о признании недействительным распоряжения главы администрации



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года город Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Торговченковой О.В.,

при секретаре Карлиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Постникова В.Ф. к администрации города Липецка о признании недействительным распоряжения заместителя главы администрации г.Липецка,

У С Т А Н О В И Л:

Постников В.Ф. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка о признании незаконным распоряжения заместителя главы администрации г.Липецка от 11.08.2010 года №768-рз в части отказа в принятии его на учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, и о возложении на администрацию г.Липецка обязанности поставить его на учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении. Свои требования истец обосновывал тем, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, нуждается в получении жилого помещения, т.к. своего не имеет, проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности.... 29.04.2010 года он обратился в администрацию г.Липецка с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет. Однако распоряжением заместителя главы администрации г.Липецка от 11.08.2010 года №768-рз ему отказано в постановке на учет в связи.... При вынесении указанного решения ответчиком не принят во внимание ответ органа местного самоуправления муниципального образования Горловское сельское поселение Скопинского района Рязанской области о том, что дом. ..не благоустроен, требует капитального ремонта и не пригоден для проживания. Кроме того, право собственности на указанный дом никем не оформлено.

Отказ органа местного самоуправления истец считает незаконным.

В судебном заседании истец Постников В.Ф. вышеуказанные исковые требования поддержал, ссылаясь на незаконность и необоснованность распоряжения заместителя главы администрации города Липецка от 11.08.2010 года №768-рз в части отказа в принятии его на учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении.

Представитель администрации города Липецка по доверенности Чемелева Г.П. иск не признала, сославшись на законность принятого органом местного самоуправления решения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:

нарушены права или свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» от 01.07.1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» регламентируется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, критерием постановки инвалида – участника Великой Отечественной войны на учет на улучшение жилищных условий является его нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регламентированы ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы ст. 54 ЖК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

По делу установлено, что Постников В.Ф. является инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., что подтверждается соответствующим удостоверением.

В соответствии со справкой ему установлена. ...группа инвалидности бессрочно.

Из выписки из домовой книги от 30.03.2010 года следует, что истец зарегистрирован по месту жительства и проживает в. ... Помимо истца в данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и проживают:.... В соответствии с выпиской из финансово-лицевого счета собственника от 02.09.2010 года общая площадь квартиры составляет кв.м., в том числе жилая –кв.м. Согласно договору, зарегистрированному Липецким БТИ, собственниками кв. являются:...

29.04.2010 г. Постников В.Ф. обратился в администрацию города Липецка с заявлением о постановке его на учёт ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». К заявлению были приложены: выписка из домовой книги; выписка из лицевого счета; справки БТИ; Справки УФРС; копии паспорта, удостоверения, страхового пенсионного свидетельства. Данное обстоятельство подтверждается заявлением истца и распиской в получении документов, выданной Управлением по учёту и распределению жилья администрации города Липецка.

Распоряжением заместителя главы администрации города Липецка от 11.08.2010 г. № 768-рз в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ истцу отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении, как представившему документы, которые не подтверждают его право состоять на учёте нуждающихся в жилом помещении.

Суд считает, что вышеуказанное распоряжение заместителя главы администрации г. Липецка об отказе Постникову В.Ф. в принятии его на учёт ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилом полмещении, противоречащим закону и нарушающим права истца по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010г.) постановлено необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Являясь инвалидом Великой Отечественной войны, истец в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением. Данная социальная гарантия истцом не была реализована. Доказательств обратного суду не представлено.

Отказывая истцу в постановке на учет ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилом помещении, администрация города Липецка исходила из того, что Постникову В.Ф. принадлежит на праве собственности дом. Однако суд не может согласиться с данным доводом истца по следующим основаниям.

Как следует из справки администрации муниципального образования. .., домовладение фактически значится по праву собственности за Постниковым В.Ф. Юридически право собственности не оформлено.

В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно справке ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от 07.04.2010 г. и уведомлению Управления Росреестра по Рязанской области от 14.12.2010 года истец на праве собственности жилого помещения не имеет.

При таких обстоятельствах утверждения ответчика о принадлежности истцу жилого дома не основаны на законе.

Более того, из справки администрации муниципального образования от 05.07.2010 года №2411 следует, что дом требует капитального ремонта, в доме нет коммуникаций (не подведен природный газ, нет воды). Инвалиду. ..группы в вышеуказанном доме проживать невозможно.

Согласно п.3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Справка от 05.07.2010 года №2411, свидетельствующая о непригодности жилого дома для проживания, выдана администрацией муниципального образования..., то есть органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит разрешение данного вопроса.

Каких-либо доказательств, порочащих вышеназванное доказательство, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, в котором проживал истец до переезда в г.Липецк, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

Как установлено судом, истец зарегистрирован в кв.. ... Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности..... Сам истец жилого помещения на праве собственности не имеет.

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что он, его дочь, зять, внук, правнучка несмотря на то, что проживают в одной квартире, членами одной семьи не являются. Дочь проживает со своей семьей и ведёт отдельное от истца хозяйство, бюджеты у них разные. Истец проживает одной семьей со своей супругой.

Каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные доводы истца, суду администрацией города Липецка не представлено, как не представлено суду и доказательств, свидетельствующих о том, что истец является членом семьи своей дочери, в то время как бремя доказывания данных обстоятельств и законность вынесенного распоряжения лежат именно на органе местного самоуправления. Сам факт того, что истец, его дочь, зять, внук и внучка зарегистрированы и проживают по одному адресу, а так же наличие между ними близких родственных связей не свидетельствует бесспорно о том, что они являются членами одной семьи, а поэтому ссылку представителя администрации города Липецка на данные обстоятельства суд считает необоснованной.

Учитывая, что администрация города Липецка ничем не опровергла доводы Постникова В.Ф. и доказательств, свидетельствующих о том, что он, его дочь, зять и внук являются членами одной семьи не представила, суд считает ссылку представителя ответчика на положения ст. 31 ЖК РФ, ст. 10 Семейного кодекса РФ и п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14, без учёта фактически установленных по делу обстоятельств, необоснованной и свидетельствующей о неверном толковании и применении норм действующего законодательства.

Более того, в силу п.4 ст.2 Положения «О порядке использования муниципального жилого фонда на территории г.Липецка», утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 29 марта 2005 года № 27, муниципальное жилое помещение по договору социального найма предоставляется по норме.

Норма предоставления муниципального жилого помещения в городе Липецке - не менее 15 кв. м, но не более 19 кв. м общей площади на человека.

Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях города Липецка -13,5 кв. м общей площади на человека.

Как установлено по делу, в квартире, где в настоящее время зарегистрирован по месту жительства и проживает истец, зарегистрированы и проживают 6 человек. Общая площадь квартиры составляет кв.м., в том числе жилая –кв.м.

Таким образом, обеспеченность граждан общей площадью жилого помещения, проживающих в квартире, на день обращения истца с заявлением в орган местного самоуправления составляла кв.м. при норме – 13,5 кв.м.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все представленные в ходе рассмотрения дела доказательства, сопоставив их с вышеуказанными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются основания, позволяющие признать Постникова В.Ф. нуждающимся в улучшении жилищных условий, а поэтому, отказывая ему в постановке на учёт ветеранов Великов Отечественной войны, нуждающихся в жилом помещении, администрация города Липецка нарушила положения действующего законодательства РФ, а так же право истца состоять на вышеуказанном учёте и быть в последующем обеспеченным жилым помещением в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Следовательно, распоряжение заместителя главы администрации города Липецка от 11.08.2010 года №768-рз в части отказа Постникову В.Ф. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях является незаконным и подлежит отмене, а на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность поставить истца на учет ветеранов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях, с учётом даты подачи им заявления от 29.04.2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным и подлежащим отмене распоряжение заместителя главы администрации города Липецка от 11 августа 2010 года №768-рз «О принятии на учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в получении жилых помещений, отказе в принятии на учет и переводе очереди» в части отказа Постникову В.Ф. в принятии на учёт граждан, нуждающихся жилых помещениях.

Обязать администрацию города Липецка поставить Постникова В.Ф. на учёт ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в получении жилых помещений, с даты подачи им заявления – 29 апреля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение 10 дней.

Судья О.В.Торговченкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200