о признании права на регистрацию



Дело № 2-11834/10 Р Е Ш Е Н И Еи м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

29 декабря 2010 г. гор. Липецк

Советский районный суд города Липецка Липецкой области в составе

председательствующего Лопатиной Н.Н.

при секретаре Лаврентьевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке дело по иску Мартыновой к УФМС России по Липецкой области о признании права на регистрацию по месту жительства,

у с т а н о в и л:

Мартынова Л. И. обратилась в суд с иском к УФМС по Липецкой области о признании права на регистрацию по месту жительства, указывая, что она является собственником садового домика, расположенного на земельном участке № * по линии №* в садоводческом некоммерческом товариществе *, общей площадью 15,2 кв. м, в котором постоянно проживает, другого жилья не имеет, постоянно нигде не зарегистрирована. Она обратилась в Правобережный отдел УФМС Липецкой области с заявлением о регистрации её по его месту жительства, в садовом домике №* по линии №* в садоводческом некоммерческом товариществе * (район цемзавода), однако в этом ей было отказано со ссылкой на отсутствие условий для проживания в этом домике круглогодично. Считая неправомерным отказ в регистрации её по месту жительства, истица просит признать за ней право на регистрацию по месту жительства и обязать УФМС по Липецкой области в лице отделения в Правобережном округе произвести её регистрацию по месту жительства - в садовом домике №*по линии №* в садоводческом некоммерческом товариществе * (район цемзавода) в г. Липецке.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела своевременно извещался, о чем имеются сведения, о причинах неявки суд не извести. Суд считает причину неявки ответчика в судебное заседание неуважительной.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). При этом данное право в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан по месту жительства в пределах РФ. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. В силу ст. 4 названного Закона органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В силу ст. 6 названного Закона гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом предъявляется документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней со дня предъявления документа на регистрацию.

Из указанных положений закона следует, что регистрация носит уведомительный, а не разрешительный характер. Лицо по собственной воле определяет, какое из законно занимаемых им жилых помещений будет зафиксировано как его место жительства, и независимо от времени его фактического проживания в нем оно без его желания не может по произволу власти превратиться в место пребывания на том основании, что он находится там редко и кратковременно. Иное означало бы нарушение конституционного права свободно выбирать место пребывания и жительства. Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией

Из материалов дела следует, что истица по договору купли-продажи от 07.06.2008 г. приобрела в собственность земельный участок №* по линии №* в садоводческом некоммерческом товариществе * (район цемзавода) в г. Липецке с расположенным на нем кирпичным садовым домиком площадью 15,2 кв. м. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.06.2008 г. № 475791 истица является собственником указанного земельного участка и расположенного на нем садового домика.

Согласно справки садоводческого некоммерческого товарищества * от 01.10.2010 г. истица проживает на территории садоводческого товарищества, в садовом домике, расположенном на земельном участке №*по линии №8.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №444 истица зарегистрирована временно по месту пребывания по адресу: *, на период с 26 марта 2010 г. по 26 марта 2011 г.

Как следует из экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» от 23.11.2010 г., Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 25.11.2010 г., садовый домик, принадлежащий истице, электрифицирован, имеет отопление от местного источника (печное), водоснабжение – от уличной колонки, туалет – надворный, жилая комната обеспечена естественными освещением и вентиляцией. Садовый домик соответствует санитарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, требованиям действующих норм и правил пожарной безопасности.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008г. N7-П, абзац второй статьи1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов

Отказ начальника отделения в Правобережном округе УФМС по Липецкой области в регистрации истицы по её фактическому месту жительства, в садовом домике, расположенном на земельном участке №* по линии №*садоводческого некоммерческого товарищества * является незаконным. Конституционный смысл регистрации сводится к тому, что эта мера является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место жительства.

Поскольку регистрация носит уведомительный характер, в орган регистрационного учет истицей предъявлены надлежащие документы на её регистрацию по месту жительства, оснований для отказа в регистрации по месту жительства не имелось, то должностное лицо, ответственное за регистрацию, обязано было в течение трех дней со дня предъявления документов произвести регистрацию гражданина по его месту жительства.

При указанных обстоятельствах требования истца о признании пава на регистрацию по месту жительства является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать за Мартыновой * право на регистрацию по месту жительства в садовом домике, расположенном на земельном участке №* по линии №*садоводческого некоммерческого товарищества * в г. Липецке и обязать УФМС по Липецкой области в лице отделения в Правобережном округе произвести регистрацию Мартыновой * по указанному месту жительства в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200