти границы земельного участка для заявителя не установлены. Границы придомовой территории, прилегающей к земельному участку, на котором находится недвижимое имущество заявителя, определены для всего многоквартирного жилого дома.
Заявителем заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № на содержание общего имущества жилого дома с ООО «ГУК «Центральная», согласно которому на ГУК «Центральная» возлагается обязанность по поддержанию надлежащего санитарно-гигиенического состояния общедомового имущества и придомовой территории.
Распоряжением Администрации г. Липецка от 24 декабря 2009 г. N 434-р "О мерах по содержанию дорог и тротуаров города Липецка в зимний период 2009-2010 г.г." руководителям организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, рекомендовано принять необходимые меры по обеспечению своевременной уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов в соответствии с Правилами благоустройства территорий города Липецка, принятыми решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.03.2005 N 28. МУ "Управление главного смотрителя г. Липецка" (Кулаков В.Е.), МУСПАТ по уборке г. Липецка (Востриков А.С.) в первоочередном порядке обеспечивать очистку от снега дорог по маршрутам движения городского пассажирского транспорта.
Таким образом, обязанность по очистке придомовой территории возлагается на ООО «ГУК «Центральная», а по очистке автопарковок, которые являются элементом автомагистрали – на специализированные предприятия.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Предписание в адрес заявителя от 14.12.2010 г. не содержит указания на должностное лицо, вынесшее его. В предписании имеется подпись начальника МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» В.Е. Кулакова, однако от его имени подпись выполнена другим лицом. Установить лицо, вынесшее предписание от 14.12.2010 г., не представляется возможным, равно как и установить полномочия этого лица по вынесению предписания.
Указанные выше обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что предписание должностного лица МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» от 14 декабря 2010 г. в адрес заявителя об очистке прилегающей территории и автопарковки, вынесено не уполномоченным должностным лицом, в нарушение прав и свобод заявителя, поскольку на заявителя незаконно возложена обязанность по очистке территории.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
предписание должностного лица МУ «Управление главного смотрителя города Липецка» от 14 декабря 2010 в адрес Улановой, обязывающее произвести очистку прилегающей территории и автопарковки в срок до 20.12.2010 г., - признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2010 г.